Тема. И.А.Крылов.
Басни „Осел и Соловей”, „Квартет”. Народная мудрость басен. Животные как
воплощение определенных человеческих качеств. Мастерство Крылова-баснописца.
Задачи:
познавательные: знакомство с творчеством и
музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, с баснями И.А.Крылова
«Квартет», «Осел и соловей»;
развивающие: развитие психических функций:
зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу.
Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного
исполнения;
воспитательные: воспитывать личность ребёнка,
его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного
искусства;
Оборудование: мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
Учитель литературы. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с баснями
И.А.Крылова „Волк и Ягненок”, „Листы и корни”, „Щука”.
Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми баснями. Но сегодня говорить о баснях мы будем и на уроке
литературы, и на уроке музыки. При этом мы объединим эти два урока в один и
проведем интегрированный урок литературы и музыки.
ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Домашним заданием вам было выучить басню
«Волк и ягненок» наизусть. Вот с этого и начнем: проверим домашнее задание.
Чтение учащимися стихотворения наизусть.
ІІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
Учитель
литературы. Сегодня мы познакомимся с баснями И.А.Крылова „Осел и Соловей”,
„Квартет”. Мы должны будем понять народную мудрость этих басен, разобраться,
какую роль играют животные в баснях, какие человеческие качества они воплощают,
разобраться, в чем же заключается мастерство И.А.Крылова.
Учитель
музыки. Мы с вами на примере басни Крылова “Квартет” определим роль музыки
в литературном жанре “басня”, познакомимся с творчеством А.П.Бородина ,
закрепим понятие “квартет”.
Учитель литературы. Один из знакомых
Крылова писал о нём: «В этом необычном человеке были заложены задатки всех талантов,
всех искусств. Природа сказала ему "Выбирай любой".
И,
действительно, Крылов мог бы стать замечательным актером, известным художником
— он прекрасно рисовал. Очень рано, почти самостоятельно, научился играть на
скрипке, и позднее музыканты поражались его виртуозной игре. У него были
большие способности к математике, но Иван Андреевич решил стать писателем. Он
писал стихи, пьесы, но более всего его привлекала басня, этот маленький
рифмованный рассказ, так похожий на притчу. В ней легче было говорить правду в
обход цензуры - ещё бы, ведь действующими лицами басни были животные, птицы,
деревья, словом — вся природа.
Девизом его были слова: «Люблю пороки пощипать».
Изучая басни, мы восхищались этим его умением и учились понимать язык
иносказаний, постигать мудрость, заложенную в морали, в художественном построении
текста. Мы увидели галерею человеческих
пороков. Хлёсткие и мудрые слова басен давно уже стали афоризмами.
Учитель
музыки.
Многие басни И. А. Крылова имеют
музыкальное содержание. И это
не случайно, ведь И. А. Крылов прекрасно играл на скрипке и был автором
нескольких оперных либретто.
Где же он
учился музыке? Сведения о нём имеются весьма и весьма ограниченные, но всё же
кое-что мне удалось узнать.
На родине
И. А. Крылова, в Твери, часто проводились ярмарки, народные гулянья. С детства
Ваня Крылов слышал меткие частушки, доносившиеся с Волги, пение слепых
музыкантов. Но самым дорогим
воспоминанием мальчика была память об игре мамы на гитаре и их совместное
пение дуэтом под её аккомпанемент. Любил он также подражать голосам людей из народа.
Затем были
уроки музыки у бездомного скрипача — итальянца Луиджи. В Тверской гимназии, где учился Крылов, часто
устраивали диспуты, ставили комические пьесы, в которых бессменным участником
был Иван Андреевич.
А когда он
впервые услышал оперу «Мельник-чародей », решил сам создавать оперные либретто,
и первым было либретто к опере «Кофейница».
Повзрослев, Иван Андреевич Крылов переехал в Петербург, служил в
департаменте, но музыку не оставлял никогда. Там он оказался в самом центре
музыкальной жизни, был завсегдатаем светских салонов и часто поражал всех
виртуозной игрой на скрипке. Даже создал либретто к опере «Илья-богатырь» .
Учитель
музыки.
Для чего нужна музыка в баснях?
Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню
Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (Слайд №3)
Дуэт + квинтет - трио = ?
(квартет)
Учитель музыки: Получилось название еще одной басни Крылова
“Квартет”.
Что такое квартет? (Слайд № 4)
Слово квартет произошло от слова
кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный
интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального
произведения, которое исполняют четыре музыканта.
Учитель музыки: Приведите примеры квартетов.
Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка,
виолончель и певец – квартет.
Учитель
музыки: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень
часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт
и виолончель.
Прослушайте басню и назовите музыкальные инструменты.
Звучит запись
басни
«Квартет»
Анализ фрагмента.
Учитель музыки: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в
басне.
(показ инструментов) (Слайд№ 5 )
Учитель музыки : Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Учитель музыки : Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
Учитель музыки : Кто участвует в басне?
Учитель: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных
героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел
автора.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Учитель: Может у такой музыки быть композитор?
Учитель: В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание
и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках
настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.
Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения.
Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин
Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли
герои басни.
Анализ музыкального произведения.
Ответы детей.
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно,
нежно.
Учитель: Звучание каких
музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель –
струнный квартет (Слайд №6)
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: Инструментальный ансамбль
Учитель: Это музыкальное
произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и
учёный-химик.
Учитель литературы. А теперь прочтем басню сами.
Чтение басни.
Учитель литературы. В басне
пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре
департамента, возглавляемые совершенно разными людьми. Действительно, что же
ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не
свора собак, а именно столь разные животные.
Учитель литературы. А теперь познакомимся еще с одной басней
И.Крылова «Осел и Соловей».
Лексическая работа
Свирель – пастушья дудка.
Любимец и певец Авроры – соловей.
Аврора – древнегреческая богиня утренней зари.
Лад – сочетание звуков и созвучий.
Ослабевал – издавал тихие звуки, затихал.
Отдавался (о пении) – отзывался, звучал.
Изрядно – неплохо, недурно.
Прослушивание басни.
Учитель литературы.
- Главные герои басни – Осел и
Соловей. Подберите слова, которые помогли бы вам передать характеры этих
героев. (Осел: тупой, глупый, упрямый.
Соловей: звонкий, искусный)
- Выберите из текста слова,
которыми автор передает искусство Соловья. Как слушают певца окружающие?
- К какому выводу приходит Осел?
Почему он выносит свой приговор, «уставясь в землю лбом»?
- найдите и прочитайте мораль
басни. Каков её смысл?
- Встречались ли вам такие судьи?
Чтение басни ( по ролям)
Учитель музыки. «Звери
мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все
животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только
говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.
Так, Басенный муравей — олицетворение трудолюбия ("Стрекоза и
муравей"), свинья — невежества ("Свинья под дубом"), ягненок —
кротости, как "Агнец Божий" ("Волк и ягненок").
Как вы думаете, какие человеческие качества
воплощает Лиса (хитрость, лицемерие), Волк (жестокость, жадность, грубость), Мартышка( глупость, тщеславие, лень), Медведь
(сила).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
«Микрофон»
* Что вы получили от общения на уроке?
От
общения с нами вы получили
Д/з Выучить наизусть басню «Квартет» или «Осел
и Соловей» по желанию. По желанию нарисовать к ней рисунок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий