Цели:1.
формирование
умения различать наречия и омонимичные формы;
2.
формирование
орфографических навыков написания;
3.
воспитание основ
нравственности.
(на
уроке используется интерактивная доска)
Ход урока.
II.
Орфографическая разминка. Слайд 2.
- Какое слово в паре написано правильно? (Вне контекста это определить нельзя).
-
Составьте словосочетания с данными парами слов. Слайд 3.
III.
Актуализация знаний.
- Сегодня в центре нашего внимания как раз такие написания, где важно
сначала определить принадлежность к части речи.
-
Наречия, образованные от существительных, составляют очень многочисленную
группу слов, которая продолжает активно пополняться. Прежде всего надо отличать
наречия от созвучных сочетаний «предлог + существительное».
-
Обратимся к примеру. Слайд 4.
Образец рассуждения.
(На)силу не надейся…Между предлогом и словом можно вставить другое слово:
на свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это
существительное с предлогом.
(На)силу добрались… Между на и силу никакого слова вставить
нельзя. Насилу можно заменить
синонимом еле-еле. Это наречие,
отвечающее на вопрос, добрались как
успешно? - насилу (еле-еле). Слайд 5.
IV.
Закрепление.
-
Сейчас вашему вниманию будут представлены несколько пар предложений. Ваша
задача – записать правильно в этих предложениях наречия (определить их) и слова
омонимичных частей речи. Рассуждайте по образцу. Слайд 6.
Проверка
с доказательством. Слайд 7
V. Лингвистическая
разминка. Слайд 8.
- Перед вами текст. (Учитель читает).
Как-то
на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда
было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей
поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего,
кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя
польстить, напоказ сыграть
хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина:
сначала чиновника, потом
купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому
запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему,
Господи,- невольно в сердцах взмолилась она,- отыщи мне
маленького дитя, раствори меня в нем – и исчезнут навсегда все неправды
и насилия».
(Как-то …- наречия; вовремя…наречия,
которые имеют омонимы других частей речи.)
- Все ли слова в тексте понятны? Слайд
9.
-
Автор этой миниатюры
М.Е.Салтыков-Щедрин, написавший «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»; он дал миниатюре свое название, но как бы вы ее назвали? Слайд
10.
- Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть
основная мысль: по мнению автора, Совесть есть только у маленьких детей,
взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?
- Почему слово «Совесть» написано с большой
буквы? (Это нравственное понятие, такое
же, как Истина, Правда, Милосердие.)
- Обратите внимание на обилие наречий.
Назовите их. Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи.
Запишите эти наречия в словосочетаниях, рядом – омонимичные словоформы.
(вовремя уйти – во время отпуска
выставить напоказ – на показ мод
сначала напиши – с начала отпуска
по-новому жить – по новому шоссе
будет по-моему – по моему мнению)
- Можно ли вне контекста определить, какие из
слов написаны правильно? (Нет.)
VI. Вывод.
-
Итак, как мы различим (определим) наречия
и омонимичные форм?
Слайд
11.
VII.
Самостоятельная работа. Указать
только те предложения, где есть наречия. (Упражнение в учебнике.)
VIII. Домашнее
задание. Слайд 12
- Завтра мы продолжим разговор о правописании наречий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий