«Азбука – к мудрости ступенька»
- разобрать синтаксически;
- ступенька – по составу
Л. Пантелеев
Буква "ТЫ"
Учил я когда-то одну маленькую
девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять
месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с
ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша»,
и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква—«я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг
с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал букву, дал
ей как следует её рассмотреть и сказал:
—А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с
удивлением на меня посмотрела и говорит:
—Ты?
—Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе:
это буква «я».
—Буква «ты»?
—Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и
говорит:
—Я и говорю: ты.
—Да не я, а буква «я».
—Не ты, а буква «ты»?
—Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы,
голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь,
что это не я, а что это буква так называется— «я»?
Нет, — говорит, —почему не понимаю? Я понимаю.
—Что ты понимаешь?
Это не ты, а это буква так называется—«ты».
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей
объяснить, что я—это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только
буква?
—Ну, вот что, — сказал я наконец,—ну, давай
скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом
спрашивает:
—Говорить?
—Ну-ну... конечно.
Вижу—молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
—Ну, что же ты?
—Я сказала.
_А я не слышал, что ты сказала.
—Ты же мне велел про себя говорить. Вот я
потихоньку и говорю.
—Что же ты говоришь? Она оглянулась и
шёпотом—на ухо мне:
—Ты!..
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и
забегал по комнате.
Внутри у меня уже всё кипело, как вода в
чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса
посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая
бестолковая.
Но и мне тоже было стыдно, что я — большой
человек— не могу научить маленького человека правильно читать такую простую
букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке,
ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:
—Это кто? Она говорит: Это я.
—Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она
говорит:
—Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик
сморщился—вот-вот заплачет.
—Что же ты, —я
спрашиваю,—понимаешь?
Понимаю, —говорит, — что это я.
Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
—Ясно, —говорит. — Это буква «ты».
—Да не «ты», а «я»!
—Не я, а ты.
—Не я, а буква «я»!
—Не ты, а буква «ты».
—Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
—Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты».
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
—Нет такой буквы! —закричал я.--Пойми ты,
бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я».
Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
—Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая
губы.
Потом уронила голову на стол и заплакала. Да
так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.
—Хорошо, — сказал я. —Как видно, мы с тобой и
в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти
гулять. На сегодня--хватит.
Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко
и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать?
Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?
«Ладно, —решил я. —Забудем о ней.
Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
И на другой день, когда Иринушка, весёлая и
раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о
вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и
сказал:
—А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне
что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поёрзала на
стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами,
бегло, не переводя дыхания, прочла:
—Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
—Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что
ещё за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому
написано: «Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А
потом говорю:
—Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
—Яблоко? Так, значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом
спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит,
опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».
И я сказал:
—Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.
Даже очень нехорошо говорить
неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем
бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила
бы: вместо «яблоко»—«тыблоко», вместо «ярмарка»—«тырмарка», вместо
«якорь»—«тыкорь» и вместо «язык»—«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже
большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма
без одной ошибки.
Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный
И трудолюбивый.
А – аптекарь,
Б – бочар,
В – валяльщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-простачок,
З – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик франтоватый,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик,
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
У – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак фотолюбитель,
Х – художник-баталист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник,
Щ – щенок его Букетик,
Э – электрик-энергетик,
Ю – юрист,
Я – а дальше:
- это я, мои друзья!
(И. Токмакова)
ЖИВЫЕ БУКВЫ
(Стихотворная азбука имён и профессий)
Алик – авиатор (это значит – летчик) –
Алым самолетом режет облака.
Боря – барабанщик.
Влас – водопроводчик.
Глеб – гранатометчик, меткая рука.
Дима –
Детский доктор. Ходит он в
больницу.
Ева –
Ездит в цирке на коне верхом.
Женя –
Жница в поле.
Жнет она пшеницу.
Зинаида –
Зодчий.
Значит, строит дом.
Игорь – самый главный
Инженер завода –
Из фанеры строит новый пароход.
Костя капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки Костя
поплывет.
Леня – лучший лоцман. Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.
Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днем и ночью – в бурю и в
туман.
Николай – наборщик. Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой.
Осип –
Огородник,
Он копает брюкву.
Павел –
Пограничник,
Парень боевой.
Родион –
Рабочий,
Рудокоп в Донбассе.
Соня –
Санитарка.
Толя –
Тракторист.
Умная
Ульяна
Учит деток в классе.
Федя –
Физкультурник, первый футболист.
Харитон – художник. Он для вас картинки
Хорошо умеет кистью рисовать.
Цезарь вам картинки вытравит на цинке,
Цинковые доски передаст в печать.
Чарли – это черный мальчик-африканец.
Чужестранцам Чарли чистит
башмаки.
Черною суконкой он наводит
глянец,
Часто получая только тумаки.
Шура – славный штурман.
Штурмовал он льдины.
Шквал ему не страшен, в стужу он
не мерз.
Щелкают копыта. Это с Украины
Щорс верхом несется, настоящий
Щорс.
Эрик, мой приятель, чинит выключатель.
Это наш электрик, слесарь и
монтер.
Юрий будет дельным
Юнгой корабельным.
Юрий любит бури и морской
простор.
Яков – знаменитый маленький садовник –
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.
Я на днях учиться к Якову пойду.
Из истории
В 863 году произошло важное в
жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два
брата ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из
греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые
были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык
несколько важнейших церковных книг.
За этот подвиг братья, позже, уже
после смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех
славянских странах в мае как День славянской письменности. От имени одного из
братьев было образовано и название древней славянской азбуки – «кириллица».
Но некоторые буквы из той первой
славянской азбуки исчезли из нее. А это что за странные буквы? Они оказывается,
тоже из кириллицы, да вот до наших дней не дошли. Это буквы «ЯТЬ», «ЮС»,
(большой и малый), «КСИ», «ИЖИЦА». Были еще «ФИТА» и «ФЕРТ», которые обозначали
один и тот же звук «ф», с той лишь разницей, что «ФИТА» употреблялась
исключительно в словах греческого происхождения, а «ФЕРТ» - во всех остальных.
Теперь ни названия «ФИТА», ни самой этой буквы в нашем алфавите и в помине нет.
И названия «ФЕРТ» тоже нет, а сама буква, ее начертание (к примеру в слове
«фамилия») существует и поныне.
Тридцать три родных сестрицы,
писаных красавицы,
На одной живут странице, а
повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные
сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними
подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все
теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали –
заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали в
азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети: вот
они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем,
кто с ними не знаком.
- Какие же буквы опоздали?
Найдите их место в азбуке.
Полминутки для шутки
Как превратить цветочный горшок в
травянистый ковер парка , стадиона?(вазон-газон)
Можно ли из обертки для конфеты
сделать красивый
бант для девочки? (фант-бант)
Какой предмет утверждает , что он
– детская болезнь ?(я-корь)
Какая часть ноги содержит сто
элементов танца? (сто – па)
1. Определите и назовите
словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из
которых может быть самостоятельным словом.
а) Первое обозначает большой
танцевальный вечер. второе - отдельную партию в некоторых играх. Какое это
слово? (БАЛ-КОН)
б) Первая часть искомого слова
означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами, а вторая
яввляется окончанием глагола настоящего времени 3-го лица единственного числа I
спряжения. (ПАРК-ЕТ)
в) В слове БЕЙ замените букву,
означающую согласный звонкий мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему
по глухости-звонкости, и вы узнаете первую часть слова. Вторая часть - предлог,
который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из
которых обозначает звонкий согласный звук. Третья часть - орфограмма в слове
РУБЕЖ. Назовите новое словарное слово. (ПЕЙ-ЗА-Ж)
2. Замена буквы (букв) в исходном
слове по указанным учителем признакам
а) В слове ПЕЧЬ замените первую
букву другой, которая обозначает один из непарных твёрдых согласных, и назовите
слово, с которым мы познакомимся на уроке (ЖЕЧЬ)
б) В слово ПАКЕТ добавьте букву,
обозначающую непарный звонкий твёрдый согласный, и вы узнаете слово (ПАРКЕТ)
в) Исключите из слова РЕДЬКА
букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые
составляют предлог, употребляемый только с родительным падежом и обозначающий
направление "откуда-нибудь". (ИЗРЕДКА)
В окружающей нас действительности
звуки бывают разные: журчание ручья, шелест листвы, пение птиц, скрип колес…
Это звуки окружающего мира, а есть звуки речи – это звуки,
которые мы произносим и слышим. В
образовании звуков речи
принимают участие многие органы нашего
организма.
- Какие органы нашего
организма принимают участие в образовании звуков?
(Легкие, дыхательное горло, гортань, рот,
губы, зубы, язык).
- Эти же органы имеются и у животных.
Почему речь дана лишь человеку?
(Есть потребность в общении)
Это раздел науки о языке,
изучающий звуки речи – фонемы ( греч. «phone» - звук, голос)
В языке все, о чем мы хотим сказать,
выражено звуками, но сами по
себе звуки ничего
не обозначают: [о], [д], [м], если же их произнести в другом
порядке: [дом], то становится ясно, о чем говорится. Из звуков создаются
слова, для каждого звука в слове есть свое место. Если изменить место звука в
слове или заменить его, то изменится и смысл слова:
дом – том – сом – сон – сок – кок – кон
– ком …
Могут ли быть отдельные звуки
словами, т.е. выражать определенные «смыслы»?
Такие слова есть: в, с, к
– предлоги; а, и – союзы, а, о, у – междометия (
слова, выражающие различные чувства). Но выражать «смыслы» они будут в
соединении с другими словами: в друге, с другом, к
другу; снег и дождь, не снег, а дождь; О
Днепр…У, как холодно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий