Дмитрий Пожарский
русский военный и политический
деятель, национальный герой России
1 ноября 1578 — 30 апреля 1642
Национальный герой России князь
Дмитрий Пожарский вошел в отечественную историю как участник первого ополчения
и восстания против польско-литовских интервентов в Москве в 1611 году, в
Смутное время, и как один из руководителей, вместе с Кузьмой Мининым, второго
ополчения в 1612 году, восстановившего российскую государственность.
Дмитрий Михайлович
Пожарский родился 1 ноября 1578 года. Дмитрий - потомок Василия Андреевича
Пожарского, выходца из Стародубских князей суздальской земли, которые ведут
свою родословную от великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия
Долгорукого, основателя Москвы. Дмитрий Пожарский вошел в историю России как
участник первого ополчения и восстания против польско-литовских интервентов в
Москве в 1611 году,в Смутное время. А с конца октября 1611 года Дмитрий
Пожарский был одним из руководителей второго ополчения. Вместе с нижегородским
купцом Кузьмой Мининым в 1612 году он разработал и осуществил план освобождения
Москвы от польских интервентов. Самые яркие моменты жизни Дмитрия Пожарского
связаны с защитой России в Смутное время на рубеже 16-17 веков. Неудача первого
земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных
городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода
на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород
во главе с его знаменитым земским старостой Кузьмою Мининым. Начальником
земского ополчения был приглашен Пожарский, как способный военачальник и
человек с незапятнанной репутацией. Хозяйственную и финансовую часть взял на
себя «выборный человек всей землею» Кузьма Минин. В конце июля ополчение
двинулось из Ярославля к Москве. В августе ополчение Пожарского подошло к
Москве, где через несколько дней дало отпор войску польского гетмана Ходкевича,
спешившего на помощь польскому гарнизону. 22 октября казаки пошли на приступ и
взяли Китай-город. Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в
Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и
для государственного избрания». После долгих споров выборные люди сошлись на
кандидатуре 16-летнего Михаила Романова. Земский собор 21 февраля 1613
единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича
Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство
«все православные христиане всего Московского государства». При дворе нового
царя Пожарский, как талантливый военачальник, играл важную роль в
государственных делах. А поскольку война в России всё ещё продолжалась, то он
был направлен в 1615 году руководить боевыми действиями против польских отрядов
А.И. Лисовского, а затем и против польских войск во главе с Владиславом IV. С
чем успешно справился и был награжден вотчинами и поместьями. Занимался
Пожарский и другими государственными делами - в частности, в 1616-18 и в
1632-33 годах возглавлял сбор пятины; в разные годы руководил приказами:
Галицкой четью, Ямским, Разбойным, Московским судным; участвовал в
русско-английских (1617), русско-польских (1635) и русско-крымских (1630-40)
переговорах; был воеводой в Новгороде и Можайске. Умер Дмитрий Михайлович
Пожарский 30 апреля 1642 года в Москве. Его прах покоится в родовой усыпальнице
в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.
Иванов день, Проводы осени
На Руси в Иванов день провожали
осень и встречали зиму Дата по старому стилю: 19 октября В этот день отмечается
перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского — святого, почитаемого в
качестве покровителя болгарского народа. Иоанн родился в конце 9 века в семье
благочестивых поселян в селе Скрино. Мальчик рано лишился родителей и в детстве
стал работать пастухом. Однажды хозяин стада избил Иоанна за то, что тот
потерял корову с теленком. Мальчик обратился с молитвой к Богу, и в ответ
явилось чудо: пастух нашел пропажу, а затем перенес теленка через реку, идя по
воде как по суше. Хозяин же, увидев это, щедро наградил отрока. Позже Иоанн
поступил послушником в один из близлежащих монастырей, где научился читать и
писать, стал изучать богословские книги. Через некоторое время он принял
иноческий постриг и уединился в лесу, поселившись в сплетенной из хвороста
хижине. Однажды на его жилище напали разбойники, и Иоанн был вынужден
переселиться в пещеру. Там он прожил 12 лет, творя молитвы и соблюдая пост. В
конце концов слава о преподобном распространилась по свету, и к нему начали
приходить больные, ища у него исцеления. Спасаясь от внимания людей, Иоанн
перешел в другую пещеру, где подвизался семь лет, терпя искушения от бесов. и
это место пребывания святого стало известно. Вокруг пещеры Иоанна стали
селиться паломники, искавшие уединения, и здесь возник монастырь. Сначала иноки
жили в хижинах, затем возвели храм и соорудили кельи. Преподобный Иоанн стал
игуменом обители, наставляя братию примером праведной жизни. Перед смертью
святой избрал преемника, а сам удалился в пещеру, где провел последние пять лет
жизни. В этот день давали лошадям отдохнуть. Спустя 30 лет после кончины Иоанн
явился игумену Рыльского монастыря и велел перенести его мощи в город Средец
(ныне — София). Мощи святого были обнаружены нетленными. На Руси в Иванов
(Иоаннов) день провожали осень и встречали зиму. С этого времени начинались
настоящие морозы. «Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не
замерзнуть», — приговаривали наши предки. Наблюдали также за погодой: если шел
снег и было холодно, то и весну следовало ждать позднюю и холодную; если
случалась оттепель — следующая весна обещала быть теплой. Существовало поверье,
что на Ивана баламутит конюшенный домовой — треплет гривы кобылам, подымает на
дыбы жеребцов. «Путь груден — коню запряженному труден», — говорили люди и давали
лошадям отдохнуть. А вот курам было не до веселья — в этот день их было принято
резать и готовить из нежного мяса разные яства. Стол украшали — жареная курица,
лапша на курином бульоне, курники — особые пироги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий