Одним из основных для человека умений
является способность правильно и выразительно говорить. Это дает ему
возможность находить общий язык с другими людьми, поддерживать с ними добрые
отношения. У говорящего появляется уверенность в себе, что немаловажно для
становления его как личности. Так как достаточной базы для осуществления
коммуникативной ориентации в обучении русскому языку не было подготовлено (пока
что основным путеводителем для учителя является статья Н. А. Пашковской
«Коммуникативно-ориентированный курс языка», специальной же методической
литературы, учебных пособий и т. п. Здесь приведены методические
рекомендации, включающие не только обобщенные теоретические сведения о том, как
осуществить коммуникативную направленность в обучении русскому языку, но и
практический материал.
Проанализировав понятия коммуникативная
функция языка, общение, основные функции общения, я пришла к выводу, что
научить общению - это значит научить говорению и письму на уровне,
соответствующем ПОНЯТИЮ хорошая речь (что предполагает как минимум три
признака: богатство, точность и выразительность речи), аудированию и чтению.
Собственно, всему этому мы и учили на уроках русского языка. В чем же отличие
коммуникативного обучения от традиционного, лингвистического.
Коммуникативная направленность
преподавания языка заключается в том, что процесс обучения приближается к
процессу коммуникации: на. уроках обсуждаются те темы, которые соответствуют
возрасту и интересам учащихся, их уровню развития, актуально значимы для
участников общения; используются те речевые средства, которые функционируют в
реальном процессе общения. Лингвистическая же информация дается только как
материал вспомогательный. В то же время необходимо наглядно показать (в первую
очередь, анализируя с учащимися художественный текст) важность и необходимость
изучаемого теоретического материала для овладения языком.
Организация коммуникативного обучения
предполагает соблюдение следующих принципов. Это:
I - принцип речемыслительной активности
учащихся, предусматривающий стимулирование речевой деятельности школьников,
постоянное вовлечение их в процесс общения на изучаемом языке;
II - принцип индивидуализации, под которым
понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей,
умений осуществлять учебную деятельность, личных качеств.
III - принцип функциональности,
предусматривающий отбор лексического материала, адекватного процессу коммуникации;
IV - принцип ситуативности. Речевые
единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, так
как не являются значимыми для человека;
V - принцип новизны - предполагает
обучение на не известном ранее информативном материале.
Коммуникативный подход в обучении языку
отличается от традиционного и используемыми средствами обучения, в качестве
которых могут выступать:
- говорение;
аудирование; чтение; письмо вербальные средства общения, паралингвистика
(интонация, тональность, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, паузация и
т. п.);
- экстралингвистика
(стук в дверь, смех, плач, различные
шумы и невербальные
средства общения);
- кинесика (жесты, мимика, контакт гл
аз);
- проксемика (позы, телодвижения,
дистанция, т. е. пространственно-временная организация общения).
Итак, для того чтобы научиться правильной
и выразительной речи, школьники должны говорить на уроке; чтобы научиться
слышать звучащее, слово, разбираться в его оттенках, чувствовать его силу,
должны слушать и т. д.
Коммуникативно-деятельностный подход в
обучении русскому языку, как нам видится, должен несколько менять соотношение в
использовании методов обучения.
Конечно, в практике работы применяются, как
и раньше, собственно познавательные методы, обеспечивающие в основном получение
языковых знаний,- объяснительный, поисковый (проблемный), однако большое
значение приобретают так называемые тренировочные (имитационный, оперативный,
моделирования речевого высказывания), которые пригодны н для получения новых
знаний, и для их закрепления, и для формирования коммуникативных умений и
навыков. Усиливается роль контрольных методов. Они и призваны осуществлять
обратную связь на всех этапах в обучении каждого ученика.
Ситуативные упражнения, предусматривая
составление текста, содержат заданные условия общения, описание речевой
ситуации. Они должны включать 3 основных компонента; задание (его смысл в том,
чтобы ученик отреагировал на речевую ситуацию), описание речевой ситуации,
речевая реакция (то есть включение учащихся в коммуникативную деятельность).
Ситуации по содержанию должны быть близки и интересны школьникам. Они могут
быть взяты из повседневной жизни или вымышленные, или такие, которые предполагают
решение какой-либо проблемы, и т..д., но в любом случае они должны увлекать, а
не вызывать чувство разочарования.
Приведу примеры ситуативных упражнений,
которые включают разные задания и, соответственно, предполагают разнообразные
речевые реакции учащихся, а именно: завершить описание ситуации; сделать вывод;
поделиться рассуждениями, выразив их в форме монолога; «вжиться в какой-либо
образ», смоделировав соответствующее речевое высказывание, и т. д.
1.
Представьте себе, что наконец-то (и, может быть, неожиданно для вас) сбылась
какая-то ваша заветная мечта. Вы спешите домой поделиться своей радостью. Не
успев переступить порог дома, вы уже воскликнули: «Ура… ». Задание. Дополните
ситуацию. В своем рассказе можете использовать глаголы-синонимы в порядке
нарастания силы действия (например, радоваться, ликовать; бежать, мчаться,
нестись, лететь).
2. Поздно вечером вы вспомнили о том, что
завтра должны выступить с рефератом на уроке географии. Задание было дано еще
две недели тому назад. Как вы , поступите в данной ситуации? Свой вариант
решения запишите в форме монолога, обращенного к самому себе.
3. Представьте, что вы отец семейства,
который узнал о том, что его сын украл велосипед. Какие доводы вы найдете,
чтобы убедить сына в том, что поступок его позорен?
4. Во время каникул вы побывали с
туристической группой у лесного озера. Вернувшись домой, вы рассказываете
близким о своих впечатлениях:
а) работа без использования опорной
иллюстрации;
б) работа с ее использованием;
в) с использованием иллюстрации и опорных
слов: утром, рано, осторожно, быстро, круто, вниз, наперегонки, глубоко, долго,
жарко, легко, приятно, полезно, восхитительно, назабываемые впечатления,
чарующая природа.
5. Вы посетили картинную галерею, и вам
понравилась картина К. Ломакина «Весна идет». Расскажите другу в письме о
посещении выставки и опишите картину, чтобы друг получил о ней представление:
а) работа без опорных словосочетаний;
б) работа
по опорным словосочетаниям: чистый, прозрачный воздух, наполняющий
картину; пробивающаяся зелень, деревья,
набирающиеся сил, дети, прибивающие скворечники;
в)
по данному началу: Здравствуй, Лена! Вчера с ребятами из нашего класса я
побывала в картинной галерее. Я получила такое удовольствие от экскурсии, что
решила поделиться с тобой своими впечатлениями. Ты знаешь, мне понравилось
буквально все: н просторные залы, и матовый свет, который, казалось, льется
откуда-то сверху, и удивительные картины (о них очень интересно рассказывала
экскурсовод). Но особенно меня поразила картина К. Ломакина «Весна идет».
6. Вы приходите домой и узнаете, что
родители купили вашему брату (сестре) такие кроссовки, о которых вы давно
мечтали. Составьте и запишите диалог, который бы передал разговор между вами и
родителями в данной ситуации.
7. Расскажите жителю Африки об осени в
вашей местности так, чтобы он ощутил и краски, и запахи осени, настроение людей
в эту пору года. Драматизация. В данном случае это вид упражнения, которое
предполагает разыгрывание по ролям какого-либо текста, в конечном итоге
передавая его содержание более или менее свободно. Это может быть и
непосредственное выступление учащихся «со словами», и кукольное представление,
и пантомима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий