вторник, 2 октября 2018 г.

Задания школьного этапа олимпиад

РУССКИЙ ЯЗЫК
7 класс


I-й уровень(5 заданий = 30 баллов)
          1.Отметьте слово, написание которого не соответствует морфологическому принципу         русской орфографии (5 баллов).
А. Призадумался
Б. Подступ
В. Несгибаемый
Г. Небезынтересный
Д. Выращенный


2. 2. Отметьте слово, которое разделено на морфемы неправильно (5 баллов).
А. не-пре-рыв-н-ый
Б. пере-пис-чик-
В. за-дым-л-ени-е
Г. недо-вы-полн-и-ть
Д. волч-ий-
3.Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются многозначными словами, а не омонимами (5 баллов).
А. Головка винта – игра в винт
Б. Внешний вид – вид глагола
В. Хвойные леса – строительные леса
Г. Зерно пшеницы – зерно истины
Д. Земляной вал – стальной вал
4.Отметьте строчку, в которой все числительные употреблены правильно (4 балла).
А. Трое прохожих, двое племянниц, четверо саней
Б. Четверо друзей, нас трое, двое забияк
В. Трое профессоров, четверо студентов, двое тигров
Г. Четверо парней, двое плакс, трое подруг
5.                  Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить» – «предоставить» (6 * 1 б. = 6 баллов).
А. Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру.
Б. Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделанной работе.
В. Вам … право решать эти вопросы самостоятельно.
Г. Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину.
Д. На портрете помещик … в колпаке и халате.
Е. Я … себя своей судьбе.
6.                  Отметьте слово, которое должно быть третьим в словообразовательной цепочке (5 баллов).
А. Пробежать
Б. Бегать
В. Бег
Г. Пробежка
Д. Бежать

II-й уровень(2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)

2.7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов). Подумайте, запишите ответ на вопрос: что общего (4 б.) и что различного (6 б.) в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?

2.8. Проведите комплексную работу с текстом (30 баллов)
1.                 В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания (5 б.), раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы (12*0,5=6 б.) (11 баллов).
2.                 Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица (максимум 6 баллов, в зависимости от полноты ответа).

     Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ымиотправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из России и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идёт холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

3. Озаглавьте текст (1 б.).
4. Определите тему текста (1 б.).
5. Определите стиль речи (1 б.).
6. Определите тип речи (1 б.).
7. Выпишите из текста два слово, в котором есть непроизносимый согласный в корне слова (1 б.), указав в нём количество букв и звуков (1 б.).
8. Выполните фонетический разбор слова сильно (2 б.).
9. Подберите два синонима (не из приведённого текста) к слову уехать(2 б.).
10. Выпишите грамматическую основу из предложения №3 (1 б.).
11.Определите средство(а) художественной выразительности в предложении №5 (2 б.).

III-й уровень. Творческое задание
(20 баллов: 10 баллов – содержание, 10 баллов – языковое оформление)
9. Напишите сочинение-миниатюру (0,5-0,75 страницы) на одну из предложенных тем.
ü                 За что я люблю свой край.
ü                 Похвальное слово русскому языку/литературе
ü                 Дом, в котором я хочу жить
ü                 Как вы понимаете поговорку «Овчинка выделки не стоит»?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ø                    Зачем нужно любить читать?
Ø                    Легко ли быть добрым?
Ø                    Что значит быть отзывчивым?
Ø                    Что значит быть бескорыстным человеком?
Ø                    Сочувствие и доброта – это синонимы?
Ø                    Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

Время выступления – 1 минута.
            P.S. Всего 100 баллов

РУССКИЙ ЯЗЫК
8                   класс
I-й уровень(6 заданий = 30 баллов)
1.                  Выполните задание (7 баллов). В приведённых стихотворных строках выделены точные рифмы. Какой фонетический процесс, характерный для русского языка, отражают эти пары? (3 б.) Подтвердите своё решение транскрипцией рифмующихся фрагментов (4 б.).
Поверь, что это сущий бред
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов ― пустые только шутки! (И.А. Крылов)
Светлых вымыслов развязки
В чёрный креп облечены,
И на празднествах все пляски
Ликом смерти смущены. (В.Я. Брюсов)
2.        Отметьте слово с нулевым суффиксом (3 балла).
А. Принеси
Б. Луноход
В. Жизнь
Г. Старье
Д. Созвездие
3.Отметьте изобилующий глагол, т.е. глагол, который имеет при одной основе инфинитива две основы настоящего времени (3 балла).
А. Колыхаться
Б. Передавать
В. Заменять
Г. Стараться
Д. Мести
4.                  Устраните нарушение границ лексической сочетаемости в приведенных предложениях (6*0,5=3 б.). Объясните причину ошибки (6*0,5=3 б.)(6 баллов).
А. Вредно кушать всухомятку.
Б. Чтение художественной литературы играет положительное значение в воспитании детей.
В. Подавляющее количество заданий было выполнено без ошибок.
Г. Серьезную роль в подготовке спортсменов имеют тренировки.
Д. Большая половина игры уже прошла.
Е. Болельщики страшно обрадовались победе своей команды.
5.                  Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).
А. Налей себе чаю, да покрепче.
Б. Лес как будто спит.
В. Он так рассказывал, что все смеялись.
Г. Остался старик один как перст.
Д. Птица вроде цапли.
6. Выполните задание (8 баллов). Укажите слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, которое имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? (2 б.) Почему? (2 б.) Подберите однокоренные слова к выделенному слову (2 б.). Выделите в них корень (2 б.).
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
II-й уровень(2 задания: 10 б. + 30 баллов = 40 баллов)
7.                  Решите лингвистическую задачу, ответив на вопрос:почему местоимения его, её могут находиться в одном синонимическом ряду с местоимением свой? (10 баллов)

8. Выполните комплексную работу с текстом (30 баллов)
1. Вставьте пропущенные буквы (9 б.) и расставьте недостающие знаки препинания (9 баллов) (18 баллов):

Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.
Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городныхпроизв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.
В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

2.      Дайте заголовок тексту (1 б.).
3.      Определите стиль текста и обоснуйте своё мнение (2 б.).
4.      Укажите тип текста (1 б.).
5.      Чем интересна композиция текста? Как композиционные особенности помогают понять авторскую позицию? (3 б.).
6.      Определите тип последнего предложения (2 б.).
7.      Составьте схему предложения: Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять. (3 б.)

III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

9.                  Напишите сочинение на одну из предложенных тем (0,75 страницы) (10 б. + 10 б. = 20 баллов).
ü                Каким я представляю себе красивого человека?
ü                Какое доброе дело я сделал в этом году?

IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)

10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ø                 Образование – это дорога в будущее?
Ø                 Чем мечта отличается от цели?
Ø                 Какие жизненные уроки помогают развить в себе чувство сострадания?
Ø                 Что важнее: сочувствие или реальная помощь?
Ø                 Важно ли быть верным слову?

Длительность ораторского выступления – 1,5 минуты.
P.S. Всего 100 баллов

РУССКИЙ ЯЗЫК
9 класс
I-й уровень(6 заданий = 30 баллов)

1.    Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный» (6 баллов).
-Что ж нового? «Ей-богу, ничего».
- Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,
Не стыдно ли, от друга своего,
Как от врага, ты вечно все скрываешь.
Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?
Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…
«Ох! Отвяжись, я знаю только то,
Что ты дурак, да это уж не ново».
2.     Отметьте строчку, в которой выделенные слова являются омонимами, а не многозначными словами (3 балла)
1. Лететь на самолете – лететь со стула
2. Глава правительства – глава книги
3. Оборвать лепестки – оборвать спорщика
4. Отделение в концерте – отделение в пехоте
5. Мутная вода – мутное сознание
3.     Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).
1. Самолет только что приземлился.
2. Как тебе это удалось?
3. Я вышел в путь, чуть занялась заря.
4. Уверяет, будто сам видел.
5. Еще вчера мы этого не знали.
4.    Найдите тавтологию, исправьте предложения (6*1=6 баллов).
1) Подбирая иллюстрации к книге, необходимо при их подборе учитывать их
художественные особенности.
2) Не без труда нашим сотрудникам удалось решить эти сложные и трудные
проблемы.
3) Следует отметить следующие особенности представленной на обсуждение
курсовой работы.
4) В середине девяностых годов в нашей стране сложилась довольно сложная
экономическая ситуация.
5) Перед своей смертью он написал завещание.
6) Незаконное присвоение государственного имущества карается законом.
5.Образуйте форму повелительного наклонения от приведённых глаголов (12*0,5=6 баллов).
Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти, видеть, слышать, хотеть, мочь, гнить.
6.                 Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы родительного падежа, ослабляющего значение отрицания. Запишите соответствие, например, 1. – 3),7) (12*0,5=6баллов).
1.      
Наличие в предложении частицы «ни» или местоимения либо наречия, в составе которых имеется указательная частица.
1)      
Дети никогда не скрывают своей радости.
2.      
– Наличие дополнения, которое имеет разделительно-количественное значение.
2)      
Не получив удовлетворительного ответа, посетитель покинул кабинет.
3.      
– Наличие глагола, относящегося к лексико-семантической группе глаголов восприятия, мысли, желания, ожидания.
3)      
Она души не чает в своей младшей сестричке.
4.      
– Наличие глаголов «иметь», «получать», «доставать» и т. п., которые в сочетании с частицей «не» приобретают значения полного отрицания.
4)      
До тебя никто еще не открывал этой книги.
5.      
– Наличие дополнения, выраженного отвлеченным существительным.
5)      
Восторга в твоих словах я не слышу.
6.      
– Наличие в предложении устойчивых сочетаний, пословиц, поговорок (чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным).
6)      
Не дать ли вам свежей воды?
7.      
– Дополнение стоит при деепричастии или причастии с отрицанием.
7)      
Вегетарианцы не едят мяса.
8.      
– Предложение безличное (инфинитивное), подчеркивается категорический характер отрицания.
8)      
Отец не смог улететь в Одессу, потому что не достал билета на самолет.


9)      
Возражение против этого предложения не дает основания отказываться от голосования.


10)  
Этот кинофильм не имел успеха.


11)  
Так и не дождавшись письма, брат был вынужден действовать на свой страх
и риск.


12)  
Тебе не решить этой задачи?
II-й уровень(2 задания: 10 б. + 30 б.= 40 баллов)
7.                 Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Даны местоимения на старославянском языке и их переводы на русский язык:
къде – "где", тъгда – "тогда", тако – "так".
Дано также еще восемь местоимений на старославянском языке:
къгда, онамо, овъгда, онъде, камо, овъде, како, овамо.
Известно, что три из них переводятся как: "здесь", "туда (далеко)", "сейчас".
Определите, каким именно местоимениям соответствуют три приведенных выше перевода, а также установите переводы остальных старославянских слов. (Автор задачи – Я.Г. Тестелец)

8. Выполните задания (комплексная работа с текстом) (30 баллов).
1. Расставьте недостающие знаки препинания (100% – 15 баллов; 70% – 10 баллов; 50% – 7 баллов; менее 50% правильно расставленных знаков препинания – 5 баллов).
2. Раскройте скобки (12*0,5=6 баллов).
3. Дайте толкование выделенных слов (4*2=8 баллов).
4. Поставьте ударение в подчеркнутом слове(1*1=1 балл).

По стенам около картин лепилась (в) виде фестонов паутина напита(н/нн)ая пылью; зеркала вместо того чтоб отражать предметы могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убра(н/нн)ая от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглода(н/нн)ой косточкой  да не валялись хлебные крошки. Если (б) н(е/и) эта тарелка  да н(е/и) прислоне(н/нн)ая к постели только что выкуре(н/нн)ая трубка  или н(е/и) сам хозяин лежащий на ней то можно было бы подумать что тут никто не живет так все запылилось полиняло и вообще, лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерке правда лежали две-три развернутые книги, валялась газета на бюро стояла и чернильница с перьями но страницы на которых развернуты были книжки покрылись пылью и пожелтели видно что их бросили давно нумер газеты был прошлогодний а из чернильницы если обм(о/а)кнуть в нее перо вырвалась бы, разве только, с жужжаньем одна испуга(н/нн)ая муха.
(И.А. Гончаров.Обломов)
III-й уровень. Творческое задание (1 задание – 10б. +10 б.=20 баллов)
9. Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (0,75-1 стр.).
ü              Открытое письмо человечеству
ü              Человек поступка
ü              Дом, который построим мы
ü              Мир, которому мы все улыбнёмся
IV -й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ø                 Классика устарела или нет?
Ø                 Что лучше: кем быть или каким быть?
Ø                 Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
Ø                 Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
Ø                 Нужно ли быть верным самому себе?
Ø                 Нужны ли общественные нормы поведения?
Длительность ораторского выступления – 2 минуты.               P.S. Всего 100 баллов


РУССКИЙ ЯЗЫК
10 класс
I-й уровень(6 заданий = 30 баллов)
1.                 Отметьте пару исторически однокоренных слов (3 балла).
А. Гусли, гудеть
Б. Гусар, гуща
В. Ушлый, кушать
Г. Гусеница, гусь
Д. Густой, усатый
2.                 Отметьте слово, написание которого соответствует традиционному принципу русской орфографии (3 балла).
А. Предыстория
Б. Сбить
В. Собака
Г. Подчеркнуть
Д. Большому
3. Найдите плеоназмы, исправьте предложения (6 баллов).
А. Досрочная сдача экзамена возможна уже в мае месяце.
Б. В период сессии студенты должны беречь каждую минуту времени.
В. Пилот крепко держит в руках штурвал руля.
Г. У экскурсантов был час времени, чтобы купить памятные сувениры.
Д. У меня с собой только двести рублей денег.
Е. В отделе кадров в настоящее время есть только одна свободная вакансия.
4. Отметьте предложение, в котором есть частица (3 балла).
А. Налей себе чаю, да покрепче.
Б. Лес как будто спит. Правильный ответ
В. Он так рассказывал, что все смеялись.
Г. Остался старик один как перст.
Д. Птица вроде цапли.
5. Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов (4 балла).
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
6.                 Подберите номер примера, иллюстрирующего правило, которое диктует выбор формы винительного падежа, ослабляющего значение отрицания. Запишите соответствие, например, 1. – 3) (13*0,75=9,75 баллов + 1,25 – бонус, если все ответы правильные, = 11 баллов).
1.                  
Указан конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»).
1)                  
Мы не отдадим этот стол в реставрацию.
2.                  
Дополнение выражено одушевленным существительным или географическим названием.
2)                  
Анна Николаевна не обманула Татьяну Александровну, а просто забыла напомнить о собрании.
3.                  
Инверсия дополнения.
3)                  
Отец долго не мог простить сыну его проступок.
4.                  
Предложение вопросительное или восклицательное, общий смысл не имеет характера отрицания.
4)                  
Студент не купил книгу, рекомендованную ему преподавателем.
5.                  
Предложение побудительное.
5)                  
Нельзя не заметить эту прекрасную картину.
6.                  
Глагол-сказуемое имеет форму совершенного вида, указывающую на результативность действия.
6)                  
Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

7.                  
Двойное отрицание, т.е. усиленное утверждение.
7)                  
Я не читал газету.

8.                  
Совпадение различных, но одинаково звучащих падежных форм (для устранения неясности).
8)                  
Где только она не задавала этот вопрос!

9.                  
Наличие слов (частиц) с ограничительным значением.
9)                  
Брюки я не смогла купить.

10.              
Наличие в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому.
10)              
Не покупайте этот корм для кошки никогда.

11.              
Дополнение распространено несколькими определениями.
11)              
Директор не находит эти меры своевременными.
12.              
Конструкция «не + вспомогательный глагол + инфинитив перех. глагола + дополнение», то есть дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву.
12)              
Официант едва не уронил бокал с подноса.

13.              
Устойчивое сочетание, пословица, поговорка.

13)              
Старик задумчиво слушал Наташу и не узнавал в ней тихую, безропотную, скромную внучку.

II-й уровень(2 задания: 10 б. +30 б. = 40 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу(10 баллов)
Прочитайте текст. Выполнив тестовые задания (4 б.), сформулируйте на основе содержания текста тезис-лозунг для научной конференции по проблеме соотношения понятий «космос» и «творчество» (6 б.).
1.2. Этот тезис выдвигали такие ученые, как Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес. 3. Благодаря им обрела научную форму идея о том, что растения и животные – порождение самой Матери-Природы. 4. Правда, физики еще долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. 5. Вплоть до 60-х годов 20 века они продолжали считать космос машиной, которая лишена творческих способностей. 6. …сегодня стало очевидным, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: развитие всего космоса – это бесконечный творческий процесс.
…………………………………………………………………………………………….
1) Первым из приведенных ниже предложений в этом тексте должно быть (1 б.):
А) Перу Чарльза Дарвина принадлежит известный труд «Происхождение видов»
Б) Альфред Рассел Уоллес – видный британский натуралист, путешественник, географ, биолог и антрополог.
В) В XX веке многие ученые утверждали, что космос – машина, не имеющая отношения к творчеству.
Г) Природа обладает бесконечной творческой силой.
2) На месте пропуска в 6-м предложении текста из приведенных ниже слов должно быть (1 б.):
А) Потому что
Б) Однако
В) Во-первых
Г) В частности
3) Правильными являются утверждения:
А) В предложениях 2-6 использована только подчинительная связь
Б) Среди предложений 2-6 нет простых предложений
В) Среди предложений 2-6 есть предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью
Г) среди предложений 2-6 есть сложноподчиненное предложение, в котором используются как средства связи союз, указательное слово
4) В составе частей сложных предложений имеют дополнительные синтаксические элементы, требующие постановки знаков препинания, предложения (1 б.):
А) 1, 4, 6
Б) 4, 5, 6
В) 4, 6
Г) 3, 4, 5, 6
                                                                                                      
8. Выполните задания (комплексная работа с текстом) (30 баллов)
1. Расставьте (в этом тексте) недостающие, с точки зрения современной нормы,знаки препинания (4 б. – если знаки препинания расставлены правильно, 2 б. – если 50% знаков расставлены правильно, 1 б. – менее 50%), вставьте пропущенные буквы(12 б. – если все буквы вставлены правильно, 8 баллов – если 70%, 6 б. – если 50%, 4 б. – 30% и менее).

Красавица в первый раз заметила, что они [жаворонки] летали парами – сидели парами и скрывались парами. Сердце ее как(будто) бы вздрогнуло – как (будто) бы какой-нибудь ч…родей дотронулся до него волшебным жезлом! Она вздохнула – вздохнула в другой раз и в третий раз – посмотрела вокруг себя – увидела, что с нею (ни)кого не было, (ни)кого, кроме старой няни (которая дремала в углу горницы на красном весе(н/нн)ем солнышке), – и опять вздохнула, и вдруг бри(л/лл)иантовая слеза сверкнула в правом глазе ее, – потом и в левом – и обе выкатились – одна капнула на грудь, а другая остановилась на румяной щеке, в маленькой нежной ямке, которая у милых девушек бывает знаком того, что (К/к)упидон целовал их при рождении. Наталья подгорюнилась – чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей… Известно, что до сего времени веселилась она, как вольная птичка, что жизнь ее текла, как прозрачный ручеек стремится по беленьким камешкам между злачных, цветущих бережков; что сделалось с нею? Скромная (М/м)уза, поведай!.. – – – С небесного л…зоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая птичка к…либри, порхала, порхала по чистому весе(н/нн)ему воздуху и влетела в (Н/н)атальино нежное сердце потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка; вот причина красавиц(и/ы)ной грусти – и если она покажется кому-нибудь из читателей (не) совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего изъяснения от любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.                      
(Н. Карамзин.Наталья, боярская дочь)

2.        Объясните значение слов ч…родей, горница, (К/к)упидон, (М/м)уза,к…либри (5 б.).
3.        Выполните фонетический разбор слова бри(л/лл)иантовая(3 б.)
4.        Выполните морфологический разбор слова л…зоревого (свода) (3 б.).
5.        Составьте схему последнего предложения (3 б.).


III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)
9. Напишите небольшое эссе (1,0-1,25 стр.) на одну из предложенных тем.
Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира.
Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»?
Как вы понимаете смысл высказывания Ольги Муравьевой «Поражение и победа одинаковы на вкус. У поражения – вкус слез. У победы – вкус пота»
Согласны ли Вы с утверждением Леонида Сухорукова «Героизм начинается с победы над самим собой»?
Как вы понимаете смысл высказывания К. С. Станиславского «Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством»?

IV-й уровень. Тема ораторского выступления (10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ораторская речь – это не сумма материалов, 
собранных из различных источников, а оригинальное, 
рожденное в творческих муках, произведение. 
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства) 

Ø                 Активная жизненная позиция – это старт в успех?
Ø                 В чьих руках наше будущее?
Ø                 Чужой пример – это единственная школа человечества?
Ø                 Высшее счастье человека – в чём оно состоит?
Ø                 Любовь и злодейство – вещи несовместные?
Ø                 Нужны ли обществу лидеры?
Ø                 Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Ø                 Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Длительность ораторского выступления – 2,5 минуты.P.S. Всего 100 баллов


РУССКИЙ ЯЗЫК
11 класс

I-й уровень(6 заданий = 30 баллов)
1.                 Отметьте словосочетание, не являющееся фразеологически связанным (3 балла).
А. Иметь возможность
Б. Дать слово
В. Ожидать ответа
Г. Пуститься в рассуждение
Д. Потерять самообладание
2.                 Отметьте правильное утверждение (4 балла).
А. У одушевленных существительных женского рода в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа.
Б. Краткие прилагательные с НЕ пишутся раздельно.
В. У несклоняемых существительных все падежные формы омонимичны.
Г. На стыке простых предложений в составе одного и того же сложного бессоюзного предложения не могут ставиться разные знаки препинания.
Д. Интерфикс обладает всеми признаками морфемы.
3.                 Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов (6 баллов).
А. Ученый стоял у источников ракетостроения.
Б. Рядовой Петров был награжден за самоотверженный проступок.
В. Наш город получил статут зоны свободного предпринимательства.
Г. На проверку все оказалось гораздо проще, чем предполагалось.
Д. Старший менеджер виновен в несвоевременном оповещении клиента об изменении условий договора.
Е. Искусство влияет на рост культурности человека.
4.                 Отметьте слово, которое может быть в разных контекстах наречием, кратким прилагательным и словом категории состояния (4 балла).
А. Бело
Б. Вдумчиво
В. Уютно
Г. Свойственно
Д. Нужно
5.                 Выполните задание (8 баллов)
В русских говорах встречаются слова: двойнишок,ветоша, долгушка, коромысло, полудёнок, поточник,стрекунец,шоркотуха.
Ниже приведены значения этих слов в произвольном порядке.
Желоб; кузнечик; один из близнецов; печная задвижка; протяжная песня; прошлогодняя трава; стрекоза; южный ветер.
Соотнесите слова и их значения (05,*8=4 бала), кратко пояснив свой выбор (05,*8=4 бала) и заполнив таблицу:
Слово
Значение
Краткое пояснение


6.Отметьте предложение, в котором допущена ошибка (род аббревиатуры) (5 баллов).
А. СНГ было образовано по взаимному согласию входящих в него государств.
Б. Российская ФСБ сообщила об увольнении директора автозавода.
В. РПЦ призвала к прекращению кровопролития.
Г. Вчера МИД информировало о правилах получения визы.
Д. МГУ принял новых студентов.

II-й уровень(2 задания: 10 б. + 30 б. = 40 баллов)
7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов).
Прочитайте высказывание В. Тендрякова. Выполните тестовые задания №№1-3 (3*2 = 6 б.), сформулируйте вывод, противоположный тому, который есть в тексте (4 б.).
1. Наше время… 2. Всем известно, что люди почти никогда не бывали довольны своим временем, с завистью вглядывались или в прошлое – мол, вот тогда-то была жизнь, не чета нынешней, золотой век, – или с надеждой в будущее. 3. Проницательный Белинский с неосторожной восторженностью заявил: 4. «Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году…» 5. А в этом году уже шла самая жесточайшая из человеческих войн – Вторая мировая.
6. Я тоже хотел бы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, но ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов.
7. Чтоб хоть как-то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нем особенности развития.
………………………………………………………………………………………
1) Типы односоставных предложений, которые имеются в тексте (1 балл)
А) неопределенно-личное
Б) назывное
В) безличное
Г) определенно-личное
2) Вариант ответа, в котором верно указана характеристика предложения 7 в целом и предложений, входящих в его состав (1 балл)
А) состоит из 3х частей; 1,2,3 односоставные безличные
Б) состоит из 3х частей; предложение 1 – двусоставное, полное, 2,3. – односоставные безличные
В) состоит из 2-х частей; предложения 1, 2 – односоставные безличные
Г) состоит из 2-х частей; предложение 1 – двусоставное неполное, предложение 2 – односоставное неопределенно-личное
3) Верным является утверждение (1 балл)
А) В тексте использована сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь между частями сложных предложений
Б) В тексте не используется сочинительная связь между частями сложного предложения
В) В тексте нет сложного предложения с различными видами связи
Г) В тексте все предложения сложные
4) Чтобы сформулировать антивывод к данному в тексте рассуждению, продумайте ответы на следующие вопросы, если возможно, цитатами из самого текста:
- С каким чувством люди почти всегда относятся к прошлому?
- Объедините содержание предложений 3, 4, 5 в одно целое.
- В. Тендряков осуждает или поддерживает желание людей узнать, как будут жить в будущем? Писатель оптимистичен в возможных прогнозах будущего?
Создайте предложение, в котором будет утверждаться право человека мечтать о будущем, предсказывая его.

8.                 Проведите комплексную работу с текстом, ответив на вопросы и выполнив задания (30 баллов).
1. Вставьте пропущенные буквы (до 5 б.) и знаки препинания (до 5 б.). Раскройте скобки (до 5 б.).
2. Дайте толкование выделенных слов (2,5) и подберите к ним синонимы (2,5 б.).
3. Найдите наречие, омонимичное существительному (1 б.), и придумайте предложение с этим существительным (2 б.).
4. Найдите стилистически маркированные слова и подберите к ним синонимы (1 б.) и антонимы (1 б.).
5.                 Укажите фрагмент текста, где тавтология является стилеобразующим элементом (2 б.).
6.                 Укажите случаи полисиндетона (многосоюзия) (1 б.), инверсии (1 б.) и прокомментируйте их функции в тексте (2 б.).

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается м…ложавостью и более крепкой живуч…стью от других произведений слова. Она как столетний старик около которого все отжив (по)очереди свою пору умирают и вал…тся а он ходит бодрый и свежий между могилами старых и к…лыбелями новых людей.
"Горе от ума" есть и картина нравов и га(лл/л)ерея живых типов и вечно острая жгучая сатира и вместе с тем и комедия. Как картина она без сомнения громадна.
В гру(п/пп)е двадцати лиц отр…зилась как луч света в капле воды вся преж…няя Москва. Главная роль конечно роль Чацкого без которой не было бы комедии а была бы п…жалуй картина нравов. Но Чацкий (ни/не) только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Речь его кипит умом остроумием. У него есть и сер…це и (при)том он безукоризне(н/нн)о честен. Словом это человек не только умный, но и развит…й с чу…ством или как рек…мендуетего горничная Лиза он и чу…ствителен и весел и остер.
Между тем Чацкий как личность (не)сравне(н/нн)о выше и умнее Онегина и (Л/л)ермонтовского Печорина. Он искре(нн/н)ий и г…рячий деятель а те п…разиты изумительно начерта(н/нн)ые великими талантами как болезне(нн/н)ые пор…ждения отжившего века. Ими заканчива…тся их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь "ум".
Чацкий как видно (на)против готовился серьезно к деятельности. Он славно пишет переводит говорит о нем Фамусов и все твердят о его высоком уме. Он конечно пут…шествовал (не)даром учился читал принимался как видно за труд был в сношениях с министрами и разошелся (не)трудно догадаться почему. Служить бы рад прислуживаться тошно нам…кает он сам. Образовались два лагеря или с одной стороны целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших" с другой один пылкий и отважный боец враг исканий.
Чацкий сломлен количеством старой силы нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи запрятавшийся в пословицу один в поле не воин. Нет воин если он Чацкий и (при)том победитель но передовой воин застрельщик и всегда жертва.
(По И. А. Гончарову)

III-й уровень. Творческое задание (1 задание: 10 б. + 10 б. = 20 баллов)
9. Напишите небольшое эссе (1,25-1,5 стр.) на одну из предложенных тем.

Эссе – способ рассказать о мире через себя
и о себе с помощью мира.
А. Эльянявис
§                    Согласны ли вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
§                    Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?
§                    Согласны ли вы с точкой зрения Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей»?
§                    Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

IV-й уровень.Тема ораторского выступления(10 баллов)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем.
Ораторская речь – это не сумма материалов, 
собранных из различных источников, а оригинальное, 
рожденное в творческих муках, произведение.
 
Е.А. Ножин (теоретик ораторского искусства) 

ü                 Человек и время, общество и эпоха глазами выпускника 2018 года
ü                 Мой современник… Какой он?
ü                 Любовь, честь, патриотизм… Слова или жизнь?
ü                 Всё начинается с любви?
ü                 Можно ли прожить без искусства?
Длительность звучания ораторской речи – 3 минуты.
P.S. Всего 100 баллов


Комментариев нет:

Отправить комментарий