·
Дискуссия
Для ее проведения класс необходимо объединить в
группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на
проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а
другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В
дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более
глубокое познание сущности изученного явления.
·
Вопрос
автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки
домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов
автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл.
Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые
сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии
можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике –
Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу
Достоевскому.
·
Тематический
кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием
кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить
домашнее задание, учителю необходимо составить
кроссворд по соответствующей теме
и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные
кроссворды, которые можно разгадывать всем
классом.
·
Неожиданные
вопросы
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному,
нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку,
затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в
процесс проверки будет внесено.
·
Рецензия
на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ
одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с
учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
·
Взаимная
проверка
При проверке письменного домашнего задания по
химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить
ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий,
поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные
вопросы.
·
Краткие
письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на
несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из
двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических
знаний.
·
Сверка
с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания
выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют
допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или
одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
·
Опрос-светофор
В нашем случае в качестве светофора выступает
длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой.
Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к
ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов
ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает
красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик
сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал
означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
·
Солидарный
опрос
Если ученик у доски не может справиться с
заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех,
кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и
предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам
выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут
на подготовку.
·
Взаимный
опрос
Педагог дает поручение трем наиболее
подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или
«3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на
вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
·
Программируемый
опрос
В этом случае ученику необходимо выбрать
правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при
устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении
разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту
неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
·
Тихий
опрос
Учитель негромко беседует с одним или несколькими
учениками, а весь класс выполняет другое задание.
·
Опросная
цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для
получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик
начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает
продолжить мысль другому ученику.
·
Лист
«защиты»
Создается для неподготовленных учеников и
находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку,
вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не
будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Больше информации по данному вопросу здесь http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4124
Способы действительно интересные, только было бы у кого проверять это домашнее задание: дети совсем перестали учиться. У меня, например, большая проблема с выполнением домашних заданий.
ОтветитьУдалить