пятница, 24 апреля 2015 г.

6 класс. Литература.Тема. И.А.Крылов. Басни „Осел и Соловей”, „Квартет”.


Тема. И.А.Крылов. Басни „Осел и Соловей”, „Квартет”. Народная мудрость басен. Животные как воплощение определенных человеческих качеств. Мастерство Крылова-баснописца.                                                                                                                                            
Задачи:                         
познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, с баснями И.А.Крылова «Квартет», «Осел и соловей»;
развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
Оборудование: мультимедийная презентация


ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Учитель литературы. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с баснями И.А.Крылова  „Волк и Ягненок”, „Листы и корни”, „Щука”. Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми баснями. Но  сегодня  говорить о баснях мы будем и на уроке литературы, и на уроке музыки. При этом мы объединим эти два урока в один и проведем интегрированный урок литературы и музыки.

ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
     Домашним заданием вам было выучить басню «Волк и ягненок» наизусть. Вот с этого и начнем: проверим домашнее задание.
             Чтение учащимися стихотворения наизусть.

ІІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
        Учитель литературы. Сегодня мы познакомимся с баснями И.А.Крылова „Осел и Соловей”, „Квартет”. Мы должны будем понять народную мудрость этих басен, разобраться, какую роль играют животные в баснях, какие человеческие качества они воплощают, разобраться, в чем же заключается мастерство И.А.Крылова.

        Учитель музыки. Мы с вами на примере басни Крылова “Квартет” определим роль музыки в литературном жанре “басня”, познакомимся с творчеством А.П.Бородина , закрепим понятие “квартет”.

     Учитель литературы. Один из знакомых Крылова писал о нём: «В этом необычном человеке были заложены за­датки всех талантов, всех искусств. Природа ска­зала ему "Выбирай любой".
И, действительно, Крылов мог бы стать заме­чательным актером, известным художником — он прекрасно рисовал. Очень рано, почти самостоятельно, научился играть на скрипке, и позднее музыканты поража­лись его виртуозной игре. У него были большие способности к математи­ке, но Иван Андреевич решил стать писателем. Он писал стихи, пьесы, но более всего его привлекала басня, этот маленький рифмованный рассказ, так похожий на притчу. В ней легче было говорить правду в обход цен­зуры - ещё бы, ведь действующими лицами бас­ни были животные, птицы, деревья, словом — вся природа.
   Девизом его были слова: «Люблю пороки по­щипать». Изучая басни, мы восхищались этим его умением и учились понимать язык иносказаний, постигать мудрость, заложенную в морали, в ху­дожественном построении текста. Мы увидели галерею человеческих пороков. Хлёсткие и мудрые слова басен давно уже стали афоризмами.

Учитель музыки.
     Многие басни И. А. Кры­лова имеют музыкальное содержание. И это не случайно, ведь И. А. Крылов прекрас­но играл на скрипке и был автором нескольких оперных либретто.
Где же он учился музыке? Сведения о нём имеются весьма и весьма ограниченные, но всё же кое-что мне удалось узнать.
На родине И. А. Крылова, в Твери, часто про­водились ярмарки, народные гулянья. С детства Ваня Крылов слышал меткие частушки, доносив­шиеся с Волги, пение слепых музыкантов. Но самым дорогим воспоминанием мальчика была память об игре мамы на гитаре и их совмест­ное пение дуэтом под её аккомпанемент. Любил он также подражать голосам людей из народа.
Затем были уроки музыки у бездомного скри­пача — итальянца Луиджи. В Тверской гимназии, где учился Крылов, ча­сто устраивали диспуты, ставили комические пье­сы, в которых бессменным участником был Иван Андреевич.
А когда он впервые услышал оперу «Мель­ник-чародей », решил сам создавать оперные либ­ретто, и первым было либретто к опере «Кофей­ница».
Повзрослев, Иван Андреевич Крылов переехал в Петербург, служил в департаменте, но музыку не оставлял никогда. Там он оказался в самом центре музыкальной жизни, был завсегдатаем светских салонов и часто поражал всех виртуозной игрой на скрипке. Даже создал либретто к опере «Илья-богатырь» .

Учитель музыки.
Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (Слайд №3)

Дуэт + квинтет - трио = ? (квартет)

Учитель музыки: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
Что такое квартет? (Слайд № 4)
Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель музыки: Приведите примеры квартетов.
 Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.
 Учитель музыки: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

Прослушайте  басню и назовите музыкальные инструменты.

Звучит запись
 басни «Квартет»
                  
Анализ фрагмента.

Учитель музыки: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

(показ инструментов) (Слайд№ 5 )

Учитель музыки : Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Учитель музыки : Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
Учитель музыки : Кто участвует в басне?

Учитель: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Учитель: Может у такой музыки быть композитор?
Учитель: В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Анализ музыкального произведения.

Ответы детей.

Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет (Слайд №6)
 Учитель: Кто исполнял эту музыку?
 Ученики: Инструментальный ансамбль

Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.

Учитель литературы. А теперь прочтем басню сами.
Чтение басни.

Учитель литературы.  В басне пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые совершенно разными людьми. Действительно, что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно столь разные животные.

Учитель литературы. А теперь познакомимся еще с одной басней И.Крылова «Осел и Соловей».
Лексическая работа
Свирель – пастушья дудка.
Любимец и певец Авроры – соловей.
Аврора – древнегреческая богиня утренней зари.
Лад – сочетание звуков и созвучий.
Ослабевал – издавал тихие звуки, затихал.
Отдавался (о пении) – отзывался, звучал.
Изрядно – неплохо, недурно.

 Прослушивание басни.

Учитель литературы.
- Главные герои басни – Осел и Соловей. Подберите слова, которые помогли бы вам передать характеры этих героев. (Осел: тупой, глупый, упрямый. Соловей: звонкий, искусный)
- Выберите из текста слова, которыми автор передает искусство Соловья. Как слушают певца окружающие?
- К какому выводу приходит Осел? Почему он выносит свой приговор, «уставясь в землю лбом»?
- найдите и прочитайте мораль басни. Каков её смысл?
- Встречались ли вам такие судьи?


Чтение басни ( по ролям)

Учитель музыки. «Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло. Так, Басенный муравей — олицетворение трудолюбия ("Стрекоза и муравей"), свинья — невежества ("Свинья под дубом"), ягненок — кротости, как "Агнец Божий" ("Волк и ягненок").
    Как вы думаете, какие человеческие качества воплощает Лиса (хитрость, лицемерие), Волк (жестокость, жадность, грубость),  Мартышка( глупость, тщеславие, лень), Медведь (сила).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
«Микрофон»
*  Что вы получили от общения на уроке?
От общения с нами вы получили


 Д/з Выучить наизусть басню «Квартет» или «Осел и Соловей» по желанию. По желанию нарисовать к ней рисунок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий