суббота, 7 января 2017 г.

Выступление на педсовете

Патриотическое воспитание... 
Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин, чувство долга значимыми для школьников, или наши дети всегда будут цинично улыбаться, смеяться или раздражаться при этих словах?
С чего же начинается патриотическое воспитание? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о патриотизме?


Чувство патриотизма - одно из самых глубоких и ес­тественных чувств человека. Оно входит в сознание каждого с первыми звуками родного языка, с тре­петной любовью к матери. Патриотизм не есть нечто отделенное от идейной убежденности человека и его нравственных прин­ципов. Возникнув как почти инстинктивное, чувство Родины становится тем благороднее и чи­ще, чем выше человек как личность, как гражда­нин. И наоборот, духовная серость, гражданская пассивность гасят святое чувство любви к Отечеству.
Чтобы полюбить Родину сильно и страстно, как саму жизнь, надо знать её прошлое, задумываться над настоящим, верить в будущее. Важно не допустить искажения исторических фактов, передать подрастающему поколению правду о событиях далёких лет, воспитать в детях высокую нравственность.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало…».
В словаре Ожегова говорится: «Патриотизм –  это  чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».
К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлениями, когда патриотизм подменяется другими понятиями. Общественно-политические события последнего времени подтвердили, что поспешно навязанная общественному сознанию националистическая идеологизация образования в Украине и игнорирование традиционной для нашего региона системы ценностей привело к искажению содержания гражданского воспитания. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей негативно отразились на общественном сознании большинства социальных и возрастных групп населения, как Украины, так и Донецкого края.
В настоящее время в Донецкой Народной Республике выдвигаются новые  требования к личности, формируются новые жизненные установки, утверждается новый образ жизни, поведения и деятельности, и вся система воспитания должна корректировать перепады несоответствий между требованиями общества, государства и свойствами личности, базироваться на
устойчивых ценностях, которые являются жизненным фундаментом любого гражданина, основой объединения народностей, проживающих в ДНР. Таким
стержнем является патриотизм, формирующийся и утверждающийся  средствами целенаправленного патриотического воспитания.
Патриотизм проявляется в любви к Родине, своему народу, заботе о его  благе, содействии становлению и утверждению новой республики, готовности  отстоять ее независимость, защищать ее, разделять свою судьбу с судьбой
республики.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи, вытекает  из видения конечных целей образовательного процесса, отражённых в Конституции и Законе «Об образовании» Донецкой Народной Республики, определяет систему общих психолого-педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное решение важнейших общегосударственных задач патриотического воспитания молодежи:
·                   воспитание гражданина и патриота в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся с опорой на традиции Донецкого края;
·                   раскрытие способностей и талантов детей и молодёжи в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами социализации.
Возрастает роль взаимодействия образовательных организаций и семьи, где и начинается воспитание гражданина. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его гражданской позиции. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает родной язык.
В настоящее время в воспитательной работе образовательных организаций Донецкой Народной Республики реализуются различные модели гражданского воспитания подрастающего поколения. Развивающееся детское общественное движение, ориентированное на детей и подростков, определяет основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания, учитываются опыт и достижения прошлого (пионерская организация), современные реалии и проблемы, тенденции развития гражданского общества в Донецкой Народной Республике.
Цель патриотического воспитания (согласно Концепции  патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР) и состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан Донецкой Народной Республики патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, развивать у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формировать профессиональные и социально значимые качества, умения и готовность к их
активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность социальных институтов, органов управления и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Участие школьников в социально ориентированной деятельности способствует реализации важнейших принципов воспитания, в том числе народности и учёта национальных особенностей. Последний, способствуя приобщению учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов Донецкого края, приобретает особую значимость для построения системы воспитательной работы в образовательной организации.
Для эффективного достижения поставленных целей, в рамках гражданско-патриотического воспитания необходимо сделать акцент на формировании уважительного отношения к истории региона, героическим событиям прошлого и чувства гордости за достижения соотечественников в области культуры, искусства и спорта.
События последних месяцев показали, что молодое поколение Донецкой Народной Республики проявляет высокий уровень патриотического самосознания, осознает свой гражданский долг, понимает свою ответственность за судьбу молодой Республики.
В настоящее время особую актуальность приобретают продолжение сложившихся позитивных традиций в системе патриотического воспитания республики, реализация основных идей Концепции патриотического  воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, ориентированных на формирование четкой гражданской позиции обучаемых.
Ключевыми   идеями     современного патриотического воспитания юных граждан   ДНР  являются:
- понятие «единой» Родины: нет «малой родины», нет большой Родины,
Родина только одна – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего – где
ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности
места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с
ощущением собственного дома;
- осознание сопричастности и ответственности за судьбу родного края,
за будущее своей Отчизны и готовность трудиться ей на благо, видение своей
роли в развитии Республики;
- воспитание толерантности с учетом многонационального и
поликонфессионального состава ДНР и связанного с этим многообразия
национально-этнических культур;
- воспитание целенаправленности и настойчивости в достижении
жизненной цели; воспитание экологической культуры, культуры
межличностных отношений, познавательного интереса к жизни своего села,
города, республики, навыков исследовательской деятельности.
Реализация ключевых идей  и  целей гражданско-патриотического воспитания требует применения педагогами адекватных средств, форм и методов организации гражданского воспитания. В истории воспитания педагогическим сообществом было выработано значительное разнообразие форм и методов работы. Наиболее часто встречаются следующие их классификации:
1.     По месту учащихся и преподавателя на уроке или мероприятии:
·                   пассивные;
·                   активные;
·                   интерактивные.
2.     По мотивации:
·                   игровые;
·                   деловые;
·                   заинтересовывающие.
3.     По форме взаимодействия учащихся на занятии:
·                   групповые и индивидуальные.
4.     По месту в учебном процессе:
·                   модульные и линейные (сквозные).
5.     По месту в изучении темы:
·                   установочные;
·                   вводные;
·                   проблемные;
·                   обобщающие.
6.     По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, дополнительных знаний;
7.                По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ документов и др.
Кроме того, формы и методы гражданского воспитания можно разделить на такие группы:
1.                 Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации).
2.                 Дискуссионные (обсуждение той или иной проблемы).
3.                 Целенаправленные(обмен идеями, суждениями, мнениями).
4.                 Рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы).
5.                 Поисковые (получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования).
6.                 Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление).
7.                 Аналитические (критическое мышление, дедукция – от частного к общему и индукция – от общего к частному).
8.                 Репродуктивные (воспроизводство готовых сведений);
9.                 Игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций);
10.            Проектные (цель – способы деятельности, а не накопление знаний).
   Следует  отметить, что процесс  гражданского воспитания, осуществляется  как  во  внеклассной  работе, так и на уроке. Задача учителя на уроках  заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда учащиеся размышляют о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своё поведение. Работая с учащимися, необходимо учитывать их интересы с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры, человека-гражданина и патриота. В рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы приоритетными методами гражданского воспитания считаются диалоговые, активные, интерактивные, т.е. максимально включающие обучающихся в работу на уроке, требующие высказывания своей позиции и четкой ее аргументации, исполнения роли в предложенной ситуации и т.д.
Безусловно, очень важной  является  роль уроков литературы, истории  в патриотическом воспитании учащихся. Произведения русских писателей – это произведения, проверенные временем, и они существуют не только для удовольствия, но и  для опыта, для извлечения уроков, для воспитания личности. Русская литература  помогает сформировать гражданское мировоззрение. 
Одной из основных задач патриотического воспитания является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.А.Булгакова, А.И.Куприна и других.
Также обучающиеся рисуют рисунки, знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Отчизны, с многогранным внутренним миром человека. Ратные подвиги литературных героев вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения. Учащиеся получают конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Патриотический пафос произведений заставляет учеников задуматься об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, чувство чести и достоинства, чувство патриотизма; побуждает учеников совершать достойные поступки. У учащихся формируется самосознание, готовность следовать нравственным идеалам.
Дорога к сердцам учащихся лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Донести до учащихся мысль о том, что война в действительности – зло, жестокость, смерть помогают книги о Великой Отечественной войне.
При изучении произведений о Великой Отечественной войне используются такие методические средства, как: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноуроки), выставки литературы по данной тематике, песни и музыку военных лет. Учащиеся участвуют в акциях «Письмо ветерану», «Интервью с фронтовиком», «Ветеран живёт рядом», в конкурсе сочинений «Весна 45-го года», «История моей семьи».
В письме, адресованном ветерану войны, читаем:
«Здравствуйте, дорогой мне человек! Здравствуйте, Победитель!
          Писать Вам – и честь, и высокая ответственность. Я – тот, кому Вы подарили счастливую жизнь, тот, над кем сияет безоблачное небо!
Без меня появились братские могилы, без меня их засадили цветами… Без меня зажжён Вечный огонь и вписаны в историю имена героев. Без меня…
Я иду навстречу своей  12 весне и радуюсь каждому мирному дню, колосящемуся полю пшеницы, щебету птиц… Я уверен в своём будущем, уверен в завтрашнем дне. Я обещаю Вам, что буду достойным наследником Ваших завоеваний.
Дорогой ветеран, я понимаю: тем, что живу в свободной стране, я обязан Вам, вашему тяжёлому ратному подвигу. Я горжусь Вами, солдатом Великой Отечественной войны!
Победа! Как долго Вы шли к ней, шли, теряя боевых товарищей, шли, безмерно уставшие, шли, прогоняя ненавистного врага с родной земли. Шли, освобождая город за городом, село за селом, занимая высоту за высотой…
 Время… Оно неумолимо. Оно расписалось на ваших висках сединой прожитых лет, накинуло на лица сетку морщин, но оно бессильно перед величием подвига, совершённого Вами!
 Знайте, что в моём сердце всегда будет жить память о Вас, человеке, поправшем смерть. Память – это маленькая толика моего долга перед Вами.  Спасибо Вам за Победу, спасибо за моё счастливое детство. Желаю Вам и вашим близким здоровья, бодрости духа, добра, благополучия».   
Данные высказывания учащихся говорят о том, что далекие события военных лет находят отклик в их сердцах и вызывают неподдельный интерес к истории страны, человеческим судьбам.                                                                                                         
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. Чувство любви к Родине, к природе родного края  звучит в лирике К.Д. Бальмонта, А. Белого, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б.Пастернака.
В произведениях А.Пушкина, И.Бунина, С.Есенина, Н.Рубцова таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу.
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках литературы творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, пробудить в душе обучающихся самые светлые чувства.
В работе по патриотическому воспитанию используются воспитательные возможности не только уроков литературы, но и собранный учащимися материал по краеведению. Знания о своей малой Родине способствуют формированию у школьников любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Учащиеся знакомятся с творчеством местных авторов, читают страницы летописи «История Донбасса», сочиняют собственные стихи и рассказы, посвящённые родному отчему краю. И слова Долг, Честь, Совесть становятся для них не пустым звуком, а нравственным мерилом поступков.
Эффективными формами работы по патриотическому воспитанию учащихся кроме анализа изучаемых произведений являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов, организация литературных вечеров и литературных гостиных, работа над проектами. Учащиеся посещают ветеранов, берут у них интервью, записывают воспоминания. Материал оформляется в форме интервью, эссе, сочинений, презентаций. В результате творческой и исследовательской работы у учащихся повышается чувство гражданского долга, развиваются коммуникативные качества, возрастает интерес к литературе и языку, к истории своей страны.  
Таким образом, трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Учащиеся, изучая литературные произведения, понимают, что патриотизм – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, Родине; понимают, что на Руси всегда было делом чести отдавать долги; что самый святой долг – долг памяти. Долг нашим отцам, дедам и прадедам, от которых по наследству получили самое дорогое – Русь-матушку. Готовность к этому воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.
Одно из самых важных в преподавании литературы и, следовательно, в воспитании литературой патриотического чувства учащихся  это диалог «учитель – ученик». Такое диалогическое общение дает возможность расширить представления школьников о прошлом своей страны и сформировать личностное отношение учащихся к историческим событиям.
 М. Бахтин отмечал: «Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, с ними можно только общаться». Общение с сознанием учеников предполагает выход на личность и требует от учащихся творческой активности, выражения личных переживаний, личной точки зрения, гражданственности.
Да, школа должна растить патриотов. Это – аксиома, и учитель ответственен за то, какие нравственные основы закрепляются в сознании учащихся. Обращение на уроках литературы к произведениям, в которых отчётливо прослеживается тема гражданственности, долга, чести, памяти, даёт возможность учителю целенаправленно организовать процесс по воспитанию у учащихся чувства патриотизма.

Литература:
1. Айзерман Л. Статья «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы // Учительская газета,1997.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика, 2005, №6. – С. 59-63
3. Лихачёв Д.С. «Письма о прекрасном» – М.: Просвещение, 1985.
4. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика, 2007, №1. – С. 93- 101
5. Ожегов С. Толковый словарь русского языка, Педагогика, 1986. – С.

6. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Под ред. М. А. – М.: Просвещение, 1985.

Комментариев нет:

Отправить комментарий