суббота, 26 сентября 2015 г.

6 класс. Русский язык. Лексика

Тема. Лексика.
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Лексикология»,пов-
            торить и уточнить значение терминов «синонимы», «антонимы»,
            «омонимы», «многозначные слова», «переносное значение слова»;
            совершенствовать навыки культуры речи; воспитывать любовь к
            слову.

Оборудование: таблица, карточки.


                          ХОД УРОКА
І. Сообщение темы, целей урока.
ІІ. Работа над темой урока.
1.     Слово учителя.
 Ребята, вы любите играть, путешествовать?
 Мы изучили омонимы, синонимы, антонимы… сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в голубом вагончике в одну загадочную страну. Но в этой стране очень строгие правила, все следят за своей речью, правильно произносят слова. Прежде чем садиться в вагончик. Мы проведем речевую разминку.
2.     Речевая разминка ( проговаривание скороговорок и стихотворений с элементами звукописи)
- На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.
- Лена искала булавку,
  Булавка упала под лавку.
  Под лавку залезть было лень,
  Искали булавку весь день.
- Скажи погромче
Слово «гром»-
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат»-
И сразу мыши
зашуршат.
Учитель.  К нам в гости прибыл посланец этой страны, он будет сопровождать нас в путешествии.
 В класс входит ученик, исполняющий роль посланца страны Лексика, и предлагает ответить на вопросы:
- Что такое лексика?
- Как называется наука, изучающая слова (их значение, происхождение, употребление)?
- Что такое лексическое значение слова?
- Какие слова называются омонимами? Антонимами? Синонимами?
Гость. Вот теперь мы можем отправляться в страну Лексика..
        Звучит мелодия песни «Голубой вагон…»
Учитель. Итак, первая остановка – «Омонимы».
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
- Вы откуда
Появились молодцы?
Отвечали мне слова:
-Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут.
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись…
Учитель. Вот сейчас мы и будем добираться до смысла.
3.Работа в парах с карточками.
Задание: найти омонимы, объяснить разницу в значениях.
1-я карточка.
-Кто вы?
-Мы лисички,
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё – со шляпкой.
2-я карточка
В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса,
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса-
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
3-я карточка
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
4-я карточка
Отгадай загадки.
Кто самый первый входит в дом?
А все за ним идут хвостом? (ключ)
        Летом на лугу,
        А зимою на крюку. ( коса)
Два стекла, два ободка,
Крутая дужка и две, как клюшка.(очки)
5-я карточка
Мы сражаться стали
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
6-я карточка
Ответьте на вопросы
1.     Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
2.     Какую ноту кладут в суп?
3.     Из какого крана нельзя брать воду?
4.     Какой лук не кладут в суп?
5.     Из каких ноготков нельзя собрать букет?
3.     Инсценировка подготовленными уч-ся рассказа Н.Сладкова «Овсянка»
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - и у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная ? Как это с молоком? – удивился Сашка.
- Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.
- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
- Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
     - Каша песни пела? – изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка. Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.
- Айда! – согласился Матвей.- А потом ко мне мою овсянку кушать.
И друзья побежали.
Учитель.
- Почему мальчики долго не понимали друг друга?
- Следующая остановка – «Антонимы».
4.     Работа у доски.
Вставить слова, противоположные по значению, подчеркнуть изученные орфограммы.
1)     Одна лодка близко, а другая …
2)     Дерево растет на правом берегу реки, а куст на…
3)     К лодке подходят двое мужчин, один высокий, а другой…
4)     У младшего ноша легкая, а у старшего …
5.     Игра «Наоборот»
Учитель читает стихотворение «Прощальная игра», дети хором называют недостающие слова.
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь?...(Низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь?... (Близко)
Скажу я слово ТРУС,
Ответишь ты … (Храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,-
Ну, отвечай…(Конец)
      Учитель.
      - Вы замечательно справляетесь. Посмотрим, как вы знаете синонимы.
   6. Разгадывание кроссворда.




























 1.Антоним к слову «холод».
2.Антоним к слову «ночь».
3.Синоним к слову «озорник».
4.Синоним к слову «пламя».
5.Синоним к слову «путешественник».
6.Синоним к слову «алфавит».
7.Синоним к слову «гигант».
Ответы: 1. жара.2. день.3. шалун.4. огонь. 5. турист. 6. азбука. 7. великан.

ІІІ. Подведение итогов. Домашнее задание. §17-21 повт., вып. упр. 5 (с.145)

Комментариев нет:

Отправить комментарий