понедельник, 26 января 2015 г.

Создание ситуации успеха на уроке


                                                                                             Я слышу – я забываю,
                                                                                              я вижу – я запоминаю,
                                                                                              я делаю – я понимаю.
                                                                                              (Китайская пословица)

Мы все прекрасно знаем, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые успешные люди, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.


Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку привело к гуманизации процесса обучения, личностно - развивающему обучению, а одной из основных задач реформирования системы образования стала задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватной современной парадигме образования является использование одной из близких мне технологии проектной деятельности.

Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело.

Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому стараюсь поощрить даже небольшой успех ученика, отмечаю (хотя бы добрым словом) его личные достижения при изучении языка и литературы.

Так же формирую на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Это стало стилем моей работы в стенах школы, а у ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к учению и они с большим желанием идут на урок.

Бывает, что во время урока,
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…
А.П. Чехов

Такой «бабочкой» могут быть различные «изюминки», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они используются как при «открытие» новой темы, так и при подведении итогов.

Анонс любого урока: учебно - поисковая деятельность с элементами игровой. Система оценки знаний «Оцени себя сам».
Активные формы: мотивация на каждом этапе, проблемные ситуации, лабораторное исследование, эксперимент, исторические справки, дидактическая игра «Снеговик».

Формы учебной работы: фронтальная, групповая, ролевая, индивидуальная.

Имитационная модель: для разработки и изучения темы создаются группы (по желанию учащихся) во главе с консультантом, одна из групп – творческая лаборатория, которая проводит экспериментальную работу в течение недели, с результатами готовит отчет - выступление на уроке.

Формулируются правила успешности проектной деятельности:
1.В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
2.Группы не соревнуются.
3.Все члены группы должны получать удовольствие от общения с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
4.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
6.Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Каковы же отличительные особенности  урока? В чем же новизна?

Новизна в том, что:
- обучение идет в деле и через дело (все ученики класса активно участвуют в открытии темы, определении цели урока, планируют свою учебно-познавательную деятельность, самостоятельно выводят новые правила);
- на этом же уроке ученики видят результаты своего труда (оценивают результативность учебно - познавательной деятельности путем коллективного обсуждения и самооценки (система оценки «Оцени себя сам»);
- учатся на собственном опыте и опыте других учеников;
- возрастание интереса каждого учащегося идет по мере выполнения заданий;
- учитель же координирует весь процесс поиска и усвоения новой информации, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.

Продвижение вперед идет параллельно, с возвращением к пройденному. Ранее изученное выступает в новых связях, открывая свои новые стороны. Например, связь домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему. С целью подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока, проверяется практическая часть домашнего задания. С помощью ключа - буквограда определяется, какое слово зашифровано.

Подчеркивается, что именно правильно выполненное домашнее задание помогло открытию темы урока, что ученики сами открыли тему урока.

С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, ученики выполняют задания творческого характера.

Начинается практическая работа в группах (3-4 минуты), на контрольных листках даны дифференцированные задания. Учащиеся решают, исследуют, обсуждают задания, помогают друг другу, открывают новые для себя правила, делают выводы. По окончании работы начинают выполнять задания, записанные на доске и на обратной стороне контрольных листов. При коллективной работе каждый ученик занят делом. Практика показала, что каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается. Появляется интерес. И если он за работу получит еще положительную оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастает.

Для эффективности развития познавательного интереса мыслительных способностей учащихся применяются различные методы контроля: само- и взаимоконтроль, включенный контроль, тестирование, диагностика по качеству полученных знаний: система оценки «Оцени себя сам!».

В ходе самого урока составляется полное, развернутое представление о результативности работы, проводится общая диагностика усвоения темы, оперативно выявляются проблемы в знаниях и умениях, устраняются допущенные недостатки, затруднения. Необходимая коррекция проводится на этом же уроке, что и контроль. А учитель, анализируя полученные результаты, составляет общее представление об отношении учащихся к познавательному процессу, к деятельности самого себя, об эмоциональном состоянии школьников.

Таким образом, на уроке создаются ситуации успеха, условия для развития личности ученика (ЛРО), развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения эмоционального благополучия учащегося, приобщения их к общечеловеческим ценностям.

Успешно организуется комплексное усвоение учащимися компонентов содержания образования, вносятся в учебный процесс элементы поисковой деятельности, на высоком уровне поддерживается познавательный интерес у школьников, создаются оптимальные условия для саморазвития личности, у учащихся формируются такие качества, как активность, альтернативность и гибкость мышления.

А они имеют большое значение для адаптации личности в современной социальной среде, от них зависят успехи или неудачи человека в профессиональной или иных сферах.

Каковы результаты?

Повысилась успеваемость, повысилось качество знаний. Увеличилось количество отличных оценок. Но самое главное - на уроке нет скучающих лиц, все ребята успешно занимаются делом. А это уже немало!



Комментариев нет:

Отправить комментарий