суббота, 26 сентября 2015 г.

6 класс. Русский язык. Обобщение и систематизация знаний о числительном

                                          
                      Урок – путешествие на тему
 «Обобщение и систематизация знаний  о числительном»

Цели урока: обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся по теме,
                       повторить изученные орфограммы, закрепить навыки и умения правописа-
                       ния числительных; развивать умения анализировать и систематизировать 
                      собственные знания; развивать логическое мышление; расширять кругозор
                      учащихся.
Оборудование: схемы – блоки, перфокарты, магнитофон, географическая карта.


                                            Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Работа над темой урока.
1.      Объявление целей и задач урока.
  Мы закончили сложную тему «Имя числительное» и сегодня систематизируем и обобщим полученные знания. Чтобы работать было интересно, мы отправимся в морское путешествие, где познакомимся с растительным и животным миром разных уголков планеты.
  Выберем капитана корабля, командира.
  Перед тем, как выйти в море, все члены экипажа пройдут собеседование, а отдельные члены экипажа – тестирование, они уже получили задание.
2.      Собеседование.
- Охарактеризуйте имя числительное как часть речи.
- Расскажите о дробных числительных.
- Что вы знаете о собирательных числительных?
- Как склоняются числительные от 5 до 30, полтораста, полтора, от 50 до 80, от 200 до 900?
- Когда в числительном пишется ь?
- Почему слова  тройка, тройник, утроить нельзя назвать числительными? Как отличить числительное от других частей речи?
       Тестирование.
Числительное
               Ь  ставится

в середине                                 в конце
Ь не ставится
 70
    +

50
    +

200

        +
5
                                                       +

17
                                                       +

16
                                                       +

30
                                                       +

11
                                                       +

800
   +

600
   +

3.      Словарно – орфографический диктант с последующей проверкой                         ( проводит капитан)
Семьсот, восемьсот, пятьдесят, двести, одиннадцать, шестнадцать, сорокаградусный, двухпроцентный, двухсотый, трёхмиллионный, к 653, около 327, семь ( семеро) козлят, пять (пятеро) девочек.
4.      Морфологический разбор имени числительного ( у доски)
В мировом океане обитает восемнадцать тысяч видов рыб.
К отплытию готовы.
Учитель. Погружаемся в морские глубины. Компьютер выдал информацию о растительном мире океана. Вам нужно её обработать. Выполните задание.
 Задание выполняется по одному у доски.
 Карточки. Спишите, раскрывая скобки, и вставьте пропущенные буквы. Числа запишите буквами. Расставьте знаки препинания.
1.      Самые большие океанские вод…р…сли достигают длины 100 метр…2. Известно около 30 тысяч всех вод…р…слей. 3. Цвет их может быть различным (тёмно) зелёным коричневым ярко (красным).
Впереди опасность.
Учитель. Что нам показывают телевизионные датчики?
Капитан. На экране телевизоров – огромная рыба. С помощью компьютера получим информацию об этом существе.
Объяснительный диктант.
  Всего известно около 350 видов акул. Китовая акула  - это самая крупная рыба нашей планеты. Длина её достигает 25 метров. Масса до 16 тонн. В огромной пасти находится 15 тысяч мелких зубов.
«Слева по борту – неопознанный объект».
Учитель.  В море выполнена бутылка с запиской. Можно прочесть только одну фразу: « Двое заколачивали щели новыми досками, а шестеро держали верёвками».
Кто же это написал? Но в одном я уверена, что среди восьмерых не было ни одной женщины. Как вы думаете, почему?
  Встреча с долгожительницей.
  - Наш экипаж отправляется на остров Галапагосского архипелага, здесь нас встречает долгожительница.
   Долгожительница. ( кукла)  Я расскажу вам о гигантской слоновой черепахе, а вы выпишите имена числительные и сложные прилагательные, в состав которых входят числительные.
  Выборочный диктант.
 Выписать числительные и определить их разряд.
  Слоновые черепахи живут до 175 лет. Многие ученые считают, что и 200-летний возраст для них не предел. Даже наши европейские болотные черепахи живут от 70 до 120 лет. Масса слоновой черепахи – 400 килограммов, длина панциря – до полутора метра, высота – 0,5 метра.
      

Учитель. Черепаха – очень умное животное, она подготовила для вас  вопросы.
     - Что вы знаете о склонении числительных 40, 90, 100?
   - Почему четыре десятка называют словом сорок?
  Слово капитана.
             Синтаксический разбор предложений.
  В 1903 году в Восточной Африке обнаружили крокодила длиной 7,6 метра, причем у него не хватало одной четвертой хвоста. Весил он не менее полутора тонн. А вообще самые большие крокодилы, эстуарные, достигают длины 15 метров.
  Готовимся к высадке.
Учитель . Экипаж корабля отправляется на Аравийский полуостров. Прочитаем шифровку и проверим, сможет ли командор отдать приказания команде, правильно употребив числительные в речи.
Капитан (читает).
    Обеим ( обоим) командам экипажа подготовить к вылазке на остров группу, в состав которой войдут три ( трое) девочки и пять (пятеро) мальчиков.
- Наши разведчики на полуострове, от них получена радиограмма. Прочитаем её и зафиксируем числовые значения.
    Самое «веселое» растение растёт на Аравийском полуострове. Если человек съест его плоды, у него начинается приступ смеха и веселья, длящийся 30-50 минут. После этого он засыпает.
- Какие числительные вы зафиксировали? Как они пишутся?
  Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по одной из пословиц, содержащей  числительные.








Комментариев нет:

Отправить комментарий