Тема.
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, морфологические признаки.
Разряды имен прилагательных
Цель: углублять
и расширять знания учащихся об имени прилагательном как части речи и его
синтаксической роли в предложении;
формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам;
воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу.
формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам;
воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу.
ХОД УРОКА
I.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ
II.
ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа
с языковым материалом
1)
Подберите к словам «одеваться», «умный» однокоренные существительные, поставьте
глагол «украшать» в настоящее время; вспомните с этими словами и со
словами а, не пословицу о человеческих качествах, запишите ее. (Не одежда украшает человека, а ум.)
* Чему учит эта пословица?
* Почему не с существительными в
пословице пишется раздельно?
2) Какое
из этих суждений является истинным? частично истинным? ложным? Аргументируйте
свой ответ.
а) Все
имена существительные изменяются по падежам. (Ложное)
б)
Некоторые имена существительные изменяются по падежам и числам. (Истинное)
в)
Некоторые имена существительные изменяются по падежам, числам и родам. (Частично
истинно: существительные по родам не изменяются)
3)
Исключите «четвертое лишнее».
а) Фальшь,
помощь, плач, глушь. (Плач)
б)
Недоумение, неразбериха, незабудка, неправда. (Неправда)
в) Шепот,
шорты, шорох, шов. (Шепот)
4) Работа в парах
IV.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Мы с вами
закончили изучение темы «Имя существительное». И сегодня мы начинаем работу над темой «Имя
прилагательное». Работать по данной теме мы будем целых 11 часов и 17 января проведем проверку языковых знаний и
умений по теме.
Сегодня мы рассмотрим тему «Имя прилагательное как часть речи: общее
значение, морфологические признаки. Разряды имен прилагательных
V.
ПОСТАНОВКА
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
По
опорным фразам сформулируйте цели урока
Опорные
фразы:
1. Углубить и расширить знания о…
2. Учиться
.…… ..….. в речи
3. Определить … признаки …
4. Определить … роль в предложении …
5. Познакомиться с …
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ
НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.
Наблюдение над языковым материалом
Задание
1. Прочитайте два
варианта текста «Дятел». Определите разницу.
а) Живет у
нас в лесу птица. Эта птица с пестринками, а на затылке у нее перышки. У птицы
клюв.
б) Живет у
нас в лесу птица. Это черная птица с белыми пестринками, а на затылке у нее яркие
красные перышки. У птицы сильный острый прямой клюв.
* Сравните тексты.
* Какое описание
птицы является более
полным?
* Укажите слова, благодаря которым описание
стало более точным.
К какой
части речи они относятся? Что обозначают? Задайте к ним вопросы. Какую роль
эти слова выполняют в тексте? Какой вывод можно сделать?
Вывод 1. Имена прилагательные обозначают признак предмета,
отвечают на вопросы какой? чей?
Именно эти слова, имена прилагательные, делают нашу речь точной, яркой,
выразительной, образной. По
количеству употребляемых в речи человека слов имена прилагательные занимают
третье место (после имен существительных и глаголов)
Задание 2.
Запишите словосочетания, согласовав имена существительные с именами
прилагательными; укажите падеж, число, род имен прилагательных и имен
существительных (красный) карандаша, (красный) лентой. От полученных
словосочетаний образуйте форму множественного числа.
Вопросы
1)Как
изменяются имена существительные? (По падежам и числам)
2) А имена прилагательные? (Так же)
3) Какой
вывод можно сделать об изменении имен прилагательных?
Вывод 2. Имена прилагательные изменяются по падежам и числам и согласуются
с именами существительными, т. е. ставятся в том же роде, числе, падеже, что и
имя существительное.
Задание 3.
Исследуем синтаксическую роль имен прилагательных.
* Отметьте, каким членом предложения являются
имена прилагательные в тексте «Дятел»; на какой вопрос они отвечают.
* Запишите предложение Облетевший тополь серебрист
и светел. Каким членом предложения являются в нем имена прилагательные? На
какие вопросы они отвечают?
Вывод 3. Если имя прилагательное (ИП) отвечает на вопрос какой?
(полное), то в предложении оно является определением, а если отвечает на
вопрос каков предмет? (краткое) — то сказуемым. Итак, имя прилагательное – это…
Задание 4.
Смоделируйте содержание темы сегодняшнего урока
Примечание.
Используется метод
образного видения, работа в парах.
Представление с помощью документ-камеры
Вывод 4.
2. Работа со схемой-таблицей опережающего
характера
Учитель.
Вернемся к целям и задачам урока.
Всех ли
целей мы достигли? (Высказывания учащихся.)
Правда,
наш урок еще не закончен. Почему? Как вы думаете, что еще нам предстоит сделать
на уроке? Сегодня нам предстоит познакомиться с разрядами имен прилагательных.
3. Работа с учебником в парах.
Примечание. Учитель
предлагает учащимся ознакомиться с таблиц
3.
Закрепление изученного материала
1)
Самостоятельная работа учащихся
Задание.
Проанализировать словосочетания, определить разряд имен
прилагательных в них: мамин шарф, сложный вопрос, свинцовая труб
2) Беседа
* Разряд каких имен прилагательных определить
проще всего?
* Какие разряды имен прилагательных вы можете
перепутать? На что необходимо обратить внимание, чтобы избежать ошибки?
Приведите свои примеры имен прилагательных
каждого разряда.
( на доске прикреплены карточки с надписями качественные, относительные,
притяжательные. Нужно выбрать свою позицию и обосновать выбор)
Глубокий
пруд, лисий хвост, деревянный стол, стальная крыша, тонкий нос, чистая
рубашонка, зимний день, горячий чай, мертвая царевна, мамина подруга и др.
V. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия
* Достигли ли мы поставленной в начале урока
цели
* Что нового об имени прилагательном вы узнали
на сегодняшнем уроке?
* Придумайте
алгоритм определения разряда прилагательных.
* Работа
в парах
С помощью кругов Эйлера покажите соотношение между объемами следующих
понятий:
А – имена существительные
В – имена прилагательные
С – глаголы
D - служебные части речи
Покажите свое настроение
VI. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Приложение
Комментариев нет:
Отправить комментарий