понедельник, 26 января 2015 г.

Выступление на заседании педагогического совета


Формирование речевой компетентности на уроках русского языка и литературы посредством применения интерактивных приемов, методов и технологий в обучении

В условиях модернизации  образования идет поиск парадигмы обучения, соответствующий новым условиям в изменяющемся мире. Все чаще мы слышим о инновациях.

Инновация - это нововведения, связанные с изменениями «учитель-ученик» с одной стороны, а с другой стороны – с приемами обучения, подбором интерактивных приемов, методов и технологий в обучении с целью создания условий  для развития и саморазвития обучающихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения.


Реформирование школьного образования постепенно отказывается от традиционных форм обучения, возникает проблема – вызвать интерес к изучению учебного материала.

Принципиальное изменение стиля жизни современного общества требует от каждого человека активных речевых действий и умений, а от филологов – иного взгляда на свой предмет.

Педагогический процесс строится на основе личностных взаимоотношений каждого учителя с детьми. Урок, разговор у доски, короткая беседа, дискуссия – все это бесконечная цепь общений. И постоянно, непрерывно, неутомимо учитель должен создавать неповторимый орнамент общения в классе, на уроке, с ребенком. Учителю необходимо не только самому научиться создавать этот орнамент общения, но и учить обучающихся формировать коммуникативную культуру. Существенную помощь в этом могут оказать уроки развития речи, основной задачей которых является обучение эффективному общению.

Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе.

Жанр можно рассматривать как дидактическую единицу обучения, так как в нем заключается и цель, и содержание, и главный метод обучения – три базовые категории любой дидактической системы. Обучающиеся получают представления о жанре; усваивают теоретический материал по их созданию (описание действий и жанровых признаков); выполняют соответствующие действия – от изобретения содержания речи до её произнесения. Таким образом, происходит отбор содержания >> выбор формы >> композиция + языковые средства.

Создание речевых произведений определенных жанров – это одна из сторон формирования у обучающихся речевой компетентности.

Реализуется это на уроках русского языка с использованием технологии блочного обучения, а на уроках литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Технология блочного обучения позволяет создать условия для реализации системного мышления, активизации внимания.

Основой блочной технологии является:

- одновременное изучение аналогичных понятий;
- представление большого количества информации в образно – наглядной форме (матрице);
- усложнение заданий от урока к уроку.

Например: уроки развития речи с применением технологии блочного обучения в работе с нетрадиционными жанрами сочинений (репортаж-статья-письмо)
Цель блока: развивать речевую компетентность путем сравнения, сопоставления и практического использования нетрадиционных жанров сочинений: статьи, репортажа, письма на основе технологии блочного обучения.

Одним из положительных моментов разрабатываемых уроков в блочной технологии можно считать высокую активность и заинтересованность обучающихся. Это становится возможным благодаря подобранным методам и формам работы:

I урок – теоретический, фронтальная работа;
II урок – практикум по написанию репортажа, работа в парах;
III урок – индивидуальная работа по написанию статьи;
IV урок – практикум по написанию письма-благодарности, работа в группах в форме ролевой игры;

Таким образом, работа по развитию речи с использованием технологии блочного обучения создает условия для реализации системного подхода с целью развития и совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенции сознательным путем и успешной реализации требований программы на современном этапе в условиях модернизации системы образования.

На уроках литературы при изучении произведений используются информационно-коммуникационные технологии в форме проектов, которые по своим языковым, текстовым, композиционным параметрам тяготеют к информационно-воздействующим текстам, обладают признаками логичности и лаконичности с целью оказания воздействия на читателя в усвоении прочитанного, интерпретации художественного произведения и собственно анализа.

Важным аспектом является то, что обучающиеся получают возможность осуществлять между собой общение, передавая сообщение в виде текста, звука и изображения, обеспечивая тем самым устойчивую мотивацию познавательной деятельности, подходя творчески к накопленным знаниям, воспринимая, осмысливая их и излагая усвоенное в своем понимании.

Постановка целей и задач проекта предполагает деятельность по анализу задания и процесса его выполнения, следовательно, формирования речевой культуры.

Самостоятельная работа обучающихся при выполнении проекта несет практическую, познавательную, теоретическую значимость предполагаемых результатов.

Таким образом, совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся, организованная учителем на основе ИКТ, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности оказывается важным и необходимым элементом при изучении художественного произведения, так как происходит осмысливание и изложение текста в своем понимании, способствует сознательному усвоению при анализе произведения, вариативности домашнего задания (проект, сочинение), дифференцированному подходу и активизации внимания.

Эффективность педагогической коммуникации зависит от умения учителя определять формы урока, виды деятельности обучающихся и учителя, характер их общения в соответствии с темой и целевой установкой учебного занятия.

Умелое использование приемов способствуют формированию речевых умений обучающихся, активизируют их познавательную деятельность, способствуют повышению качества образования школьников.


Успешная коммуникативная деятельность педагога способствует формированию коммуникативной личности, создает необходимые условия для развития мотивации учащихся и благоприятного климата обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий