Что такое война? Я спросил у отца
Это сотни солдат, пулеметный огонь,
Это кровь, это смерть, это дождь из свинца.
Что не всходы растит, а зловещий огонь…
2. Изучение нового материала
– В жизни каждой страны – своя
история, в которой сотни событий. Но военные страницы этой истории – это особая глава. Сегодня на уроке мы будем
изучать историю Великой Отечественной войны. Нам предстоит с вами узнать о
самой трагической странице в мировой истории
Почему называется Отечественной?
Когда началась? Кто вторгся на территорию СССР? Знаете ли вы главнокомандующего
Советской армией? А фашистской? Каких героев Вов вы знаете?
Доска
Война – это..
Учитель: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в
нашу жизнь ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами,
миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей
не досчиталась страна. Разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сёл и деревень,
взорвано свыше32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров
железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа.
Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
Утром 22 июня 1941 г . на одной из
Брестских улиц лежала девочка с не заплетенными косичками и её кукла. Многие
запомнили эту девочку, запомнили навсегда. Не звонкими кострами, а горьким
испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете 1941 г . Дети войны… Они рано
и быстро взрослели… Не детская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной
мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок.
Давайте обратимся к воспоминаниям Лели Зайцевой (15 лет).
«Июнь. Ясное солнечное утро.
Москва какая-то новая под лучами утреннего солнца. Вода Москвы-реки озорно
блестит на солнце. Я с подружкой, счастливая возвращаюсь из школы домой с аттестатом
зрелости. На лето у меня были большие планы. Я собиралась поехать в деревню,
недалеко от Клина, побывать в домике П. И. Чайковского в Клину и
путешествовать. Лето, казалось, будет интересным. Вот уже 22 июня. Какая
сегодня погода? Но вот по радио передали сообщение о нападении Германии на
СССР. Всё это казалось миражом. Но вскоре пришлось поверить в это».
Звучит песня «Вставай страна огромная»
8 сентября 1941 года, захватив
город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград
оказался полностью блокирован с суши.
С каждым днем в городе таяли
запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм , а служащие и
дети по 125 грамм .
Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Зимой 1941-1942 года в городе не
было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные
непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.
Замерзли водопровод и
канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду
под обстрелами.
Смерть входила во все дома. Свыше
640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Многие знают печальную историю
11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на
Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В
те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических
записей.
«28 декабря 1941 года. Женя
умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г .».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г .».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942
год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г .»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась
одна Таня».
При первой же возможности Таню
Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение,
нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на
могиле Тани был поставлен памятник.
Я говорю с тобой под свист
снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах заснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками, сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю:
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе Россия,
От имени российских матерей!
Видеоролик «Блокада Ленинграда»
(2 мин.)
На (2) фотографии изображен
мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у
сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он
заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики
ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на
фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и
фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Рассказ о мальчике.
Женя 13 летний подросток,
возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была
табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он
попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой
немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно
ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили
мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что
совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его
станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все
мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь
производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли.
Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой
страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где
служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Слайд 3
- Что здесь изображено? Как вы
думаете?
У стога сена сидит пожилой
человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием.
Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это
говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на
дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу
землю.
- А кто такие партизаны?
Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные
дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.
Ребята о чем говорят эти
фотографии?
Дети полностью старались заменить
своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских
отрядах.
Видеоролик Вечный огонь
Мозговой штурм. Древо решений
Как сохранить мир на земле?
Ветераны войны - наша гордость и
слава,
Уходите вы – навсегда, насовсем.
А тогда вы с боями дошли до
рейхстага,
Поднимая народ с онемевших колен.
Отстояли вы землю родную когда-то
-
Спасибо за это, за верность
стране.
За то, что любуюсь сегодня я
садом,
А солнце – свободно горит в
вышине.
Нет шума разрывов и схваток
ужасных,
Слёз и стенаний, седых матерей.
Спасибо ещё раз – воин
бесстрашный,
Что спас ты народ свой от рук
палачей.
Да, раны болят, но держитесь,
родные.
Сил и терпения вам на года.
Пусть не волнуют вас войны отныне
И никогда не приходит беда.
День Победы пришёл, добра вам и
счастья,
Благодарность всех нас и низкий
поклон!
Поводов больше – любить и
смеяться,
Внуков и правнуков – радости в
дом.
Живите же долгие дни, ветераны!
Вы, не задумавшись, бросились в
бой -
Дом свой спасая и ближние страны
-
Русской улыбкой, открытой душо
Творч. работа «Спасибо деду за победу»
Комментариев нет:
Отправить комментарий