пятница, 24 апреля 2015 г.

Из опыта работы по проблеме "Формирование личности через современные подходы организации учебной работы с учащимися».


                                   Только то обучение хорошо,
                                   которое стимулирует развитие,
                                   «ведёт его за собой», а не служит
                                   просто обогащению ребёнка
                                   новыми сведениями, легко
                                   входящими в его сознание».

                                                     Л.С. Выготский 

Координальные изменения в государстве, развитие науки, техники и производства, увеличение размеров информации требуют новой философии обучения и воспитания подрастающего  поколения. Поэтому приоритетами государственной политики развития образования  является «личностная ориентация, формирование жизненных компетентностей школьников». Задачей современной школы является  воспитание личности, которая владеет не только знаниями, высокими моральными качествами, а и умеет действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя знания, беря на себя ответственность за свою деятельность.
Перед учителем встает проблема – как  направить развитие ребенка на формирование творческой, интелектуально развитой личности, которая достигла бы жизненного успеха? Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями.
Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словами : «Что я несу с собой: добро иль вред? Лишь знают небеса, не мне судить. Но только хочется оставить в жизни след, и не дай Бог, хоть как-то наследить.». Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик, и в современных условиях, когда происходит переориентация  образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Цель моей педагогической работы:   средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Задачи, которые я перед собой  ставлю:
1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
2) выстраивать индивидуальные  траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;
3) внедрять современные  подходы в учебно-воспитательный процесс.
В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:
  • Теория содержательного обобщения В. В.Давыдова. Согласно этой теории учебный предмет не просто трактует систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организовывает усвоение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объек­тов, условий их происхождения и преобразования.
  • Теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения — мобилизация преподавателем с помощью спе­циальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
  • Теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понима­нии индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт уче­та индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возмож­ности, всех форм и методов учета этих особенностей.
  • Теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской.

          Я работаю над темой «Формирование личности через современные подходы организации учебной  работы с учащимися».
          Процессы модернизации современного образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни  общества,  подготовку выпускника школы,  обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающим ей гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития страны. Целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование  личности, характеризующейся не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью  и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора позволит гармонизировать отношения ученика с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности.
     Под развитием личности понимается качественное изменение свойств личности, переход от одного качественного состояния к другому. Процесс развития личности человека характеризуется большим разнообразием видов и форм. Формирование личности — становление ее нравственных качеств в процессе развития. Это процесс преднамеренного формирования планируемых качеств личности. Формируемые и сформированные качества личности ведут к определенному уровню воспитанности, культуры, к. интеллектуальному, духовному и физическому развитию.
     Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим, формирующим личность. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Зная принципы личностно-ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности учитываю:
- уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;
- особенности психологического склада личности ( памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать эмоциональную сферу);
- свойства нервной системы;
- особенности характера, темперамента.

     Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, рейтинговая, технология мастерских,  формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии, интерактивные технологии.  Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.

     Особое  мое внимание  привлекли  подходы в организации учебной  работы с учащимися, на которых я остановлюсь ниже.
          Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, моей целью является создание на уроке чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Классические положения проблемного обучения изложены в концепции А.М. Матюшкина. В основе теории проблемного обучения лежит идея о формировании познавательной активной личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Этого можно достигнуть только в случае понимания обучения как личностно-опосредованного взаимодействия учителя и ученика в рамках самоактуализации и сотрудничества. По мнению автора концепции, определяющими понятиями являются “задача” и “проблемная ситуация”. Задача понимается как специфически поставленная цель в системе соответствующих условий, т.е. она должна включать решения, наличные условия ситуации и вопрос о способе достижения указанной цели. Когда подобная задача встает перед учеником, то он воспринимает ее как проблемную ситуацию. Проблемная ситуация специально создается мною на уроках путем применения особых методических приемов:
1. Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
2. Сталкиваю противоречия практической деятельностью;
3. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
4. Предлагаю рассмотреть явления с различных позиций;
5. Побуждаю учащихся делать сравнение, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
6. Ставлю проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психической инерции и т.д.

     Используя в работе интерактивные технологии, я пришла к выводу, что такой подход способствует тому, чтобы процесс обучения для ребенка был продуктивным, чтобы у каждого ученика было позитивное отношение к учебе, чтобы каждый учащийся имел свой шанс на успех, ощущал свою значимость, чувствовал себя психологически комфортно.
     В условиях групповой работы школьники учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтроля, совершенствуют умения совместной деятельности, при этом воспитываются коллективистские свойства личности. Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Строю уроки литературы как диалог, который классики ведут между собой, старшеклассники с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ.

     На уроках русского языка использую ситуативные задания, решение которых и служит формированию определенных жизненных компетенций. Мною разработана система ситуативных заданий, которые широко применяю  в учебном процессе. Использование ситуаций в преподавании русского языка обеспечивает диалогичность обучения, реализует современную образовательную парадигму: ученик – субъект обучения. Именно в ситуациях школьники учатся реальному общению с учетом социальных характеристик говорящих, конкретных условий общения – места, времени. Использование ситуации стимулирует мотивацию учебной деятельности, формирование ученика как личности.  Обучение языковой культуре предполагает создание процесса обучения как модели процесса общения. Ситуация же есть основа функционирования общения: весь процесс общения – это фактически непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций. Следовательно, ситуация призвана выступать как единица организации всего процесса обучения речевому общению. Ситуации в коммуникативном общении выполняют пять функций: обеспечивают мотивацию речевой деятельности, являются способом презентации речевых средств, обеспечивают перенос речевых навыков, служат условием развития речевого умения и основой организации речевых средств. Кроме того, важно заметить,  что содержание ситуации и ее трактовка общающимися «работают» на воспитательный аспект речевой культуры, а способы ( технология) ее использования учащимися служат развитию их компетентности.  Отличие  ситуативных заданий от широко используемых коммуникативно-ситуативных упражнений в том, что они не требуют отведения специального этапа урока, соответственно сокращения времени на изучение материала по программе. Ситуативные задания решаются одновременно с изучением или закреплением материала урока согласно календарному планированию.

     Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Использую методику «непроизвольного запоминания». Изученный материал мы совместно с учениками обобщаем и оформляем как памятки, которые на протяжении учебной деятельности дополняются, видоизменяются ( см. приложение).

     Одним из важнейших современных подходов организации учебной работы, по моему мнению, является проведение уроков в нетрадиционной форме. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.  Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.  Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока). Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль, урок-инсценировка, урок-спектакль, урок-сказочный турнир и др. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

     Довольно широко  использую в своей работе  учебные мастерские, где  учащимся предлагается решение какой-либо познавательной задачи, при этом усвоение способа учебно-познавательной деятельности  происходит в процессе создания определенного продукта. Дети создают какие-либо модели, учебные пособия (это могут быть буквы из бумаги, модели учебников, таблицы, карты, схемы и т.п.), раскрывая в них какое-либо знание. Педагог здесь выступает в роли помощника и организатора учебного процесса, предоставляя ведущую роль учащимся.  В учебных мастерских ребенок получает возможность взаимодействовать с различными предметами окружающей среды и культуры, учиться предметосообразному и бережному обращению с ними. В процессе работы учащиеся получают навыки работы в команде. Активная познавательная деятельность, положительный эмоциональный настрой на работу, ярко выраженный устойчивый познавательный интерес являются показателем успешности проведенной работы. Главным же результатом я считаю активную позицию практически всех учащихся в процессе создания продукта.

     Учебные станции предполагают работу в группах. В начале занятия каждая группа находится на подготовленной педагогом учебной станции определенное количество времени и выполняет предлагаемые задания; после чего группы перемещаются таким образом, что за отведенное время  урока все учащиеся должны побывать на всех станциях. Опыт введения такой формы организации процесса обучения позволил  сделать следующие выводы. Работа на учебных станциях способствует развитию командных навыков, умению работать в команде, подчинять свои интересы групповым целям. Работа в группах способствует развитию межличностных отношений в коллективе. Совместное овладение знаниями способствует развитию познавательной активности, саморегуляции учебной деятельности. Развитие этих личностных качеств происходит за счет стремления учащихся к групповому благополучию, удачному выполнению общей работы. Организация работы на учебных станциях позволяет учащемуся понять идею целостности всего окружающего посредством синтезирования и обобщения частей материала в единое целое.

     Остановлюсь еще на вопросе нетрадиционного подхода к преподаванию литературы.
     Режиссура урока:
1. Позитивное начало урока. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным – оно эффективно.
Это может быть музыка, строчки стихотворений, метафоры, интрига (например: какие книги стояли на полке у читателей 60-х г. XIX в.?) или упражнение, например, психологическое: «Представь себе, что в одной руке у тебя находится что-то тяжелое. Ощути тяжесть. Руку трудно поднять. А в другой руке что-то легкое, такое легкое, что рука сама поднимается вверх. Поиграй немного, сравнивая тяжелое и легкое. А теперь медленно соедини руки. Держа руки соединенными, подумай, почувствуй, что у тебя получилось?» После этого настроение большинства учеников улучшается.

2. Объявляя цель, задачи и эпиграф урока, необходимо заинтересовать самой формулировкой проблемы урока, например: «Может ли быть горе от ума? А горе уму?»

3.  Форма урока литературы определяется и характером творчества писателя, например, если это произведение Достоевского, конечно же, это будет урок-дискуссия, урок-расследование.

     Традиционно сложились такие формы обучения, как урок-лекция, урок-семинар, сюжетно-ролевые игры.

     Несколько слов об уроке-лекции. Самое трудное в ее проведении - это активизация деятельности учащихся. Можно привести несколько приемов ее проведения: а) лекция с проблемным эпиграфом и планом – это позволяет поставить цель исследования и пригласить учащихся к совместному поиску; б) лекция с элементами беседы или с сообщениями учащихся; в) лекция с элементами контроля и оценки ее со стороны учащихся (т.е. учащиеся по ходу лекций составляют план ее сами).Можно сопровождать лекцию составлением ее конспекта учащимися, тезисов, таблиц, схем и т.д. Конечно, этому нужно учить: дважды повторить вывод. Поставить вопрос. Самое существенное проговорить медленно. Использовать в речи обращение и т.д.

     Интересно проходят уроки-репортажи.
     Например, по теме «Лицейский период в жизни А. С. Пушкина». До урока предлагается прочитать книгу И. Пущина «Записки о Царскосельском Лицее», выбрать понравившийся эпизод и дать о нем репортаж от имени какого-то печатного органа, как современной, так и пушкинской поры.
     Роль учителя на уроке – обозреватель, который комментирует, оценивает. Как правило, на таком уроке идет полемика.

     При знакомстве с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно провести урок-вернисаж, где в качестве экспонатов выставки выступают персонажи поэмы, которые располагаются полукругом перед классом (за неделю до этого роли распределяются), а учитель-экскурсовод рассказывает о каждом из них. Выставленный персонаж имеет право возражать против фактов экскурсовода. Приводя аргументы в пользу своего героя. Спорить и доказывать невозможно, не зная текста. И это – стимул и к чтению текста, и к пониманию героев поэмы.

     Иногда остро необходимо вызвать восприятие классического произведения с позиции современного читателя. Этому помогает урок – «круглый стол» – это беседа специалистов, где принимают участие психологи, социалисты, философы, юристы, журналисты и т.д. «Круглый стол» проводится по одной из ключевых проблем произведения.
     Какой эпизод является ключевым в драме А. Островского «Гроза»? Может быть, выкрики барыни: «Что, девка, красива?! В омут! С красотой-то в омут!», то есть в обществе Диких и Кабановых нельзя быть красивым, умным, ярким: или гнись, как Борис, или изворачивайся, как Варвара, или в омут, тем более, если ты – Катерина.
     «Круглый стол» по проблеме «Брак и семья, положение женщины 150 лет назад и сегодня».
     Каждая группа специалистов получат задание подготовиться к беседе по вопросам: «Эмансипация женщин – благо или зло?», «Утрачиваем ли мы сейчас нравственные традиции?», «Кого сейчас больше: Варвар или Катерин?», «Какая в этом роль семьи?» и т.д.
     Итог такого занятия – глубокая проработка текста в поисках связей классики с современностью. Такой урок раскрепощает творческую активность.

     Книга любого большого писателя дает возможность найти параллели с днем сегодняшним. Главное в этой форме занятий – формирование культуры вести дискуссию, коллективный поиск истины.
     В системе уроков урок-прогноз занимает особое место, т.к. позволяет глубоко осмыслить текст книги вплоть до выстраивания дальнейшей предположительной судьбы героя: куда может привести героя логика развития его характера.
     За неделю до обобщающего урока-прогноза ребятам предлагается ролевое распределение и задание: продумать и воссоздать дальнейшую судьбу персонажа.
     Роль учителя на уроке – критик.
     Это нужно сделать аргументировано, доказательно. Цель – перейти к дискуссии, где идет углубленный анализ качеств персонажа.
     Сверхзадача этой формы – прочтение текста с акцентом на личную трактовку.

     Более сложная форма занятий – урок-испытание. По сути, поиск истины. Это пытка интеллектуальная и нравственная. Такой, например, которой подвергает своих героев и читателей Достоевский. Испытуемые – ученики, испытатель – учитель и автор.
     Попытка докопаться до глубинного смысла звучащих в романе слов Раскольникова: «А, впрочем, как это подло все...». Что - все? Почему подло? Всегда было подло? Или стало? И с каких пор?
     Постоянный мотив романа «Подлец-человек». Чьи это слова? Героя? Автора? Чье мировоззрение? О чем эта мысль? Только ли констатация факта, что человек может быть подлым? А если глубже копнуть? А если переставить местами: человек-подлец. Какая разница? Что впереди – подлежащее или сказуемое? Сказуемое обозначает состояние субъекта. Значит у Достоевского страшнее? У него человек изначально — подлец, от рождения? И надо человеку доказать, что он не подлец, что он может быть человеком. Как доказать? Страданием или жертвами. А Соня?
     И так весь урок. Накал нравственной атмосферы. По несколько раз разрушать самые логические построения, метаться в поисках выхода. Это Достоевский. И прочтение его должно быть таким. Нравственное утомление учеников после урока – это не апатия, скорее – просветление.

     Непредсказуем в своем развитии урок-диспут. Обсуждение проблемы может пойти по неожиданному направлению. Здесь выявляется оценка ребятами книги. При изучении творчества И.Тургенева несколько уроков посвящается анализу текста «Отцы и дети», с поиском деталей, а потом – два урока – диспут «Нужны ли Базаровы России?» – общефилософская постановка вопроса – и «Нужны ли Базаровы сегодня?» – актуальный злободневный взгляд. Вопросы обсуждаются серьезные: можно ли найти общие черты во времена Базарова и в дне нынешнем, каких людей требуют времена перемен: можно ли сегодня добиться чего-либо отрицанием, – в этом контексте углубляется анализ образа.

     Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватной современной парадигме образования является использование  технологии проектной деятельности. Новизна в том, что:
- обучение идет в деле и через дело (все ученики класса активно участвуют в открытии темы, определении цели урока, планируют свою учебно-познавательную деятельность, самостоятельно выводят новые правила);
- на этом же уроке ученики видят результаты своего труда (оценивают результативность учебно - познавательной деятельности путем коллективного обсуждения и самооценки (система оценки «Оцени себя сам»);
- учатся на собственном опыте и опыте других учеников;
- возрастание интереса каждого учащегося идет по мере выполнения заданий;
- учитель же координирует весь процесс поиска и усвоения новой информации, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь.
Продвижение вперед идет параллельно, с возвращением к пройденному. Ранее изученное выступает в новых связях, открывая свои новые стороны.

     Формирование основных компетенций учащихся происходит также  на уроках русского языка и литературы   с использованием  компьютерных технологий. Мною собрана медиотека: фильмотека по программе курса Литература для 5-11 классов; фонотека – литературно-художественные аудиозаписи; презентации к урокам русского языка и литературы для 5-9 классов.
     На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего для выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. Эксперты уже давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций освобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Презентации мною используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное языковое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы  рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работа, самостоятельная работа).

     Итог данной работы - интерес, который просыпается у учащихся к изучению русского языка и литературы, мотивация учения, соответственно результативность: во всевозможных   конкурсах, проводимых в рамках школы, учащиеся моих классов принимают самое активное участие ( количество участвующих составляет до 60 %); на уровне района – І место в конкурсе «Мой сказочный мир» ( Нагорный К., 2008 г.); ІІІ место в конкурсе ученического творчества в номинации «Литература» ( Миняева П.,2008г.); на уровне области - ІІ место в конкурсе «Сбережем первоцветы», номинация «Литературное творчество» (Ахкозова Ю., 2009г.); ІІ место в конкурсе «Свой голос отдаю в защиту природы» (Хоришман Р., 2009, 2010г.). 

     Проведенный на протяжении трех лет мониторинг мотивации учения учащихся на уроках русского языка и литературы показал, что учащиеся 8-9 классов, при обучении которых внедрялись современные технологии организации учебного процесса, имеют наименьшую степень страха самовыражения и проверки знаний, низкую степень страха в отношении с учителем и страха не отвечать ожидаемым от них результатов. Общая оценка тревожности учащихся данных классов на уроках русского языка и литературы на 60 % ниже, чем у учащихся того же возраста предыдущих лет.  


     Результаты  работы позволяют говорить о перспективности и эффективности внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс и их влиянии на формирование компетентной во всех отношениях личности ученика. Воспитание нового человека, последующая самореализация личности в жизни возможны лишь при условии создания особого образовательного пространства, в основе которого лежат принципы гуманности и свободы.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий