четверг, 12 марта 2015 г.

5 класс. БИНАРНЫЙ УРОК (литература и изобразительное искусство)

Урок внеклассного чтения. 
«Игра-путешествие по стране Сказок »
МЕСТО УРОКА В ТЕМЕ
Ø      после изучения темы « Сказки»; рассчитан на 2 часа.
ЦЕЛИ УРОКА
Ø      систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по теме "Сказки";
Ø      познакомить с видом книжной графики – иллюстрацией, творчеством иллюстраторов фольклорных произведений И. Билибина, В. Васнецова;
Ø      подготовить учащихся к созданию проекта «Сборник сказок»;
Ø      развивать креативные способности, коммуникативные умения, логическое мышление учащихся;
Ø      формировать умение работать в группе, проектировать свою деятельность;
Ø      воспитывать любовь к произведениям искусства, уважение к людям, создающим данные произведения.

ЗАДАЧИ УРОКА
Ø      развитие умений работать с учебной и художественной литературой;
Ø      создание иллюстраций к сюжету сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке;
Ø      воспитание нравственных качеств личности: доброты, честности, любви к людям, природе, труду.
ТИП УРОКА
Ø      урок закрепления знаний;
Ø      создания деятельностно ориентированного проекта.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ø      составление макета сборника сказок.
ОБОРУДОВАНИЕ
Ø      выставка художественной литературы, рисунков учащихся
Ø      канцелярские принадлежности
Ø      медиапроектор.
Ø      медиапрезентации
ХОД УРОКА
ПЕРВЫЙ УРОК
                               I.      Установка:
Ø      тема, задачи урока;
Ø      мотивация учебной деятельности.
Учитель литературы

- Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать такими словами
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно
был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Как вы думаете, почему именно эти слова я выбрала для эпиграфа нашего урока?
- Правильно, потому что  тема нашего урока «Игра-путешествие по стране Сказок»
- Ой, ребята, я совсем забыла. По электронной почте нам в школу пришло письмо.Это совсем необычное письмо. А знаете от кого оно? От сказочного царя Дадона. Послушайте.
                                                    Ой вы гой-еси, люди добрые!
Обращаюсь я к вам за помощью. Приключилась у нас беда страшная. Коварный змей украл сказки детские, городские, деревенские! Страшный змей украл, проглотил – супостат, и без вас, друзья, не спасти их никак. Люди честные, люди добрые, помогите нам, не прогневайтесь, отправляйтесь в путь-дороженьку, в путь неблизенький, победите дракона страшного, а не то беда будет на Руси: нам без сказок всех только пол мести, только пол мести, только спину гнуть… Не народ без сказок мы – победите жуть, ну а тем богатырям, что отважатся, пусть дорога легкою покажется. И, конечно, без сомнения, награжу я всех героев без сожаления.
- Поняли ли вы, ребята? Сказки, о которых у нас с вами сегодня должна была идти речь, похитил трехголовый Змей Горыныч.
Если не помочь им, то русский народ останется без сказок. Сказочный царь просит отправиться нас в путь в сказочную страну выручать сказки. Ну как вы готовы?
И с собой в путешествие мы приглашаем учителя изобразительного искусства Эдуарда Викторовича , который будет нашим помощником.
Учитель изобразительного искусства
Вы видели, что каждая книга, в т.ч. и сборники сказок,  сопровождаются красочными иллюстрациями, которые рисуют художники.
Сегодня вы познакомитесь с творчеством некоторых из них, и сами выступите в роли создателей сборника сказок. Поэтому на втором уроке вы  выполните проект «Сборник  сказок», и мы подарим его в школьную библиотеку.
Учитель литературы
- Но, для того чтобы  отправиться в стару Сказок, нужно знать ее законы. Давайте вместе их вспомним.
Сказочные правила.
1) если героям предстоит выбор, то нужно выбрать то, что менее ценно.
2) Ничему не удивляться, все знать и вести себя как дома.
3) Проявлять доброту, отзывчивость.
4) В сказках единая ценностная шкала, т.е. однозначный взгляд. Например, герой или положительный, или отрицательный.
5) Если в сказе есть запрет, его надо нарушить

Сказочные законы
  1. Сказано – сделано.
  2. Если действие упомянуто, оно должно обязательно совершиться.
  3. Сказка не знает шепота, она сообщает для всех.
  4.  Закон триединства. Волшебная сказка любит троекратные повторы. С третьей попытки только удается сделать что-либо.
-Ну все, отправляемся в путь. Перед нами сказочная дорога. Вспомните, с чего всегда начинается сказочная дорога? С камня? А на камне, глядите, написано:

- Так какую же дорогу нам с вами нужно выбрать? (идти прямо) Почему? (Первое правило сказки: если героям представляется выбор, то нужно выбрать то, что менее ценно)
- Нелегка наша дорога. По полям, по лесам, по широким степям, а вон впереди виднеется лес дремучий, непроходимый. Там поджидают путников всякие опасности да звери хищные. На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. (изображение избушки)
Какие нужно сказать волшебные слова, чтобы избушка повернулась?
- А вот и бабушка Яга. Ох и злая она, говорит, если мы угадаем, из какой сказки отрывок, тогда она нас и дальше пропустит. Ну что, докажем ей, что мы ничего не боимся? Тогда поехали.
1. Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Колосок                                                           
2. Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли; остались дети одни и пошли странствовать по белу свету.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
3. В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала …
Василиса Прекрасная
4. Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.
Цапля и Журавель
5. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
Колобок
6. Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.
Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
- Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
Сивка Бурка
- Ну молодцы, не подкачали. Но у нас на пути второе испытание:  перед нами три колодца, необходимо правильно определить колодец с живой водой.
Там, где волны бьются в берег,
У распутья трех дорог,
Три колодца и три древа –
Зачерпни воды ковшом.
                                   Зачерпни воды студеной
Ты из первого колодца,
Пей до хмели до бедовой
Из второго ты колодца.

Только к третьему, смотри,
Даже близ не подойди.
Пить из третьего колодца
Никому не удается.
Ты запомни сей запрет:
В нем-то весь сокрыт секрет.
- Ребята, какой из колодцев с живой водой? Объясните, почему вы выбрали этот колодец? (третий колодец, т.к. это еще одно правило сказки: если есть запрет, его нужно нарушить)
- Правильно. И с этим мы справились.
- Но в лесу на пути повстречался нам Леший. Он сказки любит просто жуть. Все –все сказки, какие существуют на свете перечитал. И хочет он от нас такую сказку услышать, которую ещё ниразу не слышал. Придется нам сочинять самим.
- Что мы должны сначала придумать?
( Название и тему)
- На какой вопрос вы бы хотели поискать ответ?
·        Отчего у розы шипы?
·        Почему у слона хобот?
·        Почему крокодила так назвали?
·        Почему у льва грива? И т.д.
-Вы попробуете еще свои таланты в сочинительстве, а сейчас давайте попробуем поработаем вместе. Итак: пятиклассно – ученическая сказка « Почему у огурца пупырышки?».
- С чего начнем? Я предлагаю с конца. Придумаем ответ на вопрос. А сначала скажите, что такое пупырышки на коже?
( Маленькие прыщики)
- Отчего или когда они появляются?
( От страха или холода)
- Теперь определим героев: Огурец и Кочан капусты.
- Ситуация?
( Пошли на реку, Огурец замерз и покрылся пупырышками)
- Ну, а теперь давайте соберем все вместе.
         Огурец и Кочан Капусты пошли купаться на речку. Огурец полез в воду сразу, а Кочан Капусты стал снимать свои одежды. Раздевался до самого вечера. Огурец ждал его в воде. Ждал и от холода покрылся пупырышками. С тех пор у огурца пупырышки.
- А теперь вам нужно сочинить свою сказку. Для этого у вас на партах лежат листочки. А времени у нас совсем мало, Леший ждать не любит. Даю вам 5 минут.
                               Прослушивание 2-3 сказок

- Но здесь же  следующее испытание  – пещера. Вся в паутине, а на стенах её  написаны загадки, которые вы должны отгадать, чтобы получить ключ от ларца, где спрятана тайна змеевой смерти. По дороге заторенной, заколоденной попадешь ты в пещеру заколдованну. И сидит в той пещере чудище страшное, и не пройти никак. И задаст то чудо страшное три загадочки, да три ужасные. Ты загадочек-то не бойся, отгадай и ларец за паутиной забирай. В том ларце сидит беда неминучая – для ужасного для змея смерть ползучая.
Загадки
Ловец отменный,
Ткач примерный.
Кто в его пряжу попадет,
Тот умрет. (Паук)

Что такое «ложь с намеком»
И для всех людей с «уроком»? (Сказка)

Что дает нам силу жизни?
Что зимой скрывает снег?
Что милей в чужой отчизне?
Под ногами ваш ответ. (Земля)

-

Итак, мы помогли народу русскому. Я думаю, царь Дадон счастлив.
Вы получили удовольствие от путешествия? Расширили свой кругозор? Пополнили свои знания?
А теперь  мы должны еще сделать свой подарок библиотеке.
Изготовлением подарка мы займемся на втором уроке.


ВТОРОЙ УРОК
Создание деятельностно ориентированного проекта
«Сборник сказок»
Учитель изобразительного искусства
                               I.      Беседа по теме урока.
Ребята, перед вами выставка сборников сказок разных народов. И вы видите, какие в них красочные иллюстрации.
А кто их рисует? Как они создаются?
Иллюстрация (лат.) – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные, и черно-белые иллюстрации, во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, оформление обложки, красочные буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают ее содержание.
Ø            Как называют художника, иллюстрирующего литературное произведение? (иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения).
Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования И. Билибина и В. Васнецова. Эти художники иллюстрировали авторские и народные сказки.
(Демонстрация медиапрезентации «Иллюстраторы сказок»)
                            II.      Практическая работа.
1)      Ребята, сейчас мы займемся изготовлением макета «Сборника сказок учеников 5 класса».
Но для начала давайте вспомним, из каких компонентов состоит книга? (обложка, форзац, оглавление, иллюстрации).
У вас есть тексты, канцелярские принадлежности.
В течение 20 минут вы должны создать мини-проект обложки нашей  книги и представить его к защите.
                         III.      Самостоятельная работа учащихся в группах – 20 мин.
                          IV.      Защита мини-проектов:
Ø     коррекция недочетов; оценивание.
                             V.      Подведение итогов урока.
а)            Учитель литературы
Мы заканчиваем работу. Вы пополнили свои знания, показали умения,  способности.
Ø     Какие новые знания вы получили?
Ø     Чему новому научились?
Ø     Как оцениваете свою работу на уроке? Справились с заданием?
б)            Оценивание работы учащихся.
в)           Домашнее задание:
Ø    подготовить свою страничку  «Сборника сказок учеников 5 класса»;


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий