суббота, 18 апреля 2015 г.

7 класс. Русский язык. Тема «Написание наречий».


Цели:1.     формирование умения различать наречия и омонимичные формы;
2.     формирование орфографических навыков написания;
3.     воспитание основ нравственности.
(на уроке используется интерактивная доска)

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка. Слайд 2.
- Какое слово в паре написано правильно? (Вне контекста это определить нельзя).
- Составьте словосочетания с данными парами слов. Слайд 3.
III. Актуализация знаний.
- Сегодня в центре нашего внимания как раз такие написания, где важно сначала определить принадлежность к части речи.
- Наречия, образованные от существительных, составляют очень многочисленную группу слов, которая продолжает активно пополняться. Прежде всего надо отличать наречия от созвучных сочетаний «предлог + существительное».
- Обратимся к примеру. Слайд 4.
Образец рассуждения.
(На)силу не надейся…Между предлогом и словом можно вставить другое слово: на свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это существительное с предлогом.
(На)силу добрались… Между на и силу никакого слова вставить нельзя. Насилу можно заменить синонимом еле-еле. Это наречие, отвечающее на вопрос, добрались как успешно?  - насилу (еле-еле). Слайд 5.
IV. Закрепление.
- Сейчас вашему вниманию будут представлены несколько пар предложений. Ваша задача – записать правильно в этих предложениях наречия (определить их) и слова омонимичных частей речи. Рассуждайте по образцу. Слайд 6.
Проверка с доказательством. Слайд 7
V. Лингвистическая разминка. Слайд 8.
 - Перед вами текст. (Учитель читает).
   Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
    Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
   «Сделай по-моему, Господи,- невольно в сердцах взмолилась она,- отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
(Как-то …- наречия; вовремя…наречия, которые имеют омонимы других частей речи.)
 - Все ли слова в тексте понятны? Слайд 9.
 - Автор этой миниатюры М.Е.Салтыков-Щедрин, написавший «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; он дал миниатюре свое название, но как бы вы ее назвали? Слайд 10.
 - Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по мнению автора, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?
 - Почему слово «Совесть» написано с большой буквы? (Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)
 - Обратите внимание на обилие наречий. Назовите их. Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи. Запишите эти наречия в словосочетаниях, рядом – омонимичные словоформы.
(вовремя уйти – во время отпуска
выставить напоказ – на показ мод
сначала напиши – с начала отпуска
по-новому жить – по новому шоссе
будет по-моему – по моему мнению)
 - Можно ли вне контекста определить, какие из слов написаны правильно? (Нет.)
VI. Вывод.
 - Итак, как мы различим (определим) наречия и омонимичные форм?
Слайд 11.
VII. Самостоятельная работа. Указать только те предложения, где есть наречия. (Упражнение в учебнике.)
VIII. Домашнее задание. Слайд 12

 - Завтра мы продолжим разговор о правописании наречий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий