вторник, 29 сентября 2015 г.

2 урока по книге Д.Дефо "Робинзон Крузо"

Урок № 1

Цели урока: Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”, выявить знание текста учащимися;  определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку; прививать любовь  к чтению зарубежной литературы.; воспитывать гуманизм, любовь к труду, к природе.
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.
3. Выставка рисунков учащихся.
4. Словарь незнакомых слов, нужных для урока.
5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.
6. Необычно оформленная доска
7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.


                                                ХОД УРОКА
1. Эпиграф.
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Н.П. Смирнов-Сокольский.
2. Обыгрывание темы урока.
Вступительное слово учителя:
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный , то и начнем мы его тоже не совсем обычно.
Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма).
Учитель:
–Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны?
Ученики:
– Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно.
Учитель:
– Какую роль сыграло море в жизни героя?
Ученики:
– Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.
Учитель:
– Совершенно верно. Сегодня впервые мы проведём с вами читательскую конференцию по книге Д. Дефо “ Робинзон Крузо”, тема нашего урока:
“Одиссея Робинзона Крузо”.
– А кто знает лексическое значение слов конференция и одиссея? (После ответов учащихся учитель открывает запись на доске)
Конференция – это собрание совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп. Конференции бывают международные, научные, партийные, читательские.
Одиссея богатые событиями странствия, похождения.
(Учащиеся записывают понятия в тетрадь).
3. Знакомство с биографией писателя.
Учитель:
– Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. Молодцы. В конце урока, дети, вы должны будете ответить на проблемный вопрос:
Какие человеческие качества помогли Робинзону выжить на острове ?
Чтобы правильно понять и оценить поступки нашего героя в течение 28 летнего пребывания на необитаемом острове, неплохо бы узнать об авторе, который создал этот роман. Мой помощник (имя ученика называется) расскажет вам об авторе и об истории создания этого романа. А вы, читатели, записывайте в тетрадь по литературе то, что считаете важным из жизни автора.
(Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа , корзинка с едой…Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль Вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ).
– Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.
Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.
4. Беседа по прочитанному материалу.
Учитель (благодарит Даниэля Дефо за рассказ и обращает внимание класса на книгу писателя):
– Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.
– Какие эпизоды из книги вам больше всего понравились? Расскажите о них. (2-3 примера).
– Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).
– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).
Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.
– О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).
5. Лирическая страничка.
Учитель:
–Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”. Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове ?
Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….
Ученики:
– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.
Учитель:
– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?
Ученики:
– Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.
Учитель:
– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
Ученики:
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
Учитель:
– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
Ученики:
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
Учитель:
– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.
– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
Ученики:
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
Учитель:
– Какие ремёсла освоил Робинзон на острове?
Ученики:
– Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.
Учитель:
–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?
Ученики:
– Положительного.
Учитель:
– Можем ли мы назвать его героем и почему?
Ученики:
– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.
Учитель:
– Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:
Все ли качества Робинзона всё же положительные?
– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.
Ученики:
– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.
Учитель:
– Кто заменял Робинзону общество человека на острове ?
Ученики:
– Собаки, кошки, попугай.
Учитель:
– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Свой ответ учащиеся должны подтвердить примерами из текста).
Ученики:
– Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.
Учитель:
– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.
После озвученных примеров из текста учитель напоминает ученикам о том, что Д. Дефо всегда выступал против рабства и тирании. Д. Дефо – великий гуманист. Учитель знакомит учащихся с лексическим значением слов, записанных на доске:
Гуманист – деятель или сторонник гуманизма.
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
(Ребята записывают понятия в тетрадь)
Учитель:
– Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя?
Ученики:
– Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие.
Учитель:
– Как же закончилась эта история?
Ученики:
–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.
Учитель:
– Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.
– Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?
Ученики:
– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.
Учитель:
– Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:
1. Каким был герой в начале романа?
2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?
3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?
(Ученики высказывают свои суждения)
Учитель:
– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Сейчас у нас много трудностей. Ваши родители за труд получают не очень много денег, в мире царит много зла и несправедливости, но несмотря на это, мы должны с вами быть гуманными и милосердными друг к другу, заботиться друг о друге , помогать друг другу. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона.
А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос :
Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?
7. Юмористическая миниатюра
Учитель:
– Чтобы закончить наш сегодняшний разговор не на грустной ноте, мы хотим предложить вам (называется имя ученицы, которая будет читать наизусть стихотворение) шуточное стихотворение английского поэта Роберта Грейвза “Робинзон Крузо”.
Один-одинёшенек жил Робинзон
На острове необитаемом.
Бродил по безлюдному острову он
И был его полным хозяином.
Он шил себе платье из козьих шкур,
Питался одною козлятиной
И был чрезвычайно печален и хмур
От этой еды обязательной.
Бывало, весь день на скале он сидит,
Тоскует и с места не сдвинется,
Ворчит, что пропал аппетит и твердит
Своей длиннохвостой любимице:
- Ах, милая кошечка, я изнемог.
Пойми, мой дружок полосатенький,
Так хочется мне хоть разок, хоть разок
Потешить себя поросятинкой!
8. Подведение итога урока и конкурса на лучший рисунок.
9. Домашнее задание.
В тетради по литературе написать небольшой рассказ на тему : “Моя одиссея”, главным героем которой будет каждый из вас. Подумайте, как бы вы повели себя, оказавшись на необитаемом острове.









Урок № 2
Урок-игра “Остров Везения”
Цели:
  1. Выявить умения участников творческой группы принимать мнения других, согласовывать свои действия.
    2. Выявить лидеров и ведомых.
    3. Формировать установку на сотрудничество.



Оборудование:ыы
Большие листы ватмана, фломастеры, краски.
                                              ХОД УРОКА
Класс делится на 2 группы (в зависимости от количества детей) и выполняет за 45 минут творческое задание.
Инструкция:
– Представьте, что каждая группа – это 2 экипажа корабля, которые вышли в открытое море. Неожиданно началась буря, и ваши корабли потерпели кораблекрушение. К счастью, вся команда спаслась, и вы выбрались на необитаемый остров. Вам предстоит прожить на нём не менее 20 лет. Обживите его, создайте все условия, чтобы вам было приятно там жить и создайте все условия для жизни. Дайте имя своему острову. Выработайте правила, по которым вы будете жить и общаться.
                                 





После отведённого времени , представители каждой команды показывают свой остров и рассказывают о правилах, по которым они на этом острове будут жить (время для защиты - 7 минут).
Анализ:
                              
– Как чувствовали себя в процессе игры.
Затем задача ведущего соединить листы ватмана вместе.
– Нравится ли остров?
– Хотели бы вы на этот остров по-настоящему?
Интерпретация:
1. Из наблюдения за ходом работы выявляем лидирующих детей; детей-организаторов; детей-исполнителей, детей, подающих идеи.
2. Выявляем детей, умеющих принимать чужое мнение, отстаивать своё.
3. Правила позволяют выявить критерии внутренней жизни группы.
4. Обсуждение может помочь скорректировать некоторые установки детей.

                      






























Комментариев нет:

Отправить комментарий