Создание
ситуации успеха на уроке
Я слышу – я
забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я
понимаю.
(Китайская пословица)
Мы
все прекрасно знаем, что развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые успешные
люди, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, которые могут
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия.
Желание
повернуть педагогический процесс лицом к ребенку привело к гуманизации процесса
обучения, личностно - развивающему обучению, а одной из основных задач
реформирования системы образования стала задача разработки и широкого внедрения
в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные
особенности и интересы учащихся.
Среди
разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватной
современной парадигме образования является использование одной из близких мне
технологии проектной деятельности.
Мы,
взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и
начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело.
Результаты
многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных
классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой
они находятся. Поэтому стараюсь поощрить даже небольшой успех ученика, отмечаю
(хотя бы добрым словом) его личные достижения при изучении языка и литературы.
Так
же формирую на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Это стало
стилем моей работы в стенах школы, а у ребят от успеха рождается вдохновение,
появляется интерес к учению и они с большим желанием идут на урок.
Бывает,
что во время урока,
когда
даже воздух стынет от скуки,
в
класс со двора влетает бабочка…
А.П.
Чехов
Такой
«бабочкой» могут быть различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят
фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они
используются как при «открытие» новой темы, так и при подведении итогов.
Анонс
любого урока: учебно - поисковая деятельность с элементами игровой. Система
оценки знаний «Оцени себя сам».
Активные
формы: мотивация на каждом этапе, проблемные ситуации, лабораторное
исследование, эксперимент, исторические справки, дидактическая игра «Снеговик».
Формы
учебной работы: фронтальная, групповая, ролевая, индивидуальная.
Имитационная
модель: для разработки и изучения темы создаются группы (по желанию учащихся)
во главе с консультантом, одна из групп – творческая лаборатория, которая
проводит экспериментальную работу в течение недели, с результатами готовит
отчет - выступление на уроке.
Формулируются
правила успешности проектной деятельности:
1.В
группе нет лидеров. Все члены группы равны.
2.Группы
не соревнуются.
3.Все
члены группы должны получать удовольствие от общения с другом и оттого, что они
вместе выполняют проектное задание.
4.Каждый
должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5.Все
должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть
так называемых «спящих партнеров».
6.Ответственность
за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
Каковы
же отличительные особенности урока? В
чем же новизна?
Новизна
в том, что:
-
обучение идет в деле и через дело (все ученики класса активно участвуют в открытии
темы, определении цели урока, планируют свою учебно-познавательную
деятельность, самостоятельно выводят новые правила);
-
на этом же уроке ученики видят результаты своего труда (оценивают
результативность учебно - познавательной деятельности путем коллективного
обсуждения и самооценки (система оценки «Оцени себя сам»);
-
учатся на собственном опыте и опыте других учеников;
-
возрастание интереса каждого учащегося идет по мере выполнения заданий;
-
учитель же координирует весь процесс поиска и усвоения новой информации,
поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.
Продвижение
вперед идет параллельно, с возвращением к пройденному. Ранее изученное
выступает в новых связях, открывая свои новые стороны. Например, связь
домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему. С целью
подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока, проверяется
практическая часть домашнего задания. С помощью ключа - буквограда
определяется, какое слово зашифровано.
Подчеркивается,
что именно правильно выполненное домашнее задание помогло открытию темы урока,
что ученики сами открыли тему урока.
С
целью пробуждения интереса к предстоящей работе, ученики выполняют задания
творческого характера.
Начинается
практическая работа в группах (3-4 минуты), на контрольных листках даны
дифференцированные задания. Учащиеся решают, исследуют, обсуждают задания,
помогают друг другу, открывают новые для себя правила, делают выводы. По
окончании работы начинают выполнять задания, записанные на доске и на обратной
стороне контрольных листов. При коллективной работе каждый ученик занят делом.
Практика показала, что каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. И
он старается. Появляется интерес. И если он за работу получит еще положительную
оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастает.
Для
эффективности развития познавательного интереса мыслительных способностей
учащихся применяются различные методы контроля: само- и взаимоконтроль,
включенный контроль, тестирование, диагностика по качеству полученных знаний:
система оценки «Оцени себя сам!».
В
ходе самого урока составляется полное, развернутое представление о
результативности работы, проводится общая диагностика усвоения темы, оперативно
выявляются проблемы в знаниях и умениях, устраняются допущенные недостатки,
затруднения. Необходимая коррекция проводится на этом же уроке, что и контроль.
А учитель, анализируя полученные результаты, составляет общее представление об
отношении учащихся к познавательному процессу, к деятельности самого себя, об
эмоциональном состоянии школьников.
Таким
образом, на уроке создаются ситуации успеха, условия для развития личности
ученика (ЛРО), развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения
эмоционального благополучия учащегося, приобщения их к общечеловеческим
ценностям.
Успешно
организуется комплексное усвоение учащимися компонентов содержания образования,
вносятся в учебный процесс элементы поисковой деятельности, на высоком уровне
поддерживается познавательный интерес у школьников, создаются оптимальные
условия для саморазвития личности, у учащихся формируются такие качества, как
активность, альтернативность и гибкость мышления.
А
они имеют большое значение для адаптации личности в современной социальной
среде, от них зависят успехи или неудачи человека в профессиональной или иных
сферах.
Каковы
результаты?
Повысилась
успеваемость, повысилось качество знаний. Увеличилось количество отличных
оценок. Но самое главное - на уроке нет скучающих лиц, все ребята успешно
занимаются делом. А это уже немало!
Комментариев нет:
Отправить комментарий