воскресенье, 6 сентября 2015 г.

К уроку "Азбука" 5 класс.

«Азбука – к мудрости ступенька»
- разобрать синтаксически;
- ступенька – по составу



Л. Пантелеев
Буква "ТЫ"

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква—«я».
 И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:
 —А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
 —Ты?
 —Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».
 —Буква «ты»?
 —Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит:
 —Я и говорю: ты.
 —Да не я, а буква «я».
 —Не ты, а буква «ты»?
 —Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется— «я»?
 Нет, — говорит, —почему не понимаю? Я понимаю.
 —Что ты понимаешь?
 Это не ты, а это буква так называется—«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я—это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только буква?
 —Ну, вот что, — сказал я наконец,—ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
 Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
 —Говорить?

—Ну-ну... конечно.
 Вижу—молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
 Я говорю:
 —Ну, что же ты?
 —Я сказала.
 _А я не слышал, что ты сказала.
 —Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
 —Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом—на ухо мне:
 —Ты!..
 Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
 Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.
 Но и мне тоже было стыдно, что я — большой человек— не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:
 —Это кто? Она говорит: Это я.
 —Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит:
 —Понимаю...
 А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился—вот-вот заплачет.


—Что же ты, —я спрашиваю,—понимаешь?
 Понимаю, —говорит, — что это я.
 Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
 —Ясно, —говорит. — Это буква «ты».
 —Да не «ты», а «я»!
 —Не я, а ты.
 —Не я, а буква «я»!
 —Не ты, а буква «ты».
 —Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
 —Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
 —Нет такой буквы! —закричал я.--Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
 —Ты, ты, ты, — пролепетала она, едва разжимая губы.
 Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.
 —Хорошо, — сказал я. —Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня--хватит.
 Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.
 А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, —решил я. —Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
 И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
 —А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.
 Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:
 —Тыкову дали тыблоко.
 От удивления я даже на стуле подскочил:
 —Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?
 Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».
 Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
 —Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
 Она удивилась и говорит:
 —Яблоко? Так, значит, это буква «я»?
 Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».
 И я сказал:
 —Да, правильно. Это буква «ты».
 Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.


Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»—«тыблоко», вместо «ярмарка»—«тырмарка», вместо «якорь»—«тыкорь» и вместо «язык»—«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.















































Был на речке на Чернильной
 Город маленький, непыльный,
 С незапамятных времен
 Букваринском звался он.
 Там, не ведая невзгод,
 Очень славный жил народ:
 Хлебосольный,
 Незлобивый,
 Дружный
 И трудолюбивый.


А – аптекарь,

Б – бочар,

В – валяльщик,

Г – гончар,

Д – дробильщик здоровенный,

Е – ефрейтор, он военный,

Ж – жестянщик-простачок,

З – закройщик-старичок,

И – историк бородатый,

К – красильщик франтоватый,

Л – лудильщик,

М – маляр,

Н – носильщик,

О – овчар,

П – писатель,

Р – радист,

С – сапожник,

Т – турист,

У – бесстрашный укротитель,

Ф – чудак фотолюбитель,

Х – художник-баталист,

Ц – известный цимбалист,

Ч – чудесный часовщик,

Ш – шофер, большой шутник,

Щ – щенок его Букетик,

Э – электрик-энергетик,

Ю – юрист,

Я – а дальше:

- это я, мои друзья!

(И. Токмакова)

 
ЖИВЫЕ БУКВЫ
 (Стихотворная азбука имён и профессий)



Алик – авиатор (это значит – летчик) –
Алым самолетом режет облака.

Боря – барабанщик.

Влас – водопроводчик.

Глеб – гранатометчик, меткая рука.

Дима –
Детский доктор. Ходит он в больницу.

Ева –
Ездит в цирке на коне верхом.

Женя –
Жница в поле.
Жнет она пшеницу.

Зинаида –
Зодчий.
Значит, строит дом.

Игорь – самый главный
Инженер завода –
Из фанеры строит новый пароход.

Костя капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки Костя поплывет.

Леня – лучший лоцман. Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.

Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днем и ночью – в бурю и в туман.

Николай – наборщик. Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой.

Осип –
Огородник,
Он копает брюкву.

Павел –
Пограничник,
Парень боевой.

Родион –
Рабочий,
Рудокоп в Донбассе.

Соня –
Санитарка.

Толя –
Тракторист.

Умная
Ульяна
Учит деток в классе.

Федя –
Физкультурник, первый футболист.

Харитон – художник. Он для вас картинки
Хорошо умеет кистью рисовать.

Цезарь вам картинки вытравит на цинке,
Цинковые доски передаст в печать.

Чарли – это черный мальчик-африканец.
Чужестранцам Чарли чистит башмаки.
Черною суконкой он наводит глянец,
Часто получая только тумаки.

Шура – славный штурман.
Штурмовал он льдины.
Шквал ему не страшен, в стужу он не мерз.

Щелкают копыта. Это с Украины
Щорс верхом несется, настоящий Щорс.

Эрик, мой приятель, чинит выключатель.
Это наш электрик, слесарь и монтер.

Юрий будет дельным
Юнгой корабельным.
Юрий любит бури и морской простор.

Яков – знаменитый маленький садовник –
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.
Я на днях учиться к Якову пойду.


Из истории
В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг.
За этот подвиг братья, позже, уже после смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки – «кириллица».

Но некоторые буквы из той первой славянской азбуки исчезли из нее. А это что за странные буквы? Они оказывается, тоже из кириллицы, да вот до наших дней не дошли. Это буквы «ЯТЬ», «ЮС», (большой и малый), «КСИ», «ИЖИЦА». Были еще «ФИТА» и «ФЕРТ», которые обозначали один и тот же звук «ф», с той лишь разницей, что «ФИТА» употреблялась исключительно в словах греческого происхождения, а «ФЕРТ» - во всех остальных. Теперь ни названия «ФИТА», ни самой этой буквы в нашем алфавите и в помине нет. И названия «ФЕРТ» тоже нет, а сама буква, ее начертание (к примеру в слове «фамилия») существует и поныне.


Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали – заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали в азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком.

- Какие же буквы опоздали? Найдите их место в азбуке.



Полминутки для шутки

Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка , стадиона?(вазон-газон)

Можно ли из обертки для конфеты сделать красивый

бант для девочки? (фант-бант)

Какой предмет утверждает , что он – детская болезнь ?(я-корь)

Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)




1. Определите и назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.
а) Первое обозначает большой танцевальный вечер. второе - отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (БАЛ-КОН)
б) Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями, иногда аттракционами, а вторая яввляется окончанием глагола настоящего времени 3-го лица единственного числа I спряжения. (ПАРК-ЕТ)
в) В слове БЕЙ замените букву, означающую согласный звонкий мягкий звук, на букву, означающую звук, парный ему по глухости-звонкости, и вы узнаете первую часть слова. Вторая часть - предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук. Третья часть - орфограмма в слове РУБЕЖ. Назовите новое словарное слово. (ПЕЙ-ЗА-Ж)

2. Замена буквы (букв) в исходном слове по указанным учителем признакам
а) В слове ПЕЧЬ замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твёрдых согласных, и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке (ЖЕЧЬ)
б) В слово ПАКЕТ добавьте букву, обозначающую непарный звонкий твёрдый согласный, и вы узнаете слово (ПАРКЕТ)
в) Исключите из слова РЕДЬКА букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляемый только с родительным падежом и обозначающий направление "откуда-нибудь". (ИЗРЕДКА)















         В окружающей нас действительности звуки бывают разные: журчание ручья, шелест листвы, пение птиц, скрип колес…
   Это звуки окружающего мира, а есть звуки речи – это звуки, которые мы произносим и слышим.  В  образовании  звуков  речи  принимают участие многие органы нашего
   организма.
- Какие органы нашего организма принимают участие в образовании звуков?
    (Легкие, дыхательное горло, гортань, рот, губы, зубы, язык).
 - Эти же органы имеются и у животных.
    Почему речь дана лишь человеку?
    (Есть потребность в общении)


Это раздел науки о языке, изучающий звуки речифонемы ( греч. «phone» - звук, голос)

      В языке все, о чем мы хотим сказать, выражено звуками, но  сами  по  себе  звуки  ничего  не обозначают: [о], [д], [м], если же их произнести в другом порядке: [дом], то становится ясно, о чем говорится. Из звуков создаются слова, для каждого звука в слове есть свое место. Если изменить место звука в слове или заменить его, то изменится и смысл слова:
    дом – том – сом – сон – сок – кок – кон – ком …

Могут ли быть отдельные звуки словами, т.е. выражать определенные «смыслы»?
Такие слова есть: в, с, к – предлоги; а, и – союзы, а, о, у – междометия ( слова, выражающие различные чувства). Но выражать «смыслы» они будут в соединении с другими словами: в друге, с другом, к другу; снег и дождь, не снег, а дождь; О Днепр…У, как холодно!


Комментариев нет:

Отправить комментарий