Русский язык 8 класс
Тема
урока:
«Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».
Цель
урока:
Закрепить знания учащихся по понятиям
«простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое
ударение».
Задачи:
v Образовательная:
·
закрепить знания учащихся по теме «простое предложение»;
·
отработать выразительное чтение текста;
·
научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее
важное слово в предложении.
v Развивающая:
·
развивать логические операции изменения слов, запоминания слов,
составления схем и таблиц.
v Воспитательная:
·
воспитывать культуру речи;
·
поддерживать интерес к урокам русского языка.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность детей
|
Примечание
|
1.Организа-
ционный момент
2. Подготовка к изучению новой темы.
Орфографи- ческая работа.
3. Сообщение темы урока.
Объяснение нового.
4.
Закрепление новой темы.
Работа устно.
Словарная работа.
5.Итог урока.
|
- Я
сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова,
а ваша задача их под мою диктовку правильно записать.
Вызывает к доске одного ученика.
Учитель диктует учащимся следующие слова и
словосочетания:
искуснейший,
запечатленный, участник, благословенный, беспримерный, завороженный,
умиротворенный, укрощающий, искусственный, преклонить колени, придать вид,
поразительная картина.
Затем учитель проверяет выполнение задания,
требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места, называя
подлежащие и сказуемое в словосочетаниях или главное и зависимое слово. Может
вызвать разных учеников.
-
Какие виды предложений вы знаете?
-
Какая особенность простых предложений?
- А
что такое грамматическая основа? Что она выражает?
- А как вы думаете, какими могут быть
простые предложения? Всегда ли мы встречаем простые предложения с двумя
главными членами предложения?
- Да,
действительно, встречаются и такие предложения в нашей речи и письме. Теперь
откройте учебник на стр. 39 и прочитайте правило.
Учитель просит прочитать правило одного
ученика.
- Давайте составим у себя в тетрадях такую
схему:
Учитель составляет схему на доске.
-
Запишите тему нашего урока – «Простое предложение», а затем перечертите схему себе в тетрадь.
-
Теперь выполним вот какое задание.
Учитель вызывает к доске одного ученика.
- Я
буду читать предложение, а вы должны будете записать его и определить к
какому виду простого предложения оно относится.
Учитель диктует следующие предложения:
За
дверью бегают.
Наташина
сестра – врач.
Ночь
темна.
День
ясен.
С утра
морозит.
Что бы
это значило?
Мне не
здоровится.
Ряд
телеграфных столбов.
Кто
морю возвратит тепло и свет?
Не
страшны нам ничуть расстояния.
Затем проводят синтаксический разбор одного
предложения.
-
Теперь открываем учебник на стр. 39 и выполняем упр. 74.
-
Прочитайте задание. Учитель вызывает
к доске ученика, задавая вопросы по заданию.
Разбирают одно предложение из упражнения, в
котором прямой порядок слов.
- А какой порядок слов в предложении бывает?
- А теперь запишите вот какое предложении.
Учитель читает: «Ее судьба, ее конец,
Непроницаемою тьмою,
От
нас закрыты».
- Что
необычного в этом предложении?
- В нашем языке порядок слов зависит от
того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между
предложениями в тексте.
- А
что хотел подчеркнуть автор этих строк? Что хотел придать им?
- А
вот например, в других языках мира порядок слов не так свободен как у нас.
Давайте откроем учебник на стр. 40. Посмотрите упражнение под звездочкой.
Сравните, какой порядок слов в нашем русском языке и в немецком и английском.
-
Записываем в своих тетрадях тему «Порядок слов в предложении». Далее от темы
отведите две стрелочки в разные стороны. Под одной пишем «Прямой», а под
другой – «Обратный». Посмотрите на доску и запишите как у меня.
Учитель схематично показывает на доске.
-
Теперь под понятием «Прямой» записываем: наиболее обычное для
повествовательных, вопросительных, побудительных предложений;
Расположение членов предложения:
1) подлежащие перед сказуемым;
Записываем пример: Снег лежал
ослепительной пеленою на необозримой степи.
Теперь под понятием «Обратный»:
это
расположение членов предложения с нарушением обычного их порядка.
Характерен для разговорной речи и для языка
художественной литературы.
Пример:
Солнечно росистое это утро.
- А теперь послушайте вот какое предложение:
Горные
вершины спят во тьме ночной.
-Какой порядок слов в этом предложении? Докажите.
-
Знание основных позиций членов предложения необходимо для правильного
интонирования, выбора логического ударения.
- А
что такое логическое ударение?
-
Давайте откроем учебники на стр. 41. Прочитайте параграф 15.
Учитель вместе с учащимися разбирает
параграф.
Затем учитель предлагает учащимся
потренироваться в правильной постановке логического ударения. Учащиеся делают
упражнение 82, 84, выполняя требования и вопросы задания.
-
Откройте учебник на стр. 39 и найдите словарные слова в рамочке. Запишите их.
Подчеркните трудное место как и в учебнике. Посмотрите на следующей странице
еще словарные слова, запишите и их
тоже.
- Итак, мы сегодня на уроке с вами вспомнили
какие виды предложений существует. Назовите мне их.
- Чем
отличаются?
- На какие
виды в свою очередь делятся простые по строению грамматической основы?
Приведите пример.
- Хорошо, а чем
характеризуются односоставные предложения?
-Двусоставные?
- С каким еще понятием мы сегодня с вами
познакомились?
- Какой он бывает? Чем характеризуется?
Приведите
пример.
- А с какой
темой мы еще познакомились?
- Чем оно характеризуется: что это такое,
где используется чаще?
- Хорошо, на
этом наш урок окончен. Вы свободны.
|
Учащиеся внимательно слушают и настраиваются
на предстоящий урок.
Учащиеся
вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова.
Учащиеся прочитывают слова, выполняя
требования учителя.
- Простые и сложные.
- У
простых предложений одна грамматическая основа.
-
Грамматическая основа предложения выражает его основное значение, соотносит
его с определенным отрезком окружающего мира.
-
Простые предложения по строению грамматической основы могут быть
двусоставными (есть подлежащие и сказуемое) и односоставные (есть только
подлежащие или только сказуемое).
Один ученик выполняет задание у доски,
остальные у себя в тетрадях.
Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают какими частями
речи выражена.
Учащиеся выполняют задание у себя в тетрадях, отвечающий – на
доске.
-
Прямой и обратный.
- В этом предложении идет
обратный порядок слов – сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.
-
Автор хотел подчеркнуть напевность, лиричность этих строк. Придать им
легкость.
- В
этом предложении прямой порядок слов, естественный, привычный.
-
Прямой.
Учащиеся предполагают, что такое
логическое ударение.
Учащиеся находят словарные слова,
выделенные в рамочку. Записывают их себе в тетрадь.
Если будет время, то можно выписать
словосочетания со словарными словами, обозначить главное и зависимое слово,
вид связи.
- Существует два вида предложений -
простые и сложные.
У простых
предложений одна грамматическая основа, а у сложных две и более.
- Простые предложения по строению
грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные.
- У односоставных предложений есть только
либо подлежащие либо сказуемое.
- У
двусоставных предложений есть и подлежащие и сказуемое одновременно.
-
Порядок слов в предложении.
-
Прямой и обратный.
В
прямом подлежащие перед сказуемым, а в обратном –
наоборот.
-
Логическое ударение.
-
Слово, которое наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется
в речи усилением голоса – логическим ударением. Оно придает речи особую выразительность.
Чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух
художественных текстов.
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий