вторник, 2 октября 2018 г.

Задания школьного этапа олимпиад

ЛИТЕРАТУРА
7 класс



1-й уровень(5 заданий = 30 баллов)

1.1.            Дайте определение термину басня. (4 балла).

1.2.            Определите стихотворный размер данного произведения (2 б.), укажите вид рифмы (2 б.) и способ рифмовки (2 б.)(6 баллов).
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?


1.3.            Ответьте на вопрос (5 баллов).
Как называется вводная часть литературного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, а также задаются расстановка и взаимоотношения персонажей?

1.4.            Узнайте произведение А.П. Чехова по началу (4 балла).
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…»

1.5.            Назовите автора (3 б.) жанр произведений (3 б.) (6 баллов).
«Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1.6.            Продолжите предложение: «Образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём – это ____________ (5 баллов).

2-й уровень(2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)

2.1. Выполните задание (5*4 б.=20 баллов).
После сложнейшего отбора вы попали в список колонистов, отправляющихся обживать Марс. Командир марсианской экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из пяти книг, которые могут быть полезны колонистам в их нелегком деле. Назовите эти книги, к каждой из них дайте краткую аннотацию (2-3 предложения), объясняющую ваш выбор.
(Комментарий: необходимоне только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать умение определять тематику и проблематику произведения, соотносить их с конкретной жизненной ситуацией, способность к сопоставлению книг разных авторов).

2.2. Выполните задание (20 баллов). Прочитайте русскую народную сказку. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.

ЧЕРТ И МУЖИК
В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь.
Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит:
— Год года хуже! Год года хуже!
Надоело это мужику — он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.
Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать:
— Год года хуже! Год года хуже!
А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул:
— Хуже не будет!
И скрылся в воде.
Больше с той поры черт не выходил на берег.
(Из сборника В.Н. Серебренникова)

3-й уровень. Творческое задание(20 баллов: 10 баллов – содержание, 10 баллов – языковое оформление)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру (0,75 страницы) на одну из предложенных тем.
Портрет слова «Книга»
Зачем людям нужна улыбка?
Мой музей литературных героев
Время читать!

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение
 произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.

            P.S. Всего 100 баллов


ЛИТЕРАТУРА
8 класс
1-й уровень(6 заданий = 30 баллов)

1.1.             Назовите изученные жанры древнерусской литературы. (2*2 б.=4 балла)
1.2.             Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (4 балла)
1.3.Ответьте на вопрос. (4 балла)
Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы?(4*1 б.=4 балла)
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
1.4.            Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*2 б.=4 балла).
1)     Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как  колокол, на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю. Лермонтов
2) Тропами потаёнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими
Леса молчат – осенней ночи ждут.
И.А. Бунин
1.5.            Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).
 Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
А.С. Пушкин
Душно! Без счастья и воли.
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула что ли?
Чаша с краями полна!
Н.А. Некрасов
1.6.            Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены(8 баллов).
1)
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2)
Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
3)
Любишь кататься, люби и саночки возить.
4)
Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

2-й уровень(2 задания: 20 б. + 20 б. = 40 баллов)

2.1.Решите литературную задачу.
На уроке литературы вам предложили тему для написания сочинения «Мотив еды в комедиях Д.И.Фонвизина"Недоросль"и Н.В.Гоголя"Ревизор".О ком (5 б.) и о чём (5 б.) вы будете рассказывать в контрольной работе? Изложите свою стратегию в четырёх-пяти предложениях. (20 баллов)
2.2.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.


И.С. Тургенев
Собака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,
что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878
Опорные вопросы:
а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?
в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?
г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)
3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10=20 баллов)
Разрешите представить моего любимого писателя
Содружество читателей будущего
Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)
«Страшнее чести изменить, чем быть в отрепьях рваных» (Роберт Бернс)

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение
 произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.

P.S. Всего 100 баллов


ЛИТЕРАТУРА
9 класс
I-й уровень(6 заданий = 30 баллов)
1.1.  Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. (1*4 б.=4 балла)
А. _______________________– повтор одинаковых или близких по звучанию согласных.
Б. ______________________– перестановка букв, дающая новое слово.
В. ______________________– стихотворная форма из 14 строк; стихи располагаются по схеме 4+4+3+3 либо 4+4+4+2.
Г. ______________________– повтор одного и того же слова/оборота в начале соседних строк.
1.2.   Выполните задание.(3 б.+3 б.=6 баллов)
Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

Группа I
Группа II
Группа III
1.
а)
дактиль
а)
сравнение
а)
пословица
2.
б)
рассказ
б)
ямб
б)
басня
3.
в)
роман
в)
анапест
в)
гипербола
4.
г)
хорей
г)
метафора
г)
поэма
5.
д)
эпитет
д)
олицетворение
д)
антитеза

1.3.  Ответьте на вопросы литературной игры «Данетка».(8*0,5 б.=4 балла)
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Былина – это древнее сказание о реальных исторических событиях
б) Для басни характерна аллегория.
в) Характерным художественным приемом былины является антитеза.
г) Элегией называют любое лирическое стихотворение о любви.
д) Трехсложные размеры называют так, потому что они более сложны для чтения, чем двусложные.
е) Трагедия – это вид драматического искусства.
ж) Комедия – это вид драматического искусства.
з) Завязка, кульминация, развязка – это элементы сюжета.

1.4.   Кому принадлежит это поэтическое завещание? (2 б.) Кому из русских поэтов, в свою очередь, передал пальму первенства В.А. Жуковский? (2 б.) Когда и в связи с чем это произошло? (3 б.)(7 баллов).
Тебе в наследие, Жуковский,
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
1.5.            Ответьте на вопрос. Эпиграфом к какому произведению является народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? (3 балла).

1.6.Ответьте на вопросы. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (3*2 б.=6 баллов).
В одном месте особенно унылый фонарь разбавлял мглу, и, проходя через его тусклую ауру, туман обращался в бисер дождя (В. Набоков «Другие берега»).

2-й уровень(2 задания: 20 б. + 20 б.= 40 баллов)
2.1. Решите литературную задачу. (20 баллов)
Ученик, раскрывая тему сочинения «Мотив ночи в лирике А.С.Пушкина», проанализировал следующие стихотворения поэта: «На холмах Грузии…», «Вольность», «Вновь я посетил…». Обоснуйте выбор школьника в четырёх предложениях.

2.2. Проанализируйте стихотворение И. Бунина «Первый соловей» (0,5 страницы: проблематика (5 б.), интерпретация (5 б.), поэтические средства (5 б.)). Почему поэт называет песню соловья первой, если сам же признаёт, что мир слышал ее «тысячу раз»? (5 б.). (20 баллов)
      ПЕРВЫЙ СОЛОВЕЙ
Тает, сияет луна в облаках.
Яблони в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка и нежна.
Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей
Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
2.Х.1916

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 10 б.+10 б.=20 баллов)
3.1. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (1 стр.).
«Чтение для мыслящего человека как свежий воздух: с ним полнее жизнь, легче дышать» (Д. Каралис)
Дружеское послание как «признание души» (читая стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву»)
Мотив возвращения домой в русских народных сказках
Мотив лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Тема мечты в повести А.С. Грина «Алые паруса»

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение
 произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.

P.S. Всего 100 баллов
ЛИТЕРАТУРА
10 класс

1-й уровень(6 заданий = 30 баллов)

1.1.            Ответьте на вопрос. На какие стихотворения А.С. Пушкина русские композиторы написали романсы, ставшие знаменитыми? (4*1 б.=4 балла)

1.2.            Назовите фигуры речи, которые встречаются в данных отрывках. (5*1 б.=5 баллов)

1.
Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!      (К. Бальмонт)
3.
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.                  (О. Берггольц)
2.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!                              (А. Блок)
4.
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(А. Блок)
5.
Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой. (М. Светлов)

1.3.            Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины.(4*1 б.=4 балла)
1)  ____________ – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.
2)  ____________ – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.
3)   _____________ – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.
4)  ____________ – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.

1.4.Определите, о каких художественных произведениях идет речь? Назовите авторов и произведение. (4 балла)
1.      Автор делает своего героя живым и уязвимым, открытым для всевозможных ошибок, обманов и унижений. В своей реакции на события герой немного запаздывает. Это происходит потому, что он одержим любовью, еще и потому, что он отделен от всего происходящего в доме московского барина благородством своего облика.
2.      В отличие от традиционного для европейских литератур той эпохи приема в этом произведении циклизация прежде всего самостоятельных повестей в более сложное художественное единство произошла не вокруг повествователя, а вокруг последовательно раскрывающегося образа центрального персонажа.

1.5.            Найдите 4 неверных утверждения.(4*2 б.=8 баллов)
1) Александр Сергеевич Грибоедов был одарён многими талантами: владел несколькими иностранными языками, отлично играл на фортепьяно, сам сочинял музыку.
2) Эпиграфами к главам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» стали цитаты из произведений П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, Ф.М. Достоевского, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова.
3) Дядя А.С. Грибоедова – Василий Львович – был известным литератором.
4) И у А.С. Пушкина, и у М.Ю. Лермонтова есть поэма под названием «Кавказский пленник».
5) Свою первую публикацию – «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен» – Н.В. Гоголь посчитал неудачной и сжёг.
6) Жанр элегии предполагает обращение к моментам уже прожитой жизни, размышления об утратах и разочарованиях.
7) Метафора – слово из латинского языка, которое буквально означает «перенос».
8) Среди переводчиков «Слова о полку Игореве» – В.А. Жуковский, А.Н. Майков, Н.А. Заболоцкий.
9) Василий Жуковский – сын помещика Афанасия Бунина.
10) Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» написана четырёхстопным ямбом.

1.6.Определите жанры следующих произведений. (5*1 б. = 5 баллов)
1) А.С. Пушкин «Цыганы»
2) М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»
3) Н.С. Лесков «Левша»
4) И.С. Тургенев «В дороге» («Утро туманное…»)
5) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

2-й уровень(2 задания: 10 б. +30 б. = 40 баллов)

2.1. Решите литературную задачу. Перед вами перечень произведений, в котором одно из перечисленных в каждом ряду отличается по жанру от остальных. Назовите это произведение (2*2,5 б.=5 б.) и его жанр (2*2,5 б.=5 б.). (10 баллов)

1)                 «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов), «Мертвые души» (Н.В. Гоголь), «Обломов» (И.А. Гончаров), «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин).
2)                 «Горе от ума» (А.С. Грибоедов), «Борис Годунов» (А.С. Пушкин), «Ревизор» (Н.В. Гоголь), «Вишневый сад» (А.П. Чехов), «Недоросль» (Д.И. Фонвизин).

2.2. Стихотворение А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем?..» написано в 1830 году и, по всей видимости, посвящено Каролине Савойской, которой поэт был некоторое время увлечен. Ответьте на предложенные вопросы по тексту или напишите целостный анализ поэтического произведения. (30 баллов)
1)      На каком этапе творчества поэта было написано это произведение? Какое место занимает среди лирических текстов этого периода? (3 б.)
2)      Почему лирический герой говорит только о своем «имени»? Какое воздействие оно может оказать на любимую девушку? (4 б.)
3)      Как бы вы охарактеризовали состояние лирического героя в этом стихотворении? Меняется ли он по ходу текста? Какие приемы использует поэт, описывая состояние лирического героя? (4 б.)
4)      Как соотносится настоящее, прошедшее и будущее в стихотворении? Как связаны образы лирического героя и героини в тексте? Какими средствами создается образ лирической героини? (5 б.)
5)      Объясните композиционное расположение и смену образов в лирическом произведении. (4 б.)
6)      Определите стихотворный размер, которым написано произведение. Насколько распространен этот размер в творчестве А.С. Пушкина? В произведениях каких жанров он чаще всего используется? (5 б.)
7)      Как вы объясните смену вида рифмовки в тексте? (5 б.)

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобной
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
А. С. Пушкин

3-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)
3.1. Напишите небольшое эссе (1,0 стр.) на одну из предложенных тем.
Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
В чём я вижу красоту литературы?
Нужна ли сегодня поэзия?
Все победы начинаются с победы над самим собой
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли» (Н. де Шамифор)
«В книге есть всё, что нужно для жизни. И даже больше» (Ю. Поляков)
«Жизнь подобна книге, в которой недостаёт многих страниц» (Р. Акутагава)

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение
 произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.


P.S. Всего 100 баллов



ЛИТЕРАТУРА
11 класс

1-й уровень(5 заданий = 30 баллов)
1.1.Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины.(4*1 б. = 4 балла)
А.___________________________________ – перенос значения по смежности.
Б.___________________________________ – одинаковое начало строк, предложений, абзацев.
В.___________________________________ – образное, выразительное определение.
Г.___________________________________ – сочетание несочетаемого.

1.2.            Определите размер стихотворения. (4 балла)
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М.Ю. Лермонтов

1.3.            Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа. (4*1 б. = 4 балла)
а) Рассвет рукой прохлады ровно
Сшибает яблоки зари.
б) Синь то дремлет, то вздыхает.
в) Как серёжки зазвенит девичий смех.
г) В водах лонных звенящая борозда.

1.4.            Назовите авторов крылатых выражений. (10*0,5=5 баллов)
1. Мы почитаем всех нулями, / А единицами — себя.
2. Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется.
3. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
4. Человек — это звучит гордо!
5. Как бы чего не вышло.
6. И вечный бой! Покой нам только снится.
7. Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
8. Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
9. Рукописи не горят.
10. Тебе, живой, тебе, моей прекрасной,
вся жизнь моя, огонь несметных свеч.
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
и чистой, как на солнце меч,
и величавой, как волненье нивы.

1.5.            Найдите 4 верных утверждения (4*2 б. = 8 баллов)
1) В «Слове о полку Игореве» встречаются имена половецких ханов – Кончак, Кобяк, Шарукан.
2) Месье Бопре «в отечестве своём» был парикмахером, затем солдатом, пекарем, лекарем и лишь по недоразумению решил сделаться учителем.
3) «Единственное зло и сто добрых дел», – эта «моральная формула» принадлежит Соне Мармеладовой.
4) «Мёртвые души» сам Н. В. Гоголь считал «малой эпопеей».
5) Николай Гнедич – переводчик «Одиссеи» Гомера.
6) Главным героем «Войны и мира» по первоначальному плану автора мог стать декабрист, вернувшийся с каторги.
7) В рассказе «Хамелеон» Чехов призывает «беречь в себе человека».
8) Ода — жанр лирики, торжественное стихотворение о днях прошедшей молодости автора.
9) Ленский вызвал на дуэль Онегина, А.С. Пушкин – Ж. Дантеса, М.Ю. Лермонтов – Н.С. Мартынова.
10) В рамках реалистического произведения вполне возможно использование фантастических элементов и гротескной образности.

1.6.Решите литературную задачу.(5 баллов)
Один из персонажей этого произведения, склонный к сочинению бездарных стихов, после внезапной смерти старшего товарища попадает в сумасшедший дом, беседует там с одним из пациентов о судьбоносных событиях далекого прошлого и через некоторое время становится профессиональным историком. Назовите имя (имена) этого персонажа (1б.+1 б.) и автора данного произведения (1 б.), укажите его заглавие (1 б.) и время создания произведения (1 б.).

2-й уровень(2 задания: 20 б. + 20 б. = 40 баллов)

2.1. Решите литературную задачу, ответив на вопрос. (20 баллов)
Что еще объединяет эти три стихотворения, кроме времени создания?

Никогда не сделаю я так:
Исповедать всем мои привычки.
Как! Носить клеймо позорной клички —
О самом себе слагатель врак.

Лучше буду я курить табак,
А Мочульский пусть даёт мне спички.
И другие птички-невелички
Говорят сонеты так и сяк.

У меня уже четыре книги,
Мальчик и жена — мои вериги.
И не стану я писать сонет,

Любят только дети упражненья.
Если я поэт, то без сомненья
Вам на просьбы я отвечу «нет».

Зима 1912-1913 гг.

Понять весь мир какой-то странный сложным,
Огромною игрушкой сатаны,
Ещё не сделанным, где сплетены
Тьма с яркостью и ложное с неложным.

Суровый бард, в боренье с невозможным
Любовь как знамя поднял ты, и сны
У розовой подслушал ты луны,
Что сердце девы делает тревожным.

Едва заслышим мы заветный звук
В твоём органе гулком и протяжном,
Смущается покой наш бледный, вдруг

Каким угрюмым явит мир и важным
Иоанна «Откровенья» голос нам
И вторит, кажется, его словам.
26 января 1913 года.
Беда пришла для символиста: Брюсов
Решил: «Теперь мне Северянин люб».
Юдоль печали Фёдор Сологуб
Сказал: «И я не из породы трусов».

Однако столько ж минусов, как плюсов,
В афере этой; с молоком у губ
Игорь Васильич был совсем не глуп,
Сбежал от них и остальных турусов.
Орлы над бездной, где же <простыня?>
Любимая, что ласково маня,
Открыл под вами Игорь Северянин?

Грозит вам бездна, имя ей просак.
Уж вам друзья Олимпов и Пруссак.
Был символизм и <весь?> от сердца ранен.
Конец 1912 — первая половина 1913 года.
2.2.       Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). В пяти предложениях обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 100 слов). (20 баллов)

1.
2.
3.
Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги сходились в пещеру Христа, как лучи.

Новогодняя ночь
В глазах рябит от мишуры Огней сверкание повсюду.
Гирлянды, звездочки, шары –
Здесь все опять готово к чуду.

Бокалы часа своего
Дождутся. Вот еще минута,
И дружно грянет торжество
Под залпы пробок и салюта.

Нас Новый год одарит вновь Погодой ветреной и снежной.
За процветанье и любовь Мы выпьем с верой и надеждой.

И будет ночь смотреть в окно,
На лица и зверюшек маски.
Но в жизни так заведено –
Придет конец и этой сказке.

Утихнет тот хрустальный звон,
Начнут иголки осыпаться...
Ну а пока – всё, словно сон.
И неохота просыпаться!
На 1 января 2000 года
Подошла к кольцу двадцатка.
Валит белый снег.
Остановка. Пересадка в двадцать первый век.

Только кто-то вот не вышел,
не успел, уснул...
Ну, а ты средь тех, кто выжил,
в новый век шагнул.

Но, с толпою на посадку поспеши, дружок,
встань на заднюю площадку,
продыши кружок.

Видишь, старый век, как Китеж, тонет позади?
Погляди, покуда видишь.
Да и потом – гляди.

3-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)
                        3.1. Напишите небольшое сочинение (1,25 стр.) на одну из предложенных тем.

Разум и чувства литературных героев на страницах художественных произведений XIX-XXI веков
Честь и бесчестие героев художественных произведений XIX-XXI веков
Победы и поражения героев художественных произведений XIX-XXI веков
Опыт и ошибки героев художественных произведений XIX-XXI веков
Дружба и вражда героев художественных произведений XIX-XXI веков

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть (10 баллов)
Поясните выбор художественного произведения.
Художественное чтение – публичное исполнение
 произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики),
драматических отрывков.
P.S. Всего 100 баллов
֐l = �O �]5 e:12.0pt; font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU'>Д. Старший менеджер виновен в несвоевременном оповещении клиента об изменении условий договора.

Е. Искусство влияет на рост культурности человека.
4.                 Отметьте слово, которое может быть в разных контекстах наречием, кратким прилагательным и словом категории состояния (4 балла).
А. Бело
Б. Вдумчиво
В. Уютно
Г. Свойственно
Д. Нужно
5.                 Выполните задание (8 баллов)
В русских говорах встречаются слова: двойнишок,ветоша, долгушка, коромысло, полудёнок, поточник,стрекунец,шоркотуха.
Ниже приведены значения этих слов в произвольном порядке.
Желоб; кузнечик; один из близнецов; печная задвижка; протяжная песня; прошлогодняя трава; стрекоза; южный ветер.
Соотнесите слова и их значения (05,*8=4 бала), кратко пояснив свой выбор (05,*8=4 бала) и заполнив таблицу:
Слово
Значение
Краткое пояснение


6.Отметьте предложение, в котором допущена ошибка (род аббревиатуры) (5 баллов).
А. СНГ было образовано по взаимному согласию входящих в него государств.
Б. Российская ФСБ сообщила об увольнении директора автозавода.
В. РПЦ призвала к прекращению кровопролития.
Г. Вчера МИД информировало о правилах получения визы.
Д. МГУ принял новых студентов.

II-й уровень(2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)
7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Прочитайте высказывание В. Тендрякова. Выполните тестовые задания №№1-3 (3*2 = 6 б.), сформулируйте вывод, противоположный тому, который есть в тексте (4 б.).
1. Наше время… 2. Всем известно, что люди почти никогда не бывали довольны своим временем, с завистью вглядывались или в прошлое – мол, вот тогда-то была жизнь, не чета нынешней, золотой век, – или с надеждой в будущее. 3. Проницательный Белинский с неосторожной восторженностью заявил: 4. «Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году…» 5. А в этом году уже шла самая жесточайшая из человеческих войн – Вторая мировая.
6. Я тоже хотел бы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, но ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.
7. Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нем особенности развития.
………………………………………………………………………………………
1) Типы односоставных предложений, которые имеются в тексте (1 балл)
А) неопределенно-личное
Б) назывное
В) безличное
Г) определенно-личное
2) Вариант ответа, в котором верно указана характеристика предложения 7 в целом и предложений, входящих в его состав (1 балл)
А) состоит из 3х частей; 1,2,3 односоставные безличные
Б) состоит из 3х частей; предложение 1 – двусоставное, полное, 2,3. – односоставные безличные
В) состоит из 2-х частей; предложения 1, 2 – односоставные безличные
Г) состоит из 2-х частей; предложение 1 – двусоставное неполное, предложение 2 – односоставное неопределенно-личное
3) Верным является утверждение (1 балл)
А) В тексте использована сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь между частями сложных предложений
Б) В тексте не используется сочинительная связь между частями сложного предложения
В) В тексте нет сложного предложения с различными видами связи
Г) В тексте все предложения сложные
4) Чтобы сформулировать антивывод к данному в тексте рассуждению, продумайте ответы на следующие вопросы, если возможно, цитатами из самого текста:
- С каким чувством люди почти всегда относятся к прошлому?
- Объедините содержание предложений 3, 4, 5 в одно целое.
- В. Тендряков осуждает или поддерживает желание людей узнать, как будут жить в будущем? Писатель оптимистичен в возможных прогнозах будущего?
Создайте предложение, в котором будет утверждаться право человека мечтать о будущем, предсказывая его.

8.                 Проведите комплексную работу с текстом, ответив на вопросы и выполнив задания (30 баллов).
1. Вставьте пропущенные буквы (до 5 б.) и знаки препинания (до 5 б.). Раскройте скобки (до 5 б.).
2. Дайте толкование выделенных слов (2,5) и подберите к ним синонимы (2,5 б.).
3. Найдите наречие, омонимичное существительному (1 б.), и придумайте предложение с этим существительным (2 б.).
4. Найдите стилистически маркированные слова и подберите к ним синонимы (1 б.) и антонимы (1 б.).
5.                 Укажите фрагмент текста, где тавтология является стилеобразующим элементом (2 б.).
6.                 Укажите случаи полисиндетона (многосоюзия) (1 б.), инверсии (1 б.) и прокомментируйте их функции в тексте (2 б.).

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается м…ложавостью и более крепкой живуч…стью от других произведений слова. Она как столетний старик около которого все отжив (по)очереди свою пору умирают и вал…тся а он ходит бодрый и свежий между могилами старых и к…лыбелями новых людей.
"Горе от ума" есть и картина нравов и га(лл/л)ерея живых типов и вечно острая жгучая сатира и вместе с тем и комедия. Как картина она без сомнения громадна.
В гру(п/пп)е двадцати лиц отр…зилась как луч света в капле воды вся преж…няя Москва. Главная роль конечно роль Чацкого без которой не было бы комедии а была бы п…жалуй картина нравов. Но Чацкий (ни/не) только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Речь его кипит умом остроумием. У него есть и сер…це и (при)том он безукоризне(н/нн)о честен. Словом это человек не только умный, но и развит…й с чу…ством или как рек…мендуетего горничная Лиза он и чу…ствителен и весел и остер.
Между тем Чацкий как личность (не)сравне(н/нн)о выше и умнее Онегина и (Л/л)ермонтовского Печорина. Он искре(нн/н)ий и г…рячий деятель а те п…разиты изумительно начерта(н/нн)ые великими талантами как болезне(нн/н)ые пор…ждения отжившего века. Ими заканчива…тся их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь "ум".
Чацкий как видно (на)против готовился серьезно к деятельности. Он славно пишет переводит говорит о нем Фамусов и все твердят о его высоком уме. Он конечно пут…шествовал (не)даром учился читал принимался как видно за труд был в сношениях с министрами и разошелся (не)трудно догадаться почему. Служить бы рад прислуживаться тошно нам…кает он сам. Образовались два лагеря или с одной стороны целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших" с другой один пылкий и отважный боец враг исканий.
Чацкий сломлен количеством старой силы нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи запрятавшийся в пословицу один в поле не воин. Нет воин если он Чацкий и (при)том победитель но передовой воин застрельщик и всегда жертва.
(По И. А. Гончарову)

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)
9. Напишите небольшое эссе (1,25-1,5 стр.) на одну из предложенных тем.

Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
§                    Согласны ли вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
§                    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
§                    Согласны ли вы с точкой зрения Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей»?
§                    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

IV-й уровень.Тема ораторского выступления(10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ораторская речь – это не сумма материалов, 
собранных из различных источников, а оригинальное, 
рожденное в творческих муках, произведение.
 
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства) 

ü                 Человек и время, общество и эпоха глазами выпускника 2018 года
ü                 Мой современник… Какой он?
ü                 Любовь, честь, патриотизм… Слова или жизнь?
ü                 Всё начинается с любви?
ü                 Можно ли прожить без искусства?
Длительность звучания ораторской речи – 3 минуты.
P.S. Всего 100 баллов



Комментариев нет:

Отправить комментарий