суббота, 26 сентября 2015 г.

5 класс. Литература. Урок внеклассного чтения «Весёлое лукавство ума». Басни

Урок внеклассного чтения «Весёлое лукавство ума». Басни

Цель урока:   Показать нравоучение, мораль басен Крылова, проверить знание басен; формировать навыки выразительного чтения басен, инсценирования; воспитывать лучшие человеческие качества.
Оборудование: портрет баснописца Крылова, иллюстрации к басням, рисунки, лучшие письменные работы детей, “Проба пера”-басни, написанные детьми.



Ход урока:

I. 1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.
3. Проверка домашнего задания: учащиеся читают написанные дома рассказы, похожие на басню.
4. Беседа.
  • Дать определение басни. (Басня - это короткий рассказ, чаще сценка с диалогом или разговором между действующими лицами).
  • Понравилась ли вам, какая-либо басня Крылова? Прочтите наизусть или выразительно.

II. Проведение викторины. В викторине принимают участие четыре команды. Участники распределены заранее.

Задание 1. Каждая команда должна приготовить по 3 рисунка соперникам. Показывая друг другу рисунки, угадать из какой басни взят этот эпизод.
Задание 2. Отличить стихотворение от басни.
1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,
Маленький рыжик нашла под кустом
Маленький рыжик она засолила,
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.
(Стихотворение)

б) В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На белку в колесе, зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
(басня)

2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограда кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко.
(басня)

б) Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

3. а) Что за странный Олененок?
Он решил что он Осленок,
Повторял он целый день:
“Я осел, а не олень”.
И тогда сказала мама:
“До чего же ты упрямый,
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел”?

б) Осел увидел Соловья,
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить твое услышав пенье,
Велико подлинно твое уменье”?

4. а) В прекрасный летний день,
Бросая по долине песнь,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленью,
И вот как о себе зефирам толковали.........

б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу:
С фиолетовой сирень будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

  • Как вы узнали, что это басня, по каким признакам?
Задание 3. Узнай басню.
Учитель читает отрывок из басни, а дети прослушав, должны сказать название.
“Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?!
(“Петух и Жемчужное Зерно”)

Лягушка на лугу увидев Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться
(“Лягушка и Вол”)

Тут повар на беду, из кухни кинул кость,
Вот новые друзья к ней взапуски несутся.
(“Собачья дружба”)

Не знаю, как и чем, а знаю что сначала
Лиса Оленя поимала
И шлет к товарищам послов,
Чтоб шли делить счастливый лов...
(“Лев на ловле”)




Задание 4. Продолжи строку.
Учащимся следует продолжить начатую учителем басню, из изученных в начальных классах.
  • Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела.....
  • По улицам слона водили,
    Как, видно, на показ.......
  • Однажды Лебедь, Рак да Щука,
    Везти с поклажей воз взялись....
·         Вороне где-то бог послал кусочек сыру:
На ель Ворона взгромоздясь.....

Задание 5. Инсценирование басен. Кто лучше?

Комментариев нет:

Отправить комментарий