пятница, 13 января 2017 г.

Простое предложение. Урок. Порядок слов. Логическое ударение»

Русский язык   8 класс

Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».

Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям  «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение». 

Задачи:

v    Образовательная:
·        закрепить знания учащихся по теме «простое предложение»;
·        отработать выразительное чтение текста;
·        научить с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении.
v    Развивающая:
·        развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.

v    Воспитательная:
·        воспитывать культуру речи;
·        поддерживать интерес к урокам русского языка.


Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей
Примечание
1.Организа-
ционный момент




2. Подготовка к изучению новой темы.
Орфографи- ческая работа.
































3. Сообщение темы урока.
Объяснение нового.













































































































































































































4.
Закрепление новой темы.
Работа устно.




 Словарная работа.













5.Итог урока.






















 - Я сейчас мы с вами выполним орфографическую работу. Я буду вам диктовать слова, а ваша задача их под мою диктовку правильно записать.
Вызывает к доске одного ученика.

Учитель диктует учащимся следующие слова и словосочетания:
искуснейший, запечатленный, участник, благословенный, беспримерный, завороженный, умиротворенный, укрощающий, искусственный, преклонить колени, придать вид, поразительная картина.
Затем учитель проверяет выполнение задания, требует прочитывать слово четко, проговаривая трудные места, называя подлежащие и сказуемое в словосочетаниях или главное и зависимое слово. Может вызвать разных учеников.

 - Какие виды предложений вы знаете?
 - Какая особенность простых предложений?

 - А что такое грамматическая основа? Что она выражает?
 





- А как вы думаете, какими могут быть простые предложения? Всегда ли мы встречаем простые предложения с двумя главными членами предложения?






 - Да, действительно, встречаются и такие предложения в нашей речи и письме. Теперь откройте учебник на стр. 39 и прочитайте правило.
Учитель просит прочитать правило одного ученика.



- Давайте составим у себя в тетрадях такую схему:










Учитель составляет схему на доске.
 - Запишите тему нашего урока – «Простое предложение»,  а затем перечертите схему себе в тетрадь.

 - Теперь выполним вот какое задание.
Учитель вызывает к доске одного ученика.
 - Я буду читать предложение, а вы должны будете записать его и определить к какому виду простого предложения оно относится.
Учитель диктует следующие предложения:
За дверью бегают.
Наташина сестра – врач.
Ночь темна.
День ясен.
С утра морозит.
Что бы это значило?
Мне не здоровится.
Ряд телеграфных столбов.
Кто морю возвратит тепло и свет?
Не страшны нам ничуть расстояния.

Затем проводят синтаксический разбор одного предложения.

 - Теперь открываем учебник на стр. 39 и выполняем упр. 74.
 - Прочитайте задание.    Учитель вызывает к доске ученика, задавая вопросы по заданию.
 Разбирают одно предложение из упражнения, в котором прямой порядок слов.



- А какой порядок слов в предложении бывает?


- А теперь запишите вот какое предложении.
Учитель читает: «Ее судьба, ее конец,
Непроницаемою тьмою,
 От нас закрыты».
 - Что необычного в этом предложении?

- В нашем языке порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор, от ситуации, от смысловых отношений между предложениями в тексте.
 - А что хотел подчеркнуть автор этих строк? Что хотел придать им?
 - А вот например, в других языках мира порядок слов не так свободен как у нас. Давайте откроем учебник на стр. 40. Посмотрите упражнение под звездочкой. Сравните, какой порядок слов в нашем русском языке и в немецком и английском.

 - Записываем в своих тетрадях тему «Порядок слов в предложении». Далее от темы отведите две стрелочки в разные стороны. Под одной пишем «Прямой», а под другой – «Обратный». Посмотрите на доску и запишите как у меня.
Учитель схематично показывает на доске.
 - Теперь под понятием «Прямой» записываем: наиболее обычное для повествовательных, вопросительных, побудительных предложений;
Расположение членов предложения:
1)    подлежащие перед сказуемым;
  Записываем пример: Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи.

Теперь под понятием «Обратный»:
 это расположение членов предложения с нарушением обычного их порядка.
Характерен для разговорной речи и для языка художественной литературы. 
 Пример: Солнечно росистое это утро.



- А теперь послушайте вот какое предложение:
Горные вершины спят во тьме ночной.
-Какой порядок слов  в этом предложении? Докажите.
 - Знание основных позиций членов предложения необходимо для правильного интонирования, выбора логического ударения.
 - А что такое логическое ударение?
 - Давайте откроем учебники на стр. 41. Прочитайте параграф 15.
Учитель вместе с учащимися разбирает параграф.



Затем учитель предлагает учащимся потренироваться в правильной постановке логического ударения. Учащиеся делают упражнение 82, 84, выполняя требования и вопросы задания.
 - Откройте учебник на стр. 39 и найдите словарные слова в рамочке. Запишите их. Подчеркните трудное место как и в учебнике. Посмотрите на следующей странице еще словарные слова, запишите  и их тоже.


- Итак, мы сегодня на уроке с вами вспомнили какие виды предложений существует. Назовите мне их.
 - Чем отличаются?









- На какие  виды в свою очередь делятся простые по строению грамматической основы?
Приведите пример.



- Хорошо, а чем характеризуются односоставные предложения?
 -Двусоставные?






 - С каким еще понятием мы сегодня с вами познакомились?
 - Какой он бывает? Чем характеризуется?
Приведите пример.





- А с какой темой мы еще познакомились?
 - Чем оно характеризуется: что это такое, где используется чаще?
















- Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.













Учащиеся  вместе с отвечающим у доски под диктовку учителя записывают слова.







Учащиеся прочитывают слова, выполняя требования учителя.







- Простые и сложные.

 - У простых предложений одна грамматическая основа.
 - Грамматическая основа предложения выражает его основное значение, соотносит его с определенным отрезком окружающего мира.

 - Простые предложения по строению грамматической основы могут быть двусоставными (есть подлежащие и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащие или только сказуемое).






































Один ученик выполняет задание у доски, остальные у себя в тетрадях.






Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают какими частями речи выражена.






 








Учащиеся выполняют задание у себя в тетрадях, отвечающий – на доске. 

-  Прямой и обратный.








 - В этом предложении идет обратный порядок слов – сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.








 - Автор хотел подчеркнуть напевность, лиричность этих строк. Придать им легкость.













 - В этом предложении прямой порядок слов, естественный, привычный.













































 - Прямой.














Учащиеся предполагают, что такое логическое ударение.









Учащиеся находят словарные слова, выделенные в рамочку. Записывают их себе в тетрадь.
Если будет время, то можно выписать словосочетания со словарными словами, обозначить главное и зависимое слово, вид связи.










- Существует два вида предложений - простые и сложные.
У простых предложений одна грамматическая основа, а у сложных две и более.



- Простые предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные.


- У односоставных предложений есть только либо подлежащие либо сказуемое.
 - У двусоставных предложений есть и подлежащие и сказуемое одновременно.

 - Порядок слов в предложении.


 -  Прямой и обратный.
  В прямом подлежащие перед сказуемым, а в обратном – наоборот.


 - Логическое ударение.

 - Слово, которое наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим ударением.  Оно придает речи особую выразительность. Чаще используется в разговорной и публицистической речи, при чтении вслух художественных текстов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий