вторник, 24 ноября 2015 г.

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ НА ТЕМУ «КНИГА И КОМПЬЮТЕР»

Все трудное - легким в учении станет,
                                                                                Коль будешь с хорошею книгою дружен.
                                                                                                                         Носира Хисроу
                                                                           Важно, чтобы слуга человека – компьютер - не стал его господином.
                                                                                                                 Н. Скатов
Цели мероприятия: исследовать роль книги и компьютера, их значение в современном мире, в жизни учащихся; проследить историю возник­новения книги и компьютера; совершенствовать связную речь, навыки работы с текстом, умение подбирать необходимый материал по теме, го­товить мультимедийные презентации; развивать мотивацию к индивидуальной групповой работе, творческие и актерские способности детей, их эмоциональную и эстетическую сферы, образное мышление; расширять читательские интересы, воспитывать любовь к книге и чтению.


Оборудование: мультимедийная презентация, наглядный материал по истории возникновения письменности и книги; выставки книг (классика и информатика), настенные газеты, посвященные знаменитым писателям; плакаты с высказывания­ми выдающихся людей о книге и чтении; детские рисунки.

                                                      Ход мероприятия
Учитель. Дорогие друзья! Мы - люди XXI века. Века технологий и компьютеризации. На многие вопросы мы можем дать ответы. Мы знаем, откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево и многое, многое другое. Но откуда мы черпаем эти знания, из каких источников?
   Люди спорят, что более продуктивно, дешево и удобно - книга или компьютер. Вы - дети нового века. Конечно, в вашей жизни есть и то и другое. Сегодня мы поговорим об этом. Попытаемся понять роль книги и роль компьютера в современном обществе. Можно ли считать человека образован­ным и культурным, если он в совершенстве владеет компьютером, но не прочитал ни одной книги?
Итак. Книга и компьютер! Сможет ли человек про­жить без книг? Сможет. Плохо, скучно, неинтересно, но сможет. Человек - да. А человечество - нет!
Книги - это память. Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Давайте загля­нем в далекое прошлое наших книг. (Выходят 2 ученика.)
1-й ученик. Когда-то на земле не было книг, люди еще не умели их делать. «Страницами» древ­них книг были камни, стены пещер, секиры, во­енные щиты. Вскоре люди додумались писать на глине, которую потом сушили и выпиливали на огне. Но разве на глиняных страницах много на­пишешь? К тому же, эти книги были тяжелыми и неудобными. Когда, скажем, какой-нибудь ученик собирался в дорогу и брал с собой 2-3 «книги», ему нужна была телега.
2-й ученик. Со временем люди научились делать удобные и легкие книги - из тонкой козьей или телячьей кожи. Первую такую книгу сделали в древнем городе Пергаме - поэтому бумагу из кожи называли пергаментом. Но эти книги были очень дорогими. На изготовление одной книжки шло более 20 шкур. Поэтому люди искали другой материал для книг, чтобы они были дешевле и проще. И нашли!
Учитель. В то время книга была в большом почете, являлась ценностью. Обложки изготавли­вались из дорогих драгоценных камней. Книга (в то время) была дорогим подарком на свадьбу. Из­вестно, что Анна Ярославовна увезла в качестве приданого в Англию Евангелие. На этом Еванге­лии в дальнейшем присягали английские короли.
1-й ученик. В далекой Африке, на берегах полноводной реки Нил, раскинулись нескончае­мые заросли болотного растения - папируса. Люди его использовали для строительства. Как-то один хозяин ремонтировал жилище. Разорвал стебель папируса, вытащил волокнистую сердцевину, по­ложил на солнце. Через некоторое время он увидел, что на лентах хорошо сохраняются следы краски. Значит, на папирусе можно писать! С тех пор появились книги. Писать на сухих стеблях папиру­са было удобно, но через несколько лет эти книги ломались и рассыпались.
2-й ученик. Настоящую бумагу, на которой пишут сейчас, научились изготавливать 2 тыс. лет назад. Тогда и начали во многих странах писать книги на бумаге, именно писать, потому что книги тогда были рукописными, и это было очень тяжело, одну книжку переписывали иногда несколько лет.
3-й ученик. Прошло еще много времени, пока появились печатные книги. «Отцом» книгопечата­ния считается немецкий мастер Иоганн Гуттен-берг. Его книги были дешевыми и удобными. А изобретенный им способ книгопечатания суще­ствует до сих пор. В Украине первую книгу издал книгопечатник Иван Федоров. (Показывает фото Иоганна Гуттенберга и Ивана Федорова.)
4-й ученик. Когда человек читает, с ним про­исходит то, что не происходит никогда. Когда слово поднимается с белой страницы и достигает сознания человека, оно перестает быть словом - оно становит­ся жизнью. И люди не могут отказаться от книги, пока они существуют как явление природы.
Учитель. Мы с вами узнали, как любили и ценили книгу наши предки. Как же сейчас найти нужную книгу в этом огромном книжном море. Давайте заглянем на нашу книжную ярмарку. (Подходит к столу «Книжная ярмарка».) Прежде всего, нужно разобраться, какую книгу вы хотите прочитать. Что вас в жизни особенно интересует – литературная классика, книги по русской и зару­бежной литературе, книги по истории, биографии великих людей, энциклопедии, журналы, учебная литература? Ребята, Какое место в вашей жизни занимает хорошая книжка?             
Учащиеся. Не только чтение, но и выбор книг - процесс по-настоящему творческий. На­учиться читать - значит научиться думать. Если вы научитесь этому - у вас будет одна жизнь, а если не научитесь - другая. Читайте много, чи­тайте с интересом.
В мире за все время книгопечатания вышло более 50 млн. названий книг, брошюр, изданий. Недаром говорят: «Книжное море, горы книг!» А как красиво назывались библиотеки в старину: «Апте­ка души», «Пристанище мудрости», «Дом жизни».
1-й ученик. А теперь послушайте, как читают некоторые ребята. (Мальчик: и девочка инсцениру­ют стихотворение.)
Коля книги не читал,
Он их попросту глотал,
За едой и перед сном,
В лодке с поднятым веслом.
На уроках и в саду,
Лежа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он
«Гулливера» с «Буратиной»,
Брал он с вешалки пальто –
Закусил стихом Барто,
А в аптеку шел пока,
Скушал томик Маршака.
Не заметил, как с арбузом
Съел он «Робинзона Крузо».
Наконец, улегшись спать,
Взял «Хоттабыча» в кровать.
У него спросили в школе:
- Что прочел сегодня, Коля?
И ответил Коля так:
«Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон
Сел в отцепленный вагон,
И поехал к лилипутам,
Был веревками опутан,
Но его от смерти спас
Добрый папа Карабас».
Дружный смех раздался в школе.
Отчего? Не понял Коля.
Знает ли кто-нибудь из вас,
Почему смеялся класс?

Учитель. Конечно, пользы от такого чтения -никакой.
Герои наших любимых книжек. Они такие разные: разумные, храбрые, добрые. Они всегда ведут нас за собой. И так будет всегда. А сейчас под звуки чарующей музыки П. И. Чай­ковского послушаем лирические стихи о книге. (Звучит музыка П. И. Чайковского.)
1.  Чем может быть книга!
Цветком, колодцем или ручейком,
Величественной башней
И плодородной пашней.
Она скромна и велика.
Обличий книги много.
Для старика она - клюка,
Для юноши - дорога.

2.  Солнце греет землю, красит небо,
Подступает к окнам белый сад.
В доме на столе моем лежат
Хлеб и книга. Скрыты в них недаром
Кровь и сок земли, где мы живем.
Их сжигало пламя в век пожаров.
Все владыки шли на них мечом.
Хлеб и книга, вечные от века,
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной. (К. Кулиев)

3.  В страницах книг десятилетья, миги,
События, судьбы, пестрой жизни дань.
Пусть множатся, живут, крепчают книги –
Веков соединительная ткань.
(В. Сикорский)
4.  Открываю томик одинокий
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались. (В. Тушнова)
5.  Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете
Неизменившие друзья
В потертом красном переплете.
Чуть легкий выучив урок,
Бегу тотчас уж к вам бывало.
«Уж, поздно». - «Мама, десять строк!»
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы тома...
Темнеет. В воздухе свежо...
Том в счастье с Беки полон веры.
Вот факелом индеец Джо
Блуждает в сумерках пещеры.
Кладбище... Вещий крик совы...
(М. Цветаева)
6. Стареют книги, как не береги,
Судьба у них почти что человечья,
Свои у них болезни и увечья,
Свои у них друзья, свои враги.
Совсем как к людям, годы к ним строги.
Пыль, сырость, зной и холод - их напасти.
Но книги - вечны.
В этом наше счастье.
Хотя стареют, как не береги.

Учитель. Все чаще и чаще звучит в нашей жизни слово интерактивный. Мы приглашаем вас в мир компьютера.
2-й   ученик
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
 Догадайтесь, что за гений?
Ну, конечно же - компьютер.
3-й ученик. Современные молодые люди в большинстве своем отдают предпочтение всему новому и, конечно же, компьютерным технологи­ям. «Книжные дети» становятся раритетом. И не нужно по этому поводу лить слезы и говорить о бездуховности молодежи. Новое поколение выби­рает не только Пепси, но и более гибкую инфор­мационную систему.
4-й_ ученик. Компьютер является наиболее се­рьезным соперником книгам, так как совмещает в себе возможности и книги, и телевидения, а также многие другие полезные для человека возможности. В настоящее время компьютер медленно, но верно вытесняет книги и телевидение из нашей жизни, так как является источником информации.
5-й ученик. Компьютер появился в ответ на конкретные запросы человечества - нужно было быстро и много считать. Механические приспосо­бления не решали проблему. Нужно было осущест­влять до 1 миллиона арифметических операций за секунду. Механика тут не поможет. Помогла электроника.
6-й ученик. Особенную роль в развитии вы­числительной техники сыграли работы известного английского ученого Чарльза Беббиджа. В начале XIX века он предложил идею внедрения машины, которая должна работать без вмешательства чело­века. И такая машина была создана! В 1945 году в США появился первый компьютер, открывший дорогу компьютерному веку.
Учитель. Многие сегодня отдают предпочте­ние Интернету, просмотру DVD-дисков или ком­пьютерным играм. Иногда это увлекает так, что стираются границы между реальностью и фанта­зией. (Разыгрывается компьютерная сценка.)

1-й    автор
В научном царстве,
В информационном государстве
Жили и не знали ссор:
Джойстик, Принтер, Монитор.
2-й    автор
И была у них сестра –
Многоклавишна она.
Где-то в осени конец
Прибыл в замок их гонец.
Джойстик
Что тебя, Сигнал двоичный,
Привело в столь дальний край?
Принтер
Не томи своим молчаньем,
Что случилось, раскрывай!
Гонец    Сигнал
Злой волшебник Хакербор
Захватил участок гор:
Магистрали перекрыты,
Биты с байтами убиты.
Он велел вам передать,
Что заявится опять.
В жены взять Клавиатуру,
Управлять аппаратурой.
Монитор
Как же с колдуном сразиться?
Клавиатура
Надо к феям обратиться.
Есть у них на все ответ.
Джойстик
Времени на это нет!
Монитор
Надо с ним поговорить.
Сбой системы отменить!
Чтобы наш Системный блок
Не настиг ужасный рок!
1-й    автор
Решено.
Гонец отправлен.
Ждут злодея-колдуна.
Должен в полдень он прибыть, Чтоб конфликт сей разрешить.
2-й    автор
Время быстро пролетело,
Солнце за окном чуть грело.
Точно в полдень из-за гор
Появился Хакербор
Хакербор
Я - волшебник, супермаг,
Знаю кодов тайный знак!
Мне нужна жена - не дура,
Чтоб была стройна фигура.
Отдавайте мне сестру,
А то все здесь форматну!
1-й    автор
Захватив принцессу силой
И нарушив уговор,
Злой волшебник удалился,
Обманул всех Хакербор.
Принтер
Что случилось? Где злодей?
Гонец    Сигнал
Он исчез с сестрой твоей!
Джойстик
Ее надо выручать и злодея покарать!
Монитор
Где же кони, где мечи?!
1-й    автор
Монитор слуге кричит:
- Принтер с братом уж в седле
В путь скорей, помочь сестре!
2-й    автор
Едут дни и едут ночи,
На исходе сил, нет мочи.
Надо бы найти местечко,
Чтоб поесть и чтоб поспать.
Видят, вдалеке избушка.
В дверь зашли. А там старушка.
Джойстик
Добрый вечер, извините. До утра не приютите?
1-я   старушка
Кто такие и откуда?
Зачем ищете приюта?
Монитор
Я - царевич Монитор.
Враг наш лютый Хакенбор
Держит под замком в плену
Нашу умницу - сестру.
2-я    старушка
Да, злодей умен, все верно.
Помогу вам непременно.
2-я    старушка
Эта мышка не простая:
Серый скромный коробок,
Длинный тонкий проводок.
Ну, а в коробке - две или три кнопки.
Мышку в руки ты берешь,
Мышь по коврику ведешь.
На экране тут же стрелка
Вдруг запрыгает, как белка.
Сей курсор, покажет путь,
Сможешь ты сестру вернуть!
1-й    автор
Провода бегут вокруг,
Словно землю всю паук
Паутиной обмотал,
А вот мух ловить не стал.
Джойстик
Это - замок Интернет.
Почему ж охраны нет?
2-й    автор
Здесь ворота злой король
Закрывает на пароль.
Принтер
Доступ есть. Пароль подходит.
1-й    автор
В Интернет команда входит.
Монитор
Осторожно! Вирус здесь! Это Хакербора месть.         %
2-й    автор
Яндекс Мудрый в замке жил,
Тайны мира сторожил.
Джойстик
Жив ли он? И как узнать,
Где сестру нам отыскать?
Мудрый    Яндекс
Добрый день! С войной иль с миром
Вы пожаловали к нам?
Джойстик
Мир тебе, мудрец старинный!
Путь проделали мы длинный,
Чтоб сестру свою найти.
Принтер
Хакербор украл девицу
И закрыл в сырой темнице.
Нужен верный твой совет,
О, мудрец из Интернет!
Мудрый    Яндекс
Коли с миром, за советом, Помогу я вам ответом.
1-й    автор
Яндекс Мудрый рассказал,
Где злодей сестру скрывал.
2-й    автор
Заклинаньем в тот же миг
Всех отправил в лабиринт.
Джойстик Вот, ты где, колдун-злодей,
Свой курсор бросай скорей!
Мы тебя не побоимся,
Честно разумом сразимся!
Хакербор
Извините, был не прав.
 Это все мой сложный нрав.
Ухожу, даю вам слово,
Не вернусь сюда я снова! (Выходит спасенная Клавиатура.)
Клавиатура
Братья, рыцари мои!
Вам спасибо за спасенье.
 Будет здесь в науках мир,
А в двенадцать угощенье.
1-й    автор
Коли ты решил всерьез
Заняться информатикой,
Надо развивать свой мозг,
Не ссорясь с математикой!
2-й    автор
Все устройства хороши,
Пользуйтесь во благо!
 Только помните о них,
Их беречь вам надо!
Все    участники
(хором)
Знай, компьютер - лучший друг,
Коль грызешь гранит наук!
Учитель. Книга и компьютер! Готовясь к се­годняшнему мероприятию, мы проводили опрос среди учеников нашей школы. 60 % опрошенных главное место отдают книге, а 40 % за электрон­ные издания. Также подавляющее большинство ребят считают, что и новые технологии и книжная мудрость должны найти компромисс.
Вот перед вами строчки из сочинений на эту тему. (На экране появляются строчки из сочине­ний учащихся.)
«Я бы все художественные произведения оставил в кни­ге, а энциклопедии и другую справочную литературу занес бы в компьютер».
«Читать книгу, конечно же, интереснее, чем сидеть за ком­пьютером и портить зрение. Но, по-моему, компьютер и кни­га равноценны, т. к. чего не найдешь в книге, можно най­ти в компьютере».
«Говорят, что книги в скором времени исчезнут. Я не могу в это поверить. Потому что книга для меня - некое богат­ство, которым я дорожу. Я останусь преданной своему дру­гу по имени - книга».
Учитель. Я думаю, ребята, что мы с вами тоже приходим к этому выводу. Разные средства информации могут существовать параллельно. Так, например, как разные виды транспорта: ав­томобиль, поезд, велосипед, самолет.
Компьютер - это всегда свежая, доступная, раз­носторонняя информация. Это не только устрой­ство для получения знаний, но и средство развле­чения. А развлечения, как известно, очень сложно ограничивать.
Книга - это память, это живое слово. Вот что го­ворил о значении книги в жизни человека видный венгерский писатель XX века Деже Костолани.
«И если люди в чем-то ошибутся и окажутся в несчас­тье, то когда-нибудь этому настанет конец. И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, будет ис­кать ответа в душе своей. И не найдет ответа. И тут ответ ему даст книга.
Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод Мечтаний, не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с золотой действительностью.
Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешевый хлам; книга, источник всякой жизни.
Книга, которая измерила параллели и меридианы души че­ловеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколе­ния в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль.

Книга - это манна небесная, способная накормить толпы; пища, которая, чем больше ешь ее, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий святость голодным, богатство ни­щим, силу немощным, книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей...»

2 комментария:

  1. Мне кажется, в наше время это очень важная тема для работы с детьми. Спасибо за чудесный материал.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень понравилась идея и сценарий. Обязательно проведу что-то подобное со своими подопечными. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить