суббота, 26 сентября 2015 г.

5 класс. Русский язык. Введение в раздел «Синтаксис. Пунктуация»

Тема. Введение в раздел «Синтаксис. Пунктуация»

Цель урока: раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая       
                         единица, грамматическая связь, пунктуация; познакомить                                  с грамматическими признаками словосочетаний.



                            Ход урока

На доске висит плакат: «Синтаксис. Заимствовано в 19 веке из греческого языка. Буквально значит – «построение, сочетание, порядок». Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста».

  Учитель. Прочитайте, что означает слово синтаксис. Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определенном порядке.
  Берет в руку мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс входят ученики. У каждого на груди табличка с определенным словом: «роса», «деревья», «блестит», «яркий».
  Учитель. Вы кто?
  Ученики. Мы – Слова.
  Учитель. Вы чем-то расстроены?
  1-е слово. Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос: «Зачем нужны слова людям?»
  Ученики. Чтобы общаться.
  2-е слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в отдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что?
  Ученики. Соединять слова.
  1-е слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати, вы знаете, что такое словосочетание?
  Ученики. Сочетание слов.
  2-е слово. Правильно. Ну-ка, идите сюда, слова «яркий» и «листва».
  Ученики с листами, на которых написаны эти слова, выступают вперед.
  1-е слово. Листва может быть яркой?
  Ученики. Да!
  2-е слово. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь все-таки не хватает. Чего же? Как сказать правильно?
  Ученики. Яркая листва.
  1-е слово. Правильно!
  Учитель меняет окончание –ий на –ая.
А почему окончание –ая?
Ученики. Потому что слово «листва» женского рода.
2-е слово. Значит, мы ориентировались по слову «листва». Оно является главным. А слово «яркая»?
Ученики.  ( с подсказки учителя) зависимым.
 Учитель записывает на доске: (какая?) яркая листва (ж.р.; им.п.) и ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
Учитель. А что же делать с остальными словами?
Слова. Составьте из нас предложение. Что для этого нужно сделать?
Ученики. Построить слова в определенном порядке и связать по смыслу и грамматически.
  Ученики составляют предложение, выстраивая слова в нужном порядке. Учитель меняет, где необходимо, окончания. Получилось: На яркой листве деревьев блестит роса.



  

Комментариев нет:

Отправить комментарий