воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Мой мастер-класс


Работа была представлена на конкурс "45 минут славы"
Формирование ценностных и жизненных ориентиров личности на уроках литературы

Научно-методическая проблема. Формирование ценностных и жизненных ориентиров личности на уроках литературы

Ведущий тип урока: урок-дискуссия, урок-диалог

Цель: развитие   коммуникативных, творческих, мыслетехнических, рефлексивных способностей; усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; реализация творческого потенциала обучающихся через использование активных методов обучения


Задачи: формирование  моральных ценностей и смысложизненных ориентиров обучающихся; стимулирование личностного восприятия, нравственного выбора, который делает каждый ученик, постигая содержание произведения, обогащая свои познания и представления о мире, находя в нем личностный смысл, пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Актуальность: одна из основных задач урока литературы заключается в  формировании   моральных ценностей обучающихся. Постижение авторского замысла, открытие смыслов художественного произведения способствует формированию ценностных установок учащихся, обеспечению условий для развития личности, содействиет положительной мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Технологии: «Школа диалога культур»; технология развивающего обучения; технология образно-эмоционального восприятия, ИКТ

Методы: дискуссия, диалог,  организационно-деятельностной игры (ОДИ), проблемный, частично-поисковый (метод эвристического обучения),  метод  встречных усилий, микрофон, рисование ассоциаций, в ШДК - зеркало, сословие, сократический диалог, внесюжетная вставка

Основные принципы построения комфортного обучающего пространства
·        Принцип открытости. Предполагает возможность добровольного вхождения и выхода ученика из диалога, вовлечение в него всех присутствующих и заинтересованных лиц.
·        Принцип удовлетворенности средой общения. Ориентирует на уважительное отношение к позиции собеседника, даже в тех случаях, когда мнения дискурсантов существенно расходятся.
·        Принцип согласованности. Все участники дискуссии, или, по крайней мере, большинство из них, должны быть заинтересованы и согласны вести диалог на, поставленную педагогом или школьниками, тему.
·        Принцип синтеза обучающих методик. Диалог может затрагивать вопросы изучаемой темы учебного курса. В зависимости от их содержания и уровня рассмотрения и ситуативных обстоятельств педагог должен быть готов применить широкую номенклатуру методов обучения, или  объединять их в комплексы.
·        Принцип «зоны перспективного развития». Предполагает обсуждение не только актуальных вопросов, значимых для «ближайшего» развития, но и более отдаленной перспективе. Поиск ответов на такие вопросы задает «вектор» интеллектуального и личностного совершенствования ученика.
·        Принцип концептуальной целостности. Предполагает опору на положения системно-деятельностного подхода и усиления роли средств познавательной деятельности в проектировании учебного процесса. Концептуальная схема выступает как новый дидактический инструмент; сам принцип построения схемы и ее использование в познавательном процессе становится для учащегося предметом освоения. Тем самым усиливается концептуальная сторона мышления учащегося.
·        Принцип сбережения здоровья. Диалог может затронуть важные, а в некоторых случаях и болезненные, стороны жизни ребенка. Педагогу необходимо отслеживать ситуацию развития диалога с тем, чтобы не нанести психической травмы ребенку.
Научная основа: Опыт опирается на фундаментальные труды в области философской теории ценностей (А.Г. Здравомыслов, М.С. Коган, Н.С. Розов, В.П. Тугаринов); выводы исследований о закономерностях развития личности         (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); исследования роли ценностных ориентаций в становлении и развитии личности (В.Г. Ананьев, А.В. Кирьякова, С.Ф. Анисимов); работы в области психологии, раскрывающие вопросы самоактуализации на основе ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В. П. Тугаринов, Л.С. Выготский); работы по методике преподавания литературы с позиций нравственно-эстетического ориентирования личности (Л.С.Айзерман, Л.М. Архангельский, Т.П. Гаврилова, В.Г. Маранцман, Е.В. Перевозная); исследования, посвящённые семиотическому аспекту изучения литературы (Ю.М., Лотман, В.И. Тюпа, Г.В. Цветкова, Ю.В. Таратухина, С.В. Фёдоров, А.Я. Флиер, Н.М. Свирина, Н.Б. Мечковская); идеи М.Бахтина о культуре как диалоге, идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур;  идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

Практическое значение: данный материал может быть использован учителями  на уроках литературы .



Фрагмент 1. Формы организации  начала урока
·        Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
☺ Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.







                             
·        Психологическая установка на урок.
.Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь…И наш урок – это частичка нашей жизни, которую мы должны провести с пользой.

·        Определение темы (предсказание).
Урок литературы в 11-м классе "Литература периода Великой Отечественной войны"
Проблема: воспитание патриотизма у молодого поколения (на примере литературных произведений).
Урок начинается без предисловия.
Показываю фрагмент из кинофильма Ф.Бондарчука “9 рота” (сцена боя), затем предлагаю подумать: почему так начался урок?
Ребята делают предположение, что на уроке мы будем говорить о войне.
- Действительно, сегодня мы будем говорить о войне на уроке литературы. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
 - Тема « Литература периода Великой Отечественной войны»
- Вам был предложен для просмотра фрагмент фильма Федора Бондарчука «9 рота», в 10 классе мы смотрели фрагменты из киноэпопеи «Война и мир» Сергея Бондарчука, отца создателя «9 роты». Значит, тема войны волнует разные поколения людей, а нас, дончан, сейчас она волнует особенно остро.
Итак, литература периода Великой Отечественной войны.

Фрагмент 2.
Фрагмент урока
5 класс. Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе». Доброта и сострадание героев повести.
Цель воспитательная:
·        формирование нравственной и гражданской позиции учащихся;
·        воспитание умения сопереживать  людям;
·        создание на уроке особой, теплой атмосферы.

I. Организационный момент.
II. Мотивация .
ІІІ.  Объявление темы и задач урока
Сегодня на уроке мы с вами будем работать по уже прочитанному произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе».
(на столе лежат яблоко, груша, лимон)
- Скажите, какой предмет, из лежащих на столе, связан с темой нашего урока. (яблоко)
-  А как он связан с темой? (мальчик Вася носил яблоки своим друзьям из «дурного общества».)
- Можно ли назвать этот поступок Васи добрым? (да)
- А какие поступки мы считаем добрыми? (совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой).
- А злыми?  (во вред другим, для достижения собственных целей)
- Как этот поступок характеризует Васю? Какие черты его характера в этом проявились? (доброта, отзывчивость, сострадание, помощь ближнему)
-  А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
-   Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой? (осознать и осмыслить идейное содержание повести, определить понятие «доброта»)
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д.)
- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)
- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)
 (Диалог (подводящий), направленный на формулирование проблемы (темы, цели урока. Во время данного диалога реализован принцип открытости, который предполагает возможность добровольного вхождения и выхода ученика из диалога, вовлечение в него всех присутствующих и заинтересованных лиц)

Рисование ассоциаций.
- Человек обязательно должен  обладать такими качествами, как  душевная теплота, добро, доброта. Все эти слова, в сущности, означают одно и то же. Давайте попробуем представить их.
Закройте глаза, еще раз послушайте эти слова и постарайтесь увидеть картинку, образ, который ассоциируется с этими словами.
А теперь то, что получилось, попробуем нарисовать. У вас на партах - фломастеры и эмблемы - кружки. Дерзайте!
(дети рисуют свои ассоциации, после выполнения работы все желающие их презентуют).
(Само слово «ассоциация» переводится как «объединение». В психологии под ассоциацией понимается возникающая в процессе мышления связь между некими объектами или явлениям.
Метод рисование ассоциаций - вспомогательное упражнение, направленное на развитие творческого мышления.)
После нашего урока давайте подарим частичку добра окружающим, а начнем с того, что подарим свои эмблемки вместе со своей улыбкой первому, кого встретим, а если не эмблемку, то хотя бы свою улыбку.


Фрагмент 3.
Фрагмент урока
9 класс. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Цель воспитательная:
·        Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию нравственных идеалов.
I. Сообщение темы урока.
II. Мотивация.
Сказка о любви
Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой – рождать подобных себе. Поселил бог мужчину, женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине – горсть зерна.
 - Живите, продолжайте род свой, - сказал бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас…
 Приходит бог к людям через год с архангелом Гавриилом. Приходит рано-рано, до восхода солнца. Видит, сидят мужчина и женщина возле шалаша, перед ними дозревает хлеб на ниве, под шалашом – колыбель, а в колыбели ребёнок спит. А мужчина и женщина смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. В тот миг, когда глаза встречались, бог видел в них какую-то неведомую силу, непонятную для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и звёзд – прекраснее всего, что слепил и смастерил бог, прекраснее самого бога. Эта красота до того удивила бога, что его божья душа задрожала от страха и зависти: как это так, я сотворил твердь земную, слепил из глины человека и вдохнул в него жизнь, а не мог, видишь, создать этой красоты; откуда она взялась и что она такое – эта красота?
 - Это любовь, - сказал архангел Гавриил.
- Что это такое – любовь? – спросил бог. Архангел пожал плечами.
 Бог подошёл к мужчине, коснулся его плеча своею старческой рукой и стал просить: «Научи меня любить, Человек». Мужчина даже не заметил прикосновения божьей руки. Ему показалось, что на плечо села муха. Он смотрел в глаза женщины – своей жены, матери своего ребёнка.
 Бог был немощным, но злым и мстительным стариком. Он разгневался, разозлился и закричал:
 - Ага, значит, ты не хочешь научить меня любить, Человек? Попомнишь же ты меня! С этой минуты старей. Каждый год жизни пусть уносит по капле твою молодость и силу. Превращайся в развалину. Пусть усыхает твой мозг и дурманится разум! Пусть пустым становится твоё сердце! А я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, Человек.
 Пришёл бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Глядит, вместо шалаша стоит хата беленькая, на пустыре сад вырос, на ниве пшеница колосится, сыновья поле пашут, дочки лён теребят, а внуки на лугу играют. У хаты сидят дедушка и бабушка, смотрят то на утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины красоту ещё более могучую, вечную и неодолимую. Увидел бог не только Любовь, но и Верность. Разозлился бог, кричит, руки дрожат, изо рта пена летит:
 - Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и печали по жизни и своей любви, иди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, во что превратится твоя Любовь.
 Пришёл бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит: сидит мужчина над маленькой могилкой, глаза у него печальные, но в них – ещё более могучая, непонятная и страшная для бога человеческая красота, уже не только Любовь, не только Верность, но Память Сердца увидел бог. Задрожали у бога руки от страха и бессилия, подошёл он к мужчине, упал на колени и молит:
 - Дай мне, Человек, эту Красоту! Что хочешь проси за неё, но только дай мне её, дай эту Красоту!
 - Не могу, - ответил Человек. - Она, эта Красота, достаётся очень дорого. Цена ей – смерть, а ты, говорят, бессмертный.
 - Дам тебе бессмертие, дам молодость, но только отдай мне Любовь.
 - Нет, не нужно. Ни вечная молодость, ни бессмертие не сравнятся с Любовью, - ответил Человек.
 Бог поднялся, зажал в руке бороду, отошёл от старика, сидевшего у могилки, повернулся лицом к пшеничной ниве и розовой зарнице и увидел: возле золотых колосьев пшеницы стоят молодые мужчина и женщины и смотрят то на розовое небо, то в глаза друг другу. Схватился бог руками за голову и ушёл с Земли на небо. С той поры богом на Земле стал Человек.
- Как данная сказка соотносится с темой нашего урока? ( Любовь – одна из главных человеческих ценностей).
(Я начала урок с притчи,  в ШДК - техника «Внесюжетная вставка».
 В силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом,  ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.)

II. Осмысление.
Постановка проблемы выбора.
- Я предлагаю вам сейчас задуматься и ответить на вопрос: если бы вам сейчас представилась возможность выбора между парами «легко и трудно», «счастливо и несчастно», что бы вы выбрали? Почему? («Счастливо и несчастно», потому что когда счастливо, с трудностями легче справляться).
( применен метод проблемный, частично-поисковый - метод, при котором учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении задачи)                                                 
Диалог, дискуссия.
- Как вы думаете, почему я начала урок именно с постановки перед вами  проблемы, которая требовала выбора? ( потому что такая проблема  стояла перед героиней повести «Бедная Лиза»).
- Какой же выбор сделала Лиза? ( она выбрала «счастливо, но трудно»).
- Как вы думаете, правильным ли был выбор Лизы? (да, пусть недолго, но она была счастлива)
- А в чем заключалось  счастье Лизы? ( в том, что она любила и была любима)
 - Значит ли это, что любовь  и счастье – понятия неделимые (да, несчастный человек не сможет любить, а нелюбимый не будет счастлив).
- «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье», - говорил Л.Н.Толстой.
- Продолжите ассоциативную цепочку близкими по значению понятиями:
Любовь – это…(надежда, верность, искренность, радость, восторг…)
- У каждого из вас есть свое понимание того, по какому пути идти. Все мы всегда имеем какой-то выбор. Перед Лизой тоже стоял выбор, какой? ( с Эрастом или без него.  Жить  или нет).
- Что выбрала Лиза? ( или с Эрастом, или смерть).
- Подберите, пожалуйста,   слова-ассоциации к слову жизнь ( рождение, движение, дом, семья, счастье, любовь).
- Почему же Лиза предпочла смерть? (потому что ничего из перечисленного у нее не осталось)
(Метод ассоциаций. Эта форма работы способствуют развитию логического мышления, творческого воображения, обеспечивает реализацию принципа личностно-ориентированного развивающего обучения)
- А.П.Чехов считал: « Любить лучших – это не любовь, а эгоизм. Любить нужно непременно равных себе». Используя микрофон, продолжите фразу «Я (не) согласен с писателем, потому что…»
(Метод микрофон. Предоставляет возможность каждому ученику сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или выражая свое мнение или позицию. Прием «Незаконченное предложение» - вид деятельности, в котором пропускают фразы или слова. Ученики применяют системы «языкового намека», чтобы вставить пропущенные слова и завершить текст так, чтобы он имел смысл.)

Вопрос-проблема:
- Стоит ли так возвеличивать любовь, цена которой человеческая жизнь?
(Метод «Диалог». В ШДК - сократический диалог, в котором  сам учитель в диалог не вступает, он его организует и фиксирует ход).
ІІІ. Рефлексия

- Могла ли Лиза начать жизнь сначала? Какой фразеологизм мы используем, когда говорим о том, чтобы начать все сначала? (начать с чистого листа)
- Чистым листом мы приходим в этот мир, но жизнь вносит свои коррективы. Люди меняются, текут, как реки. Совершая ошибки, сбиваясь с пути, совершая предательства по отношению к близким, человек изменяет себя, свою душу, что приносит невыносимую боль. Но избавиться от этого нельзя, как нельзя избавиться от прошлого. И только сам человек может всё изменить. Выпрямить плечи, обрести внутреннее единство, и просто жить дальше. В этом проявляется наша сила и наша духовность.

Словесное рисование.
- Если бы нам нужно было запечатлить на бумаге душу Лизы, в виде чего вы бы ее изобразили? (бабочка, цветок, звезда…).
(Прием словесного рисования – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного или увиденного. Работа по словесному рисованию происходит успешно тогда, когда в ее процессе возникают свободные ассоциации с личностными установками и интересами (свободные ассоциации- это высказывания всех без разбора мыслей, которые приходят в голову).

- А я себе представляю душу Лизы в виде  ландыша, ведь и все повествование о любви Лизы начинается с ландышей. Они такие же чистые, невинные, вечные… (демонстрация рисунка).
А вот этот помятый лист – это душа Лизы после разрыва с Эрастом. Давайте попытаемся вернуть листку первоначальный вид. Получится? (нет). Вот так и в нашей жизни,  очень легко причинить боль людям, которых любим, а вот восстановить отношения, сделать их такими же чистыми, как они были в самом начале, очень трудно, а иногда и невозможно вовсе.
(Метод организационно-деятельностной игры - это игровой метод анализа и решения сложных проблем, не имеющих однозначного решения.
Технология образно-эмоционального восприятия)

Заключительное слово учителя.
Лиза умерла, но Любовь – это светлое и чистое чувство – нет.
 Поверь, любовь не умирает никогда,
 Она уходит от людей, закрывши двери,
 Оставив шанс вернуться снова, и тогда
 Поймешь ты цену ожиданиям и вере.

 Меняет мысли и привычки старый мир,
 Разменивая то, подчас, что неделимо.
 Но вновь рождается загадочный кумир,
 И вновь любовь владеет всем неразделимо.

 И так, из века старого в грядущий век,
 Не гаснет свет, огонь любви опять вернется.
 И счастлив будет каждый новый человек,
 Кого любовь своим земным крылом коснется.
Это стихотворение прочла наша землячка  в студии передачи «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале». Это была передача о  жителях Донбасса, Александре Филяеве и его невесте Любови Науменко. Он лишился рук и зрения на войне в Донбассе, она его спасла, вернула к жизни силой своей любви.
Люба и Саша  встречались 6 лет, уже купили обручальные кольца, но тут началась война. Он пошел в ополчение. Через четыре месяца, в сентябре 2014 года, 33-летнему Александру Филяеву оторвало миной обе руки, он полностью лишился зрения и частично слуха. Любовь Науменко вспоминает, как первый раз увидела Сашу после ранения: «Все стоят, на меня смотрят и уводят свои глаза». Александр говорит, что не всякая девушка выдержит такое, и что он расплакался, когда она приехала к нему в больницу, гладил ее по голове  и уговаривал Любу найти себе другого человека. Люба признается, что ей многие советовали бросить Сашу, но она останавливала эти разговоры словами «Я не умею жить без него».
Это и есть истинная любовь. Любовь, выдержавшая испытания войной. Я уверена, что эта пара сохранит это чувство на долгие годы.
- Соберём же букет в память о Лизе! Кому понравился сегодняшний урок, положите цветок в корзинку.

Рефлексия.
Формирование ценностных ориентаций учащихся  в процессе работы с художественными текстами  будет эффективным в том случае, если:
Ø                обеспечивается личностно-ориентированное ценностное взаимодействие «учитель – ученик» за счет реализации современных технологий (информационно-коммуникационных, системы Е.Н. Ильина - преподавание литературы как предмета, формирующего человека; проектной технологии, личностно-ориентированной технологии И.С. Якиманской, технологии мастерских);
Ø                реализуется ценностно-ориентирующая технология литературного образования обучающихся, предполагающая проектирование ситуаций взаимодействия «учитель – ученик», направленных на актуализацию ценностного потенциала художественных текстов.

Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре - не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий