понедельник, 26 октября 2015 г.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус»


Цели урока: продолжить работу по изучению творчества  М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведения; вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; продолжить обучение декламационному чтению; способствовать развитию творческого воображения; воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация;компьютер, музыкальное сопровождение


1.     Слово учителя  (на столе горит свеча, звучит музыка)
Слайд №1
Учитель В ту осеннюю ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. В этом доме снимал комнату отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов. Поздней ночью ему сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.
                                        Москва, Москва, люблю тебя как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно…
Действительно, пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Уже исполнилось 198 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним  страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».
Слайд №2
                            (запись темы урока в тетради)
Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы поделимся своими впечатлениями и попробуем ответить на вопрос: «В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»?             
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.
Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения  приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.
2. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова
ГРУППА БИОГРАФОВ
Слайд № 3
1 ученик Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.
Слайд № 4
В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Слайд № 5
2 ученик  Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.                  
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее…и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье…            
Слайд № 6
3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Всю свою любовь Е. А. Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы.
Слайд № 7
Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Слайд № 8
  Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.
Слайд № 9
4 ученик Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ.  Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.                 
Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе…
Слайд № 10
5 ученик В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.
         Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.
Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры
О Боге, о Вселенной…

Учитель Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.
Слайд № 11
                                                        (включить запись шума моря)
3. Подготовка к восприятию стихотворения
Как вы думаете, что увидел Лермонтов?    Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
 Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
Какое море в тихую погоду, в бурю?
Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.            
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».  
Слайд № 12
                          (учитель читает стихотворение «Парус»)

4. Работа с текстом стихотворения «Парус»
Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Полный вперёд к новым открытиям!
Словарная работа                   
         Давайте как на уроке русского языка напишем слово «стихотворение».
Слайд № 13          
 Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (поэт, строфа, художник слова) Какова особенность морфемного состава слова? (в слове 2 корня: -стих- и –твор-) А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов». Да, творить стихи – это настоящее искусство.       
  В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.
Слайд № 14
   
Анализ текста.
Какими словами рисует Лермонтов море? ( голубое, лазурь, луч солнца)
А какого цвета парус? (белый)
Белый, лазурный, голубой, золотой.
Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)
Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? ( парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий". Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.
Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?
(Добавляю: отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они?      ( картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)
Одинокий парус между небом и землёй.
Слайд № 15
Парус между небом и землёй: бездонное небо, морская глубина и парус.
Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)
Слайд № 16
Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.
Сколько раз употребляется слово парус? (один)
Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.     
Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки - о парусе и о том, что его окружает, следующие две - о состоянии души лирического героя)

 Получается такая схема
Слайд № 17

Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.
 Любимый прием – антитеза («край родной» - «страна далёкая», «ищет» - «кинул», «под ним» - «над ним»).
Работа с таблицей   
Слайд № 18
                   
Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

1строфа.      
-Что видим?(море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.
Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)
А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.
2 строфа.    ( самостоятельно в тетради)
Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)
Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».
А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)
Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.
3 строфа. (самостоятельно)
Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)
Как читаем? (светло, торжественно)
А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками?
     В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?
Слайд № 19
                    
 Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.
                            Например, мятежная душа.
Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Это слово встречалось в теме урока. Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?
На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.
А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.
5. Выразительное чтение стихотворения «Парус»
Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.
ГРУППА МУЗЫКАНТОВ                        
Ученик Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца.
Учитель Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления можете записать в тетради.
   
Ваши впечатления?
В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.

6. Заключительное слово учителя
Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

  Под впечатлением Б.Окуджава написал свое стихотворение  «Белый парус»
Срывался голос мой высокий,
Когда я в раннем детстве пел:
«Белеет парус одинокий…»
И он белел, белел, белел.
Те дни прошли, и мир широкий
Раскинулся передо мной.
Белеет парус одинокий
Всё той же чистою звездой.
Белый парус – тонкое крыло,
Только б это было, только б не прошло.
Белый парус детства моего,
Ты белей, мой парус,
Больше ничего.
Пусть жизнь моя, как путь жестокий,
Мне в кровь подошвы разобьёт.
Белеет парус одинокий
И за собой меня зовёт.
И если вдруг удел высокий
Дарован будет мне судьбой,
Белеет парус одинокий
Крылом надежды надо мной.
Белый парус – тонкое крыло,
Только б это было, только б не прошло.
Белый парус детства моего,
Ты белей, мой парус,
Больше ничего.

7.Возврат к началу.
Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.
Метод Микрофон
«В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»?   
Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

8. Домашнее задание.
Слайд № 20
1. Выучить стихотворение наизусть
2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
Дерзайте!
10. Выставление мотивированных отметок за урок
11. Заключение.
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди!
Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.
Слайд № 21


Комментариев нет:

Отправить комментарий