суббота, 26 сентября 2015 г.

5 класс. Литература. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели урока: учить детей углубляться в текст сказки, понимать содержание прочитанного,                                     сравнивать, выражать свое мнение; развивать навыки вдумчивого чтения художественного текста; воспитывать внимательного читателя, влиять художественными образами на формирование человеческих качеств учеников.

                      Ход урока
І. Орг. момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
 Да ещё помянем:
Сказки сказывать мы станем-
Мастерицей ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сідел.
Слушай, сват, начну первуй,
Сказка будет за тобой.
-         Как вы думаете, о ком так задушевно мог отозваться Пушкин? (О своей няне)
-         Правильно, я не случайно начала наш урок со стихотворения, посвященного той женщине, которая была музой, вдохновительницей, советчицей, покровительницей поэта. Вы уже знаете, что с её слов Пушкин записал 7 сказок, среди них была и «Сказка о мертвой царевне…» 
ІІІ.  Работа над темой урока.
  1. Работа по осмыслению содержания начала сказки.
Учитель читает начало сказки.
-Почему начало сказки кажется таким грустным?
-С какой интонацией надо читать начало сказки?
-Как автор относится к первой царице?
-Но вот интонация сказки резко меняется. Какое слово заставляет вас насторожиться? Почему? Что говорит Пушкин о другой царице?
-Сейчас я буду называть черты характера, а вы будете говорить, кому они принадлежат.
( Магнитная доска: Царица-мать                                         Царица мачеха
                                     Терпелива                                              красива
                                     Кротка                                                  горделива
                                     Мягка                                                     горда
                                    Любит мужа                                         надменна
                                   Оставляет после себя дочь                  черной зависти полна
                                  Ждёт у окна и видит мир                      любит только себя
                                                                                       Только с зеркалом добродушна
       Учитель.  А.С.Пушкин, создавая «Сказку о мёртвой царевне  и семи богатырях», обращался к разным источникам. Но сказочник-писатель их не повторял, а творил. В чём мы с вами убедимся, если сравним сюжеты заимствованных произведений с творениями Пушкина.  


      2.  Выступление литературоведа.
  1. Сюжет «Мёртвая царевна» популярен в фольклоре европейских народов ( немцев, итальянцев, французов). В России он больше известен под названием «Волшебное зеркальце». Его основу составил миф об умирающем и воскресающем божестве, связанный с олицетворением растительной природы.
2. Возможно, что в основу пушкинской сказки было положено литературное переложение сюжета из русского сборника конца 18 века «Старая погудка на новый лад». Пушкин, находясь в Михайловском в 1824 году, мог быть знаком с отредактированной «Сказкой о старичках – келейчиках». По-видимому, в основу этой сказки лёг русский устный вариант.
3. Отмечают большое сходство с немецкой известной версией сказки о Белоснежке из сборника братьев Гримм. Например, мачеха велит слуге ( охотнику) отвести царевну в лес ( в чисто поле), убить и принести её сердце и мизинец ( печень и лёгкие). Но сжалившийся слуга оставляет ей жизнь и убивает собаку ( оленя). Тем более Пушкин не мог не увидеть преимущества немецкой сказки, передающей не заимствованный, а самобытный народный вариант.  
3.Работа в группах
- Сейчас мы объединимся в группы в зависимости от  даты рождения: те, кто родился весной и осенью – одна группа, кто родился летом и зимой – вторая группа.














Задание 1.  Режиссура текста .                                                                                      
   По одному представителю от группы работают у магнитной доски( кто быстрей и правильней восстановит правильность последовательности событий).
1.      «Нищая черница ходит по двору».
2.      «Свадьбу тотчас учинили».
3.      «На терем набрела».
4.      «Царь женился на другой».
5.      «Царица у окна».
6.      «С царевной Чернавка в лес пошла».
7.      «Дочка царская жива».
8.      «Королевич Елисей…по свету скачет».
9.      «Она под образа головой на лавку пала».
             (Ответ: 5,4,7,3,1,9,8,2.)
           Задание 2.  Вставить нужные по тексту слова: какая группа быстрее и правильнее.
1.      Вот в  … самый, в ночь, Бог даёт царице дочь. ( Сочельник)
2.      Но царевна молодая … расцветая, между тем росла, росла. (Тихомолком)
3.      На … взобралась и тихонько улеглась. (Полати)
4.      Чёрт ли сладит с … (Бабой гневной).
5.      Не убила, не связала, отпустила и сказала …(Не кручинься, бог с тобой).
6.      Старушоночка сказала … и пропала (Поклонилась)
7.      Перед мёртвою царевной братья в горести душевной все … ( Поникли головой)
8.      Уж и впрямь была царица: высока, стройна, бела … (И умом, и всем взяла)
9.      Белолица, черноброва, нраву … (Кроткого такого).
            Задание 3.  Прочитать пословицы и расположить их на листах, какие из них могут быть отнесены к царице – мачехе, какие - к царевне, а какие раскрывают смысл всей сказки.
1.      Правда в огне не горит и в воде не тонет. 2.Кого почитают, того и величают. 3. В ком добра нет, в том и правды мало. 4. Хороша очами, да не хороша речами. 5. Не красавицей дом держится, а умницей. 6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 7. Не всё то золото, что блестит. 8. Золото и в навозе видно. 9. Красна ягодка, да на вкус горька. 10. С лица воду не пить. 11. Добрый человек придет, словно свету принесёт.
Задание 4. ( выполняют по одному ученику от группы, пока все остальные выполняют задание 3.)
Вспомнить текст сказки и записать, какие силы помогают королевичу Елисею в поисках невесты, а какие мешают.   
           4. Обобщение. Беспристрастное зеркальце, говорящее всегда правду, невольно выдаёт царевну, скрывающуюся от преследований мачехи в тереме лесных братьев. Чернавка, сочувствуя царевне и отпустив её вопреки приказу царицы-мачехи под угрозой расправы, оказывается способной на предательство; доброта лесных братьев, их сердечность, гостеприимство все же лишены преданности, неотступности. И только верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает её от верного сна.
            5. Упражнение «Микрофон».
               Представьте, что к вам подошли с микрофоном и попросили ответить на вопрос: « Как вы считаете, почему сказки Пушкина живут в наши дни?» Что бы вы сказали?
               Учитель. Вот и закончилась в этом году наша встреча с А.С.Пушкиным.
Молодой, весёлый и кудрявый-
Он таким запомнится навек,
Наша убедительная слава,
Наша гордость – этот человек.
Словно друг, живущий по соседству,
С каждым днём всё ближе и родней,
Он к тебе приходит в раннем детстве
С первой песней матери твоей.
Он к тебе приходит вечно новым,
Он твой путь осветит, как звезда,
Чтобы ты, с его сдружившись словом,
С ним не расставался никогда!
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.



Комментариев нет:

Отправить комментарий