Тема. А.С.Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цели урока: учить детей
углубляться в текст сказки, понимать содержание прочитанного,
сравнивать, выражать свое мнение; развивать навыки вдумчивого чтения художественного
текста; воспитывать внимательного читателя, влиять художественными образами на
формирование человеческих качеств учеников.
Ход урока
І. Орг. момент
ІІ. Актуализация
опорных знаний
Да ещё помянем:
Сказки сказывать мы станем-
Мастерицей ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сідел.
Слушай, сват, начну первуй,
Сказка будет за тобой.
-
Как
вы думаете, о ком так задушевно мог отозваться Пушкин? (О своей няне)
-
Правильно,
я не случайно начала наш урок со стихотворения, посвященного той женщине,
которая была музой, вдохновительницей, советчицей, покровительницей поэта. Вы
уже знаете, что с её слов Пушкин записал 7 сказок, среди них была и «Сказка о
мертвой царевне…»
ІІІ. Работа над темой урока.
- Работа по осмыслению содержания начала сказки.
Учитель читает
начало сказки.
-Почему начало
сказки кажется таким грустным?
-С какой
интонацией надо читать начало сказки?
-Как автор
относится к первой царице?
-Но вот
интонация сказки резко меняется. Какое слово заставляет вас насторожиться?
Почему? Что говорит Пушкин о другой царице?
-Сейчас я буду
называть черты характера, а вы будете говорить, кому они принадлежат.
( Магнитная
доска: Царица-мать Царица
мачеха
Терпелива
красива
Кротка горделива
Мягка
горда
Любит
мужа
надменна
Оставляет после
себя дочь черной зависти полна
Ждёт у окна и
видит мир любит только себя
Только с зеркалом
добродушна
Учитель. А.С.Пушкин, создавая «Сказку о мёртвой
царевне и семи богатырях», обращался к
разным источникам. Но сказочник-писатель их не повторял, а творил. В чём мы с
вами убедимся, если сравним сюжеты заимствованных произведений с творениями
Пушкина.
2.
Выступление литературоведа.
1. Сюжет «Мёртвая царевна»
популярен в фольклоре европейских народов ( немцев, итальянцев, французов). В
России он больше известен под названием «Волшебное зеркальце». Его основу
составил миф об умирающем и воскресающем божестве, связанный с олицетворением
растительной природы.
2. Возможно, что в основу пушкинской сказки было положено литературное
переложение сюжета из русского сборника конца 18 века «Старая погудка на новый
лад». Пушкин, находясь в Михайловском в 1824 году, мог быть знаком с
отредактированной «Сказкой о старичках – келейчиках». По-видимому, в основу
этой сказки лёг русский устный вариант.
3. Отмечают большое сходство с немецкой известной версией сказки о
Белоснежке из сборника братьев Гримм. Например, мачеха велит слуге ( охотнику)
отвести царевну в лес ( в чисто поле), убить и принести её сердце и мизинец (
печень и лёгкие). Но сжалившийся слуга оставляет ей жизнь и убивает собаку (
оленя). Тем более Пушкин не мог не увидеть преимущества немецкой сказки,
передающей не заимствованный, а самобытный народный вариант.
3.Работа в
группах
- Сейчас мы
объединимся в группы в зависимости от
даты рождения: те, кто родился весной и осенью – одна группа, кто
родился летом и зимой – вторая группа.
По одному представителю от группы работают у
магнитной доски( кто быстрей и правильней восстановит правильность
последовательности событий).
1.
«Нищая черница ходит по двору».
2.
«Свадьбу тотчас учинили».
3.
«На терем набрела».
4.
«Царь женился на другой».
5.
«Царица у окна».
6.
«С царевной Чернавка в лес пошла».
7.
«Дочка царская жива».
8.
«Королевич Елисей…по свету скачет».
9.
«Она под образа головой на лавку пала».
(Ответ: 5,4,7,3,1,9,8,2.)
Задание 2. Вставить нужные по тексту слова: какая
группа быстрее и правильнее.
1. Вот в
… самый, в ночь, Бог даёт царице дочь. ( Сочельник)
2.
Но царевна
молодая … расцветая, между тем росла, росла. (Тихомолком)
3.
На … взобралась и
тихонько улеглась. (Полати)
4.
Чёрт ли сладит с
… (Бабой гневной).
5.
Не убила, не
связала, отпустила и сказала …(Не кручинься, бог с тобой).
6.
Старушоночка
сказала … и пропала (Поклонилась)
7.
Перед мёртвою
царевной братья в горести душевной все … ( Поникли головой)
8.
Уж и впрямь была
царица: высока, стройна, бела … (И умом, и всем взяла)
9.
Белолица,
черноброва, нраву … (Кроткого такого).
Задание 3. Прочитать
пословицы и расположить их на листах, какие из них могут быть отнесены к царице
– мачехе, какие - к царевне, а какие раскрывают смысл всей сказки.
1. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
2.Кого почитают, того и величают. 3. В ком добра нет, в том и правды мало. 4. Хороша
очами, да не хороша речами. 5. Не красавицей дом держится, а умницей. 6. Не тот
хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 7. Не всё то золото, что
блестит. 8. Золото и в навозе видно. 9. Красна ягодка, да на вкус горька. 10. С
лица воду не пить. 11. Добрый человек придет, словно свету принесёт.
Задание 4. (
выполняют по одному ученику от группы, пока все остальные выполняют задание 3.)
Вспомнить текст сказки и записать, какие
силы помогают королевичу Елисею в поисках невесты, а какие мешают.
4. Обобщение.
Беспристрастное зеркальце, говорящее всегда правду, невольно выдаёт царевну,
скрывающуюся от преследований мачехи в тереме лесных братьев. Чернавка,
сочувствуя царевне и отпустив её вопреки приказу царицы-мачехи под угрозой
расправы, оказывается способной на предательство; доброта лесных братьев, их
сердечность, гостеприимство все же лишены преданности, неотступности. И только
верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает её от верного сна.
5. Упражнение
«Микрофон».
Представьте, что к вам подошли с
микрофоном и попросили ответить на вопрос: « Как вы считаете, почему сказки
Пушкина живут в наши дни?» Что бы вы сказали?
Учитель.
Вот и закончилась в этом году наша встреча с А.С.Пушкиным.
Молодой,
весёлый и кудрявый-
Он таким
запомнится навек,
Наша
убедительная слава,
Наша гордость
– этот человек.
Словно друг,
живущий по соседству,
С каждым днём
всё ближе и родней,
Он к тебе
приходит в раннем детстве
С первой
песней матери твоей.
Он к тебе
приходит вечно новым,
Он твой путь
осветит, как звезда,
Чтобы ты, с
его сдружившись словом,
С ним не
расставался никогда!
Подведение итогов урока, выставление
оценок.
Домашнее задание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий