Цели урока: продолжить работу
по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведения; вспомнить
основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии
поэта; продолжить обучение
декламационному чтению; способствовать
развитию творческого воображения; воспитание
интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных
начал; привитие культуры умственного труда;
Тип
урока: урок-исследование.
Оборудование:
презентация;компьютер, музыкальное сопровождение
1. Слово
учителя (на столе
горит свеча, звучит музыка)
Слайд
№1
Учитель В ту осеннюю ночь в мире творилось что-то странное:
над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали
сюда дорогу. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. В
этом доме снимал комнату отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов. Поздней
ночью ему сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.
Москва,
Москва, люблю тебя как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно…
Действительно, пройдут годы, и обратится
с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт
М.Ю.Лермонтов. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Уже исполнилось 198 лет со дня рождения
поэта, а наша любовь к нему не
ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы
вспомним страницы биографии поэта,
совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну
удивительного стихотворения «Парус».
Слайд
№2
(запись темы урока в тетради)
Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны –
задача нашего урока. В конце урока мы поделимся своими впечатлениями и
попробуем ответить на вопрос: «В чём секрет впечатляющей силы стихотворения
«Парус»?
Мне очень хочется, чтобы наш урок
получился интересным, полезным, чтобы всё
задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение.
Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.
Сегодняшний урок
готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих
группах и их сообщения приоткроют нам
дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.
2. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова
ГРУППА БИОГРАФОВ
Слайд № 3
1 ученик Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых
появился малыш.
Слайд № 4
В ту тревожную ночь в доме находилась женщина,
сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта
статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта
на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна
только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Слайд № 5
2 ученик Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать
умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.
Он
был дитя, когда в тесовый гроб
Его
родную с пеньем уложили.
Он
помнил, что над нею чёрный поп
Читал
большую книгу, что кадили
И
прочее…и что, закрыв весь лоб
Большим
платком, отец стоял в молчанье…
Слайд № 6
3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Всю свою любовь Е. А.
Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей
моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно
самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые
жертвы.
Слайд № 7
Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в
Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. Лермонтов получает
прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также
свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке,
фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Слайд № 8
Богатая
бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с
условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора
двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.
Слайд № 9
4
ученик Лермонтов
часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ.
Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу,
рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей
утреннего солнца.
Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы
взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня
одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе…
Слайд №
10
5
ученик В 1827 году Лермонтов
успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.
Переезд
в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые
столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет.
Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за
нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета.
Он уезжает в Петербург.
Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры
О Боге, о Вселенной…
Учитель Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной
его жизнь не будет.
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург.
Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся
перед глазами картину.
Слайд №
11
(включить запись шума моря)
3. Подготовка к восприятию
стихотворения
Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте
представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в
бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое,
сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик
чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти
бесконечные просторы.
Какие чувства может испытывать человек в этот момент?
(человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
Да, близость
моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
Какое
море в тихую погоду, в бурю?
Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось
обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки,
крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на
морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой
мечты.
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг
он увидел белеющий в морской синеве парус.
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по
берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».
Слайд №
12
(учитель читает стихотворение «Парус»)
4. Работа с текстом стихотворения
«Парус»
Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется
разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую
мастерскую поэта.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал
себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.
Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание
работать в одиночку и вместе со всеми. Полный вперёд к новым открытиям!
Словарная
работа
Давайте как на уроке русского языка
напишем слово «стихотворение».
Слайд №
13
Какие слова
притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (поэт, строфа, художник
слова) Какова особенность морфемного состава слова? (в слове 2 корня: -стих- и
–твор-) А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить,
творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов». Да,
творить стихи – это настоящее искусство.
В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна.
Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем
всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно
просто быть внимательным читателем.
Слайд №
14
Анализ
текста.
Какими
словами рисует Лермонтов море? ( голубое, лазурь, луч солнца)
А
какого цвета парус? (белый)
Белый,
лазурный, голубой, золотой.
Какие
это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку,
жизнелюбивые, рождают чувство радости)
Каким
эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? ( парус назван одиноким, и это
вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
А вот
определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в
стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение
заменил на "одинокий". Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева,
Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.
Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?
(Добавляю: отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о
человеческой жизни.)
Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что
рисуют нам они? ( картины природы,
безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)
Одинокий
парус между небом и землёй.
Слайд №
15
Парус
между небом и землёй: бездонное небо, морская глубина и парус.
Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос
звучит в них? (самого поэта, его размышления)
Слайд №
16
Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении
всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны
разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена
графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со
строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно
такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не
относить его к пейзажной лирике.
Сколько
раз употребляется слово парус? (один)
Чем
потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он
просит бури)
Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?
Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем
относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о
живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно
говорить про гордых и смелых людей.
Смысловой параллелизм наблюдается в каждой
строфе: две строки - о парусе и о том, что его окружает, следующие две - о
состоянии души лирического героя)
Получается такая схема
Слайд № 17
Парус затерялся между покинутым родным краем и
неведомой далёкой страной.
Любимый прием –
антитеза («край родной» - «страна далёкая», «ищет» - «кинул», «под
ним» - «над ним»).
Работа
с таблицей
Слайд № 18
Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в
каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.
1строфа.
-Что
видим?(море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы,
но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы,
какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой,
то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане
моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же
эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для
чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную
силу.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.
Вывод: инверсия – одно из выразительных средств
стихотворной речи. Она помогает передать настроение.
Как
читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)
А
теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и
есть выражение динамики, изменчивости.
Какие
глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет
увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
А
где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
Парус
ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус
пронизан стремлением к непокою, движению.
А
есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет.
Везде царствует покой.
2 строфа. ( самостоятельно в тетради)
Что
видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
Как
читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер
свищет).
Лермонтов
часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего
в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус
«ищет», «бежит», «просит».
А
парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
А
где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)
Именно
в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса
отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет
ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент
поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа. (самостоятельно)
Что
видим? (ослепляющий своей красотой
морской пейзаж)
Как
читаем? (светло, торжественно)
А
где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо!
Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь
таким, как парус!»
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется
нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками?
В природе воцарился покой. А парус? («А
он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого
слова?
Слайд № 19
Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.
Например, мятежная
душа.
Почему
именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал
стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую
нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в
покое.) Это слово встречалось в теме урока. Почему жизнь поэта можно назвать
мятежной?
На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает
сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено
противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой,
отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.
А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы
его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы,
выразительности, глубины.
5.
Выразительное чтение стихотворения «Парус»
Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и
таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные
аккорды.
ГРУППА МУЗЫКАНТОВ
Ученик Многие
русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему
дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий»
написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал
настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к
борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро -
испанского танца.
Учитель
Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут
существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите
внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание
аккомпанемента. Ваши впечатления можете записать в тетради.
Ваши впечатления?
В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель
тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором
восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность,
бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.
6.
Заключительное слово учителя
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в
1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну
этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений,
которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место
такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.
Под впечатлением Б.Окуджава написал свое стихотворение «Белый парус»
Срывался
голос мой высокий,
Когда
я в раннем детстве пел:
«Белеет
парус одинокий…»
И
он белел, белел, белел.
Те
дни прошли, и мир широкий
Раскинулся
передо мной.
Белеет
парус одинокий
Всё
той же чистою звездой.
Белый
парус – тонкое крыло,
Только
б это было, только б не прошло.
Белый
парус детства моего,
Ты
белей, мой парус,
Больше
ничего.
Пусть
жизнь моя, как путь жестокий,
Мне
в кровь подошвы разобьёт.
Белеет
парус одинокий
И
за собой меня зовёт.
И
если вдруг удел высокий
Дарован
будет мне судьбой,
Белеет
парус одинокий
Крылом
надежды надо мной.
Белый
парус – тонкое крыло,
Только
б это было, только б не прошло.
Белый
парус детства моего,
Ты
белей, мой парус,
Больше
ничего.
7.Возврат
к началу.
Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.
Метод Микрофон
«В чём секрет впечатляющей силы стихотворения
«Парус»?
Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались
разгадать на сегодняшнем уроке?
8.
Домашнее задание.
Слайд № 20
1. Выучить стихотворение наизусть
2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся
рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит
кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть,
наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
Дерзайте!
10.
Выставление мотивированных отметок за урок
11.
Заключение.
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч
с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди!
Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с
нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и
музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего
ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и
нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг,
М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.
Слайд №
21
Комментариев нет:
Отправить комментарий