Формирование у школьников лингвистического
мировоззрения
В соответствии с социальным
заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским
языком) современный школьный курс русского языка имеет
познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи
(познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые
умения (практическая сторона предмета).
Выделяются три основные
познавательные цели обучения русскому языку:
- формирование у школьников
лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
-вооружение учащихся основами
знаний о языке и речи (языковая компетенция);
- эстетическое воспитание детей
средствами русского языка как учебного предмета.
Рассмотрим указанные цели
подробнее.
Формирование у школьников лингвистического мировоззрения.
Мировоззрение - это система
взглядов на окружающий мир, в том числе на язык как объективную часть этого
мира. Он служит средством коммуникации ныне живущим людям, служил им и в
далеком прошлом. Язык является средством познания жизни ушедших поколений через
оставленные ими памятники письменности. Взгляд на язык как на объективно
существующую коммуникативную систему людей есть лингвистическое мировоззрение.
Его формирование - одна из важнейших задач преподавания русского языка в
современной школе. Учащиеся должны быть вооружены кругом знаний о роли языка в
жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и
факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка, о
многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка
в современном мире.
Основными компонентами научно-лингвистического
мировоззрения являются следующие его структурные элементы:
- роль языка в жизни общества и
причины его появления;
- формы существования языка;
- развитие языка; системность
языка;
- многообразие и равноправие
языков мира;
- место русского языка среди
других языков;
- современные функции русского
языка;
- членение национального русского
языка на части.
Идея развития лингвистического
мировоззрения учащихся заложена в современной программе, в которую в самом
начале учебного года включены темы о языке. В действующих учебниках помимо
специального материала, отражающего программные требования, помещены тексты,
содержащие сведения о языке. Кроме того, при изучении сведений о языке и речи
сообщаются такие знания, которые имеют выход в формирование мировоззрения
школьников (системность языка, его развитие и др.). Мировоззренческий аспект
школьного курса русского языка обусловлен необходимостью постоянного (из года в
год, из темы в тему) обращения к вопросам формирования материалистического
взгляда на язык, так как развить его у учащихся за короткое время практически
невозможно.
Каждый из структурных элементов
лингвистического мировоззрения имеет особенности в содержании и требует
применения специфических приемов работы. Остановимся на методике их изучения.
Роль языка в жизни общества. С
языком как средством общения необходимо знакомить учащихся в самом начале
систематического курса. Знание данной функции языка повышает интерес детей к
русскому языку как учебному предмету желание хорошо овладеть им, чтобы лучше
пользоваться русским языком как средством общения.
Представление о роли языка в
жизни людей сложится у школьников при знакомстве со следующими сведениями:
- язык - важнейшее средство
общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации;
- язык слов имеется только у
человека;
- языком человек овладевает с
детства, общаясь с другими людьми; язык объединяет разные поколения и разные
социальные группы.
Часть этих сведений сообщается
учащимся на первых уроках во всех классах в начале учебного года, затем попутно
они воспроизводятся при изучении грамматического материала. В результате такой
организации работы идея о коммуникативной роли языка постоянно находится в поле
зрения как учителя, так и учащихся.
Полученные знания
систематизируются и в той или иной степени пополняются. Для закрепления
полученных знаний используются упражнения следующих видов:
1) анализ высказываний о роли
языка в жизни общества выдающихся ученых и писателей;
2) подбор доказательств,
определяющих преимущества языка перед другими средствами общения;
3) определение основной мысли
текста на тему о языке;
4) подбор пословиц о языке;
5) написание
сочинений-рассуждений о языке.
Язык - развивающееся явление.
Идея развития языка должна пронизывать весь учебный процесс: содержание нашего
предмета дает для этого богатый материал во всех его частях. Способствует также
этому изучение на уроках литературы художественных произведений разных эпох.
Отдельные сведения о развитии
языка включены в тему «Лексика»: устаревшие и новые слова, заимствованные слова.
Идея развития русского языка проходит через тексты многих упражнений. В
совокупности за все годы изучения русского языка учащиеся получат следующие
сведения о языке как развивающемся явлении: со временем язык постепенно
изменяется, сохраняя свою основу; изменяются все стороны языка, но более
заметны разным поколениям изменения в лексике; причины изменений в языке;
развитие русского языка в настоящее время. Программный материал каждого класса
позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в
языке в прошлом. Так, при изучении фонетики и графики в связи с буквами ъ и ъ
полезно сообщить, что некогда они обозначали гласные звуки неполного
образования, которые в одних положениях совпали с гласными полного образования
(сънъ - сон, дьнь - день), а в других - перестали употребляться (в конце слова:
сънъ -сна, дьнь - дня, так появились беглые гласные о и ё).
Занимаясь морфемным составом
слова, целесообразно показать изменения, происшедшие в структуре многих слов,
которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки, шапка, щетка и др. Такие
наблюдения полезно проводить при изучении числительных (две на десяте -
двенадцать), наречий (в дребезги - вдребезги), служебных частей речи,
междометий.
При изучении лексики и
фразеологии целесообразно показать изменение значений слов (глаз в значении
«шарик» --> глаз в значении «орган зрения»), появление у слов новых значений
(дворник -рабочий, поддерживающий чистоту во дворе дома, на улице -->дворник
- приспособление на ветровом стекле автомобиля для механической его очистки).
Изучая морфологию, полезно
объяснить утрату или появление тех или иных морфологических категорий, например
изменение по родам глаголов в прошедшем времени и т.д.
Для закрепления полученных знаний
о развитии языка используются упражнения следующих видов:
1) сравнение древних и
современных текстов;
2) анализ научно-популярных
текстов по истории языковых явлений;
3) работа с этимологическим
словарем и словарем иностранных слов.
Язык - система взаимосвязанных
единиц. В языке все взаимосвязано и взаимообусловлено, и эту идею учащиеся
должны усвоить в процессе изучения русского языка. Системность языка - сложное
явление, нерассматриваемое в школе в полном объеме.
Для осознания учащимися системности
языка, взаимосвязи его единиц достаточно познакомить школьников со следующими
сведениями:
язык состоит из единиц, на
которые он членится;
единицы языка служат строевыми
элементами для единиц высшего порядка (звуки - для морфем и слов, слова - для
словосочетаний и предложений, предложения - для текста); от специфики единиц
низшего уровня нередко зависит функционирование единиц высшего уровня; единицы
языка имеют свои правила сочетаемости в единицах высшего уровня.
С единицами языка, их функциями и
значениями учащиеся последовательно знакомятся, начиная с изучения фонетики,
затем словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса. В процессе работы
внимание учащихся акцентируется на самой единице и разделе науки о языке,
изучающем эту единицу, на связях сочетаемости этих единиц (звуков с другими
звуками, морфем с другими морфемами, слов с другими словами и т.д.), на
стилистических функциях единиц языка в речи.
Богатейший материал для осознания
зависимости одних единиц от других дают все разделы науки о языке, изучаемые в
школе:
морфология и лексика (например,
зависимость формы числа от лексического значения многозначного слова: лист -
листы и листья);
словообразование и лексика
(например, использование разных суффиксов в зависимости от значения многозначного
слова);
синтаксис и лексика (например,
возможностьили невозможность сочетания слов в зависимости от значений слов).
При систематизации знаний о
связях языковых единиц учащиеся
выполняют упражнения следующих видов:
1) составление таблиц, отражающих
связи единиц языка и их функций, разделов науки о языке и единиц языка,
изучаемых в этих разделах;
2) установление зависимости
словообразования, формообразования и сочетаемости слов от лексического значения
слова;
3) нахождение и исправление в
детских работах ошибок, нарушающих нормы.
Русский язык как учебный предмет
имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни
подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования,
т.е. совокупности знаний об основном средстве общения языке, его устройстве и
функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают
компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования
языковых и речевых умений и навыков.
Компетентность учащихся в знаниях
о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его
фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее
текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания),
его обеих форм - устной и письменной, норм литературного языка. Все это,
усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование
языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как
средства общения.
Лингвистические знания служат
базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно
умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними
начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку
должны включаться лингвистические понятия.
В программу по русскому языку
включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование
которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Произносительные умения
и навыки опираются на знания по фонетике; лексические - на знания по лексике и
фразеологии; грамматические - на знания по словообразованию, морфологии и
синтаксису; стилистические - на знания по стилистике и речеведению. Так, чтобы
сформировать литературное произношение гласных и согласных, необходимо знать их
артикуляцию и правила произношения в разных позициях; чтобы правильно
образовывать формы слов, необходимо знать их парадигмы и флексии этих парадигм
и т.д.
Большое место среди умений и
навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения
и навыки. Они тоже тесно связаны со всем языком: с фонетикой, со всеми частями
грамматики, частично с лексикой. Так, чтобы научиться писать орфограммы -
гласные буквы в конце слова, учащиеся должны знать и отличать ударные и
безударные гласные, шипящие согласные из раздела «Фонетика», знать части слова,
однокоренные слова и уметь подбирать однокоренные слова с ударными гласными в
корне. Чтобы научиться, например, различать на письме гласные в личных
окончаниях глаголов, учащимся необходимо знать о глаголе следующее: вид
глагола, время, лицо, спряжение, а также уметь определять спряжение, находить
неопределенную форму глагола того же вида, знать исключения - список
одиннадцати глаголов.
Эстетическое воспитание на уроках
русского языка - это формирование у школьников эстетического чувства, т.е.
представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и
ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому,
развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя
тем самым одно из основных качеств разносторонней личности. Русский язык как
предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека,
поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность
человека, и искусство.
Прекрасное в них наш предмет
передает в дидактическом материале - в текстах использованных отрывков и
художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям,
необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического
отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский
язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся
духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии.
Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках
русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что
прекрасное объективно заложено в самой природе языка, выполняющего как коммуникативную,
так и эмотивную функции.
Эстетическое отношение к языку
вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств
выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка,
уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое
эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их
экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности
использования и выразительности языковых средств. Эти элементы языкового
эстетического чувства у большинства учащихся без специального воздействия
учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима
целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое
отношение к языку и речи.
Перед учителем русского языка
стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
- познакомить детей с прекрасным
в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
- развить все стороны, входящие в
структуру языкового эстетического чувства;
-воспитать языковой эстетический
вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
- развить у учащихся потребность
в эстетическом совершенствовании своей речи.
Перечисленные задачи решаются на
протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны
реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со
спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями
учащихся. Пути их реализации будут различными.
Для формирования у школьников
представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения
следующих видов:
- анализ высказываний выдающихся
отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства и
литературы о русском языке;
- подбор учащимися высказываний о
русском языке;
- беседа по содержанию
научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об
эстетических свойствах русского языка.
Развитие языкового эстетического чувства.
Эстетика языка складывается из
следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку
и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления.
Каждый из перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у
детей с помощью специальных упражнений.
Формированию представления о
богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языка способствует
применение упражнений следующих видов:
- анализ словарных статей в
словарях синонимов, а также синонимических рядов, помещенных на полях
учебников;
- анализ словарных статей многозначных
слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
- подбор грамматических синонимов
и выявление условий их употребления;
-выражение экстралингвистических
значений (например, временных, пространственных, целевых и т.п.) разными
языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);
- подбор слов на ту или иную
смысловую тему.
Для развития эстетического
отношения к языку и речи используются следующие виды упражнений:
- анализ образцовых текстов
разных стилей;
- сравнение словаря и синтаксических
конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему (привлекаются
изложения и сочинения учащихся);
- переработка текстов, бедных в
лексическом и синтаксическом отношении.
Чувство нормы и антинормы имеет
большое значение для эстетического воспитания учащихся. Оно формируется,
во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в
процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками в своих
высказываниях (фонетическими - в устной речи, лексическими и грамматическими -
и в устной, и в письменной речи), а также над текстами упражнений учебников, в
которых имеются ошибки.
Формированию чувства нормы у
школьников служат упражнения следующих типов:
- выбор нормативного варианта;
- сравнение одних и тех же
текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками;
- нахождение в тексте лексических
и грамматических ошибок и их исправление.
Развитие чувства выразительности
речи опирается на знание школьниками богатства языка и экспрессивных
возможностей языковых средств, и формируется оно с помощью упражнений следующих
видов:
- анализ выразительных средств
образцового текста (прозаического и поэтического);
- сравнение образцовых текстов с
текстами, созданными детьми на одну и ту же тему;
- наблюдение в художественных
текстах за звукописью, за словами, использованными в метафорическом значении,
за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций;
- выяснение роли
необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в
художественных произведениях;
-сравнение окончательных и
черновых редакций произведений известных писателей, публицистов и т.д.
Чувство уместности употребления
языковых средств - одно из сложнейших элементов структуры языкового
эстетического чувства. Оно формируется в связи с ознакомлением учащихся с
вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими разные сферы
его применения, - с функциональными стилями. В результате этой работы учащиеся
должны знать о том, что в своей речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости
от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).
Формируется это чувство у
школьников при выполнении упражнений следующих видов:
- анализ текстов разных
функциональных стилей;
-нахождение стилистических
ошибок, нарушающих стилевое единство текста;
-нахождение в тексте нарочитого
включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность;
- стилистический эксперимент;
- нахождение в детском тексте
«красивостей» и их исправление.
Языковой эстетический вкус
формируется постепенно всей указанной выше системой работы. Учащиеся должны
сознательно «воспитывать в себе вкус к хорошему языку» (А.П.Чехов).
Формируя языковое эстетическое
чувство, следует помнить о его связи с морально-этическим чувством. Нельзя
допустить, чтобы у учащихся развилось высокомерное отношение к тем, кто еще
недостаточно овладел литературным языком, к носителям диалектного языка и
городского просторечия. Необходимо также постоянно напоминать о том, что
высокими эстетическими качествами обладает не только русский, но и любой другой
язык. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем
самым создаем теоретическую базу для понимания эстетики языка изучаемых на
уроках литературы художественных произведений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий