суббота, 7 марта 2015 г.

Выступление на заседании педагогического совета

                                 Эффективность использования новых педагогических технологий.

     В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
     Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

     Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методической инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). А психолог И.П. Волков считает, что педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Образование вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства.
     Учителя имеют  сегодня свободу выбора и действий, открыта дорога творчеству. Учитель – ведущий субъект обучения. Творческий учитель  осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету, имеет собственную образовательную программу, учитывающую реальных детей;
-         наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников;
-         владеет формами и методами, сопровождающими обучение;
-         использует личный опыт и мотивы учеников;
-         способен изменить задачи уроков в соответствии с изменяющейся реальностью;
-         умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика;
-         способен к личному творческому росту.
     В нашей школе работает учителей – методистов –3, старший учитель – 3, высшей категории – 4, 1 к. – 11, П к. – 3, специалистов – 4.
     Прежняя психология как бы и не нуждалась в технологиях: получали готовые планы, программы, соответствующие к ним учебники, да еще и методические разработки.
     Кризисное состояние образования сегодня удивительным образом соседствует с теоретическим багажом отечественных исследований теории учебной деятельности.
     Нагрузка преподавателей вынужденно увеличивается, тогда, как эффективность подготовительной и частично обучающей деятельности ограничена.
     Если заглянуть в глубь истории отечественной и мировой педагогики, то можно сказать, что со многими школьными системами учителя, ученики и родители свыклись и уже никто не задает вопросы о некоторых понятиях.
     Например, классно-урочная система Яна Амоса Коменского является генералом проблем, которые ложатся на плечи отечественной педагогики и учителя.
-         45-минутный урок. Его канонизация для 7-летних и 17-летних не подвергается критике и обсуждению при молчаливом неучастии школьных физиологов и гигиенистов;
-         тематическое планирование, которое служило Министерству образования главным средством управления нашим учительством.
     А если к этому добавить отсутствие в школьной практике диагностируемых целей обучения. Здесь очень уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского, что педагогика больше искусство, чем наука.
     Говоря о технологии, обращаем внимание на связь гуманизации с технологизацией. Любовь к человечеству не всегда оборачивается достаточным вниманием к отдельно взятому человеку. А вот технологизация призвана облегчить подготовительную деятельность  каждого преподавателя и учебную деятельность каждого учащегося, сделать обучение посильным, доступным и радостным.
     С чего начинается мастерство? По словам В.А. Онищук, ключ к мастерству учителя – это микроструктура методов, технология методов. Учителя в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. У опытного учителя за годы труда соответствующих приемов накапливается до 200.
     Например, время, которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашнего задания, соотносится как 1:6. Тем, кто привык творчески работать, это соотношение дает большую пищу для размышлений. Легко понять, что если мы дадим домашнее задание в расчете на сильного ученика и ему потребуется на работу 3 часа, то слабому понадобится – 18 ч. Естественно, слабый ученик не будет его выполнять – в лучшем случае – спишет. Поэтому опытный учитель решит – домашнее задание должно, быть дифференцированным. В этом уверены Романько Н.С., Смирнова А.П.
     Один из приемов обучения – это осознание учащимися учебного материала. Опытные учителя заботятся о наглядности и об образности речи, облегчая этим самым ученику осознание материала. Например, Тихонова М.М., Мисюра Н.Г.
     Исследования показали, что коэффициент усвоения будет равен 15 % (примерно) без использования наглядности, при зрительной подаче – 25%. А если использовать зрительный и слуховой каналы, то уровень усвоения будет 65%.
      Например, учитель Сагайдак А.Н. на уроках географии  использует наглядность, графические изображения, таким образом, добивается усвоения учебного материала даже слабыми учениками.
     А некоторые учителя при изложении материала увеличивают темп, когда ученики еще не готовы слушать (не уселись), наглядности и в помине нет, доска к уроку не готова и, конечно, ученики в таком случае не успевают усвоить объясняемый материал. Учитель, излагая учебный материал, должен учитывать возрастные особенности учащихся и не всегда пытаться рассказать ученикам «все, что знает сам».
     Закономерность осмысления состоит в том, что ученики должны понять материал, а потом уже запоминать. Опытный учитель учит учеников самостоятельно мыслить, искать «взаимосвязи, задавать вопросы: «Как? …», «частью чего является…» и т.д.
     Он знакомит учеников с особенностями применения мыслительных операций: избегает излишней детальности при анализе, выбор несущественных признаков при сравнении. Например, Причина М.П., Касьян А.А.
     Опытный учитель знает, что обобщение материала развивает гибкость мышления. И хотя во многих учебниках не хватает материала для обобщения, учитель составляет сам перечень таких упражнений. Например, Старовая Ю.Ю., Псел Э.В.
Опытные учителя часто используют на уроке текущее повторение, обеспечивая знание предмета, систематизацию материала.
     Опрос на уроках – одна из разновидностей текущего повторения. Можно вначале опросить сильного ученика, затем со слабым повторить материал фронтально шли дать небольшую письменную работу.
      Длительное сохранение информации обеспечивается при тематическом повторении. Информация может быть представлена по разному: от простейших планов –вопросников до таблиц, графиков, рисунков, схем, обобщающих рефератов.
     Чтобы тематическое повторение прошло успешно, важно организовать зачетное занятие по теме. Ошибку допускают те учителя, которые пытаются подменить тематическое повторение тематическим учетом знаний, выставляя средние отметки. Неправильно поступают и те, кто проводит зачетное занятие, не предупреждая школьников об этом. Современная педагогика накопила большое разнообразие форм итоговых занятий: контрольная работа и зачет, коллоквиум и семинар, беседа и обсуждение рефератов, КВН и деловая игра.  Это можно увидеть на уроках Романько Н.С.
     Опытные учителя выделяют 10-15 мин. На каждом уроке для применения знаний и умений. Например, использование правил, алгоритмов при выполнении лабораторных работ, практикумов; при работе в 5-6 кл. хорошо зарекомендовали себя тетради с печатной основой на уроках родного края  у  учителя биологии Тихоновой М.М.
     Алгоритмические предписания проецируются на экран с помощью кодоскопа на уроках математики у Смирновой А.П. Творческое применение знаний основывается на воображении, здесь усиливается роль интуиции. Это свойственно специфике предметов изобразительного искусства и музыки.
     На уроке важно учитывать установку и стимулирование учащегося. Опытный учитель знает, что с опоздавшими учащимися на уроке нужно вести только индивидуальную работу. Всех учеников такой учитель ориентирует на обязательность выполнения задания, а возможно, даже ограничит во времени выполнение, поэтому дети уже с начала урока включаются в работу, и рабочий порядок на уроке наблюдается уже до конца. Дисциплина и порядок на уроках наблюдается у таких учителей Федченко А.А., Смирнова А.П., Коноваленко А.В.
      Учитель должен верить в ученика. В каком настроении ученики уйдут с урока, в таком они придут на следующий. Атмосфера доброжелательности наблюдается у таких учителей, как Мисюра Н.Г. Старовой Ю.Ю.
       Эти учителя создают на своих уроках психологический комфорт для класса.
      Из посещенных уроков видно, что учителя чаще всего пользуются комбинированным уроком, который позволять рационально использовать время, его проводят по таким этапам:
1)      Опрос по материалу предыдущего – 8 минут
2)      Объяснение нового материала – 15 минут
3)      Закрепление – 3 минуты
4)      Применение знаний и умений – 11 минут
5)      Повторение ранее изученного – 4 минуты
6)      Дифференцирование домашнего задания – 4 минуты
Этапы могут учителя переставлять.
     Но многие из учителей проводят и нетрадиционные уроки:
-         интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
-         уроки в форме соревнований и игр; конкурс, турнир, эстафета, викторина;
-         уроки-репортажи, рецензии;
-         урок мудрости, урок любви, откровения, урок- презентация;
-         пресс- конференция, аукцион, митинг, дискуссия, панорама, устные журнал;
-         урок-сказка, урок-сюрприз;
-         урок-суд, следствие, ученый совет;
-         заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная, репортаж, диспут.
Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Его условия.
-         теоретический материал должен доводиться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;
-         принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
-         принцип доступности: школьников должен действовать на пределе своих возможностей, а талант учителя – угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
-         принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит;
-         установка не на запоминание, а смысл, задача в центре содержания;
-         принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
-         принцип оптимизации (выделение главного , учет времени).
     Хочется верить в слова психолога Д. Пойа, что хороших методов на уроке столько, сколько существует хороших учителей. Потому что учитель не просто учит детей, а и воспитывает интеллект ученика, что в современных условиях просто необходимо.
     Стиль работы педколлектива должен соответствовать достигнутому школой профессиональному уровню, а  профессиональный уровень учителей достаточно высокий. Но качество знаний по сравнению с другими школами достаточно низкий – 18 %, по старшей школе – 13%.
     Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что самыми трудными являются предметы:
-         математика  - 18 %
-         русский язык в 5-х классах – 29%
-         математика – 31%
-         история –32 %
-         физика – 32 %
-         биология – 33%
и самыми легкими:
-         трудовое обучение –99% - 90 %
-         по физкультуре – 83%- 87,; %
     А низкое качество знаний вызывает тревогу в том, что ребенок чувствует  себя порой очень неуверенным в своих знаниях.
     Поэтому на заседаниях МО необходимо рассмотреть вопросы использования новых педагогических технологий на уроках учителями, изучить рекомендации по дифференцированному и индивидуальному подходу к обучению учащихся.
     Проблема, которую мы сейчас обсуждаем, это проблема, над которой работает наша школа в этом учебному году. Поэтому, задача каждого учителя, МО, школ передового педагогического опыта, творческих групп обобщить опыт лучших учителей в этом направлении.






Комментариев нет:

Отправить комментарий