понедельник, 26 октября 2015 г.

Тема. Имя прилагательное как часть речи: об­щее значение, морфологические признаки. Разряды имен прилагательных

Цель: углублять и расширять знания учащихся об име­ни прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении;
формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам;
воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу.


ХОД УРОКА

I.                  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.               ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Запись числа в тетрадь



III.           АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Работа с языковым материалом
1) Подберите к словам «одеваться», «умный» однокоренные существительные,  поставьте  гла­гол «украшать» в настоящее время; вспомните с этими словами и со словами а, не пословицу о человеческих качествах, запишите ее.  (Не одежда украшает человека, а ум.)
*  Чему учит эта пословица?
*  Почему не с существительными в пословице пи­шется раздельно?

2) Какое из этих суждений является истинным? частично истинным? ложным? Аргументируй­те свой ответ.
а) Все имена существительные изменяются по падежам. (Ложное)
б) Некоторые имена существительные изменя­ются по падежам и числам. (Истинное)
в) Некоторые имена существительные изменя­ются по падежам, числам и родам. (Частич­но истинно: существительные по родам не изменяются)

3) Исключите «четвертое лишнее».
а) Фальшь, помощь, плач, глушь. (Плач)
б) Недоумение, неразбериха, незабудка, неправ­да. (Неправда)
в) Шепот, шорты, шорох, шов. (Шепот)
4) Работа в парах

IV.            ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Мы с вами закончили изучение темы «Имя существительное». И сегодня  мы начинаем работу над темой «Имя прилагательное». Работать по данной теме мы будем целых 11 часов и  17 января проведем проверку языковых знаний и умений по теме.
     Сегодня мы рассмотрим тему «Имя прилагательное как часть речи: об­щее значение, морфологические признаки. Разряды имен прилагательных
V.               ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА  
По опорным фразам сформулируйте цели урока
Опорные фразы:
1.     Углубить и расширить знания  о…
2.  Учиться .……   ..….. в речи
3. Определить … признаки …
4. Определить … роль в предложении …
5. Познакомиться с …
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Наблюдение над языковым материалом
Задание 1. Прочитайте два варианта текста «Дя­тел». Определите разницу.
а) Живет у нас в лесу птица. Эта птица с пестринками, а на затылке у нее перышки. У птицы клюв.
б) Живет у нас в лесу птица. Это черная птица с белыми пестринками, а на затылке у нее яр­кие красные перышки. У птицы сильный ост­рый прямой клюв.
*  Сравните тексты.
*  Какое  описание   птицы   является  более  пол­ным?
*  Укажите слова, благодаря которым описание стало более точным.
К какой части речи они от­носятся? Что обозначают? Задайте к ним вопро­сы. Какую роль эти слова выполняют в тексте? Какой вывод можно сделать?
Вывод 1. Имена прилагательные обозначают при­знак предмета, отвечают на вопросы какой? чей?
Именно эти слова, имена прилагательные, делают нашу речь точной, яркой, выразительной, образной. По количеству употребляемых в речи человека слов имена прилагательные занимают третье место (после имен существительных и глаголов) 
Задание 2. Запишите словосочетания, согласовав имена существительные с именами прилагательны­ми; укажите падеж, число, род имен прилагатель­ных и имен существительных (красный) каранда­ша, (красный) лентой. От полученных словосоче­таний образуйте форму множественного числа.
Вопросы
1)Как изменяются имена существительные? (По падежам и числам)
2) А имена прилагательные? (Так же)
3) Какой вывод можно сделать об изменении имен прилагательных?
Вывод 2. Имена прилагательные изменяются по падежам и числам и согласуются с именами суще­ствительными, т. е. ставятся в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.
Задание 3. Исследуем синтаксическую роль имен прилагательных.
*  Отметьте, каким членом предложения являют­ся имена прилагательные в тексте «Дятел»; на какой вопрос они отвечают.
*   Запишите предложение Облетевший тополь се­ребрист и светел. Каким членом предложения являются в нем имена прилагательные? На ка­кие вопросы они отвечают?
Вывод 3. Если имя прилагательное (ИП) отвеча­ет на вопрос какой? (полное), то в предложении оно является определением, а если отвечает на вопрос каков предмет? (краткое) — то сказуемым.  Итак, имя прилагательное – это…
Задание 4. Смоделируйте содержание темы се­годняшнего урока
Примечание. Используется метод образного ви­дения, работа в парах.
                        Представление с помощью документ-камеры
Вывод 4.
2. Работа со схемой-таблицей опережающего характера
Учитель. Вернемся к целям и задачам урока. 
Всех ли целей мы достигли? (Высказывания уча­щихся.)
Правда, наш урок еще не закончен. Почему? Как вы думаете, что еще нам предстоит сделать на уроке? Сегодня нам предстоит познакомиться с разрядами имен прилагательных.
3. Работа с учебником в парах.
Примечание. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с таблиц
3. Закрепление изученного материала
1) Самостоятельная работа учащихся
Задание.   Проанализировать   словосочетания, определить разряд имен прилагательных в них: мамин шарф, сложный вопрос, свинцовая труб
2) Беседа
*  Разряд каких имен прилагательных определить проще всего?
*   Какие разряды имен прилагательных вы мо­жете перепутать? На что необходимо обратить внимание, чтобы избежать ошибки?
 Приведите свои примеры имен прилагательных каждого разряда.
4.Технология «Займи позицию»
( на доске прикреплены карточки с надписями качественные, относительные, притяжательные. Нужно выбрать свою позицию и обосновать выбор)
Глубокий пруд, лисий хвост, деревянный стол, стальная крыша, тонкий нос, чистая рубашонка, зимний день, горячий чай, мертвая царевна, мами­на подруга и др.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия
*  Достигли ли мы поставленной в начале урока цели
Метод «Микрофон»

*  Что нового об имени прилагательном вы узнали на сегодняшнем уроке?
*  Придумайте   алгоритм   определения   разряда прилагательных.
*  Работа в парах
С помощью кругов Эйлера покажите соотношение между объемами следующих понятий:
А –  имена существительные
В –  имена прилагательные
С –  глаголы
D -  служебные части речи
 Покажите свое настроение


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Приложение 

Комментариев нет:

Отправить комментарий