суббота, 28 марта 2015 г.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 класса Знакомство с книгой В.Сухомлинского «Хрестоматия по этике»


 Цель:  познакомить учащихся с книгой В.Сухомлинского «Хрестоматия по этике», с миниатюрами из этой книги.

Задачи:
  • дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности;
  • сформировать представления учащихся о нравственных   нормах общения и выработать навыки этического поведения.
  • выработать с учащимися критерии оценки поведения воспитанного человека: уважение и доброжелательное отношение к другом

1-я сцена.(под музыку) Идет Вежа с книгой.
- Никак не могу найти дорогу в школу. Кругом такие деревья высокие. Страшно!
  Баба Яга.(в сторону). А вот и Вежа идет. Надо её в свою избушку спрятать, тогда и мне попроще будет хозяйничать везде.
-         Ой, какая девочка... Куда путь-дорогу держишь, красавица? 
Вежа. В школу № 39. Иду к ребятам, познакомить их с притчами  Василия Александровича Сухомлинского. Да вот, по-моему, заблудилась.
Баба Яга. ( в сторону) Вот как раз с этим-то наших ребят знакомить и не стоит. Они себя и так почти хорошо ведут, не дай Бог еще послушней станут.
-         И я иду в школу. Я у них там частая гостья, без меня ниодна перемена не обходится. Идем со мной, девочка! ( уводит)
2-я сцена. Выбегают Аня и Даня.
Аня. Здравствуйте!
Даня. Добрый день!
Аня. Итак,  начинаем...
Даня. Подожди, Аня. Мы не можем начинать без Вежи. Она должна принести ребятам  книгу Василия Сухомлинского «Хрестоматия по этике». Прочитав её и выполняя все советы великого педагога,  ребята превратятся в настоящих волшебников.
Аня. Ну прямо-таки и в волшебников.
Даня. Да,  в волшебников. Ведь волшебники все знают и все умеют, и «Хрестоматия» может научить всему-всему.
Аня. Ой, как же я хочу побыстрее с ней познакомиться.
Даня. Но когда же придет Вежа? Её долго уже нет. Ребята, вы Вежу не видели? А где же она? У кого Вежа? Какая Баба Яга? Да вы что, ребята, не знаете, что Баба Яга только в сказке живет?
Аня. А ты уверен, Даня, что в жизни нельзя встретить ни Бабу Ягу, ни Кащея, ни Лешего? Да, иногда и в жизни можно увидеть проделки Бабы Яги, но все-таки их нет.
Даня. Но Вежу надо спасать.
Аня. А как?
Даня. Идем в сказку.

3-я сцена. Леший из-за деревьев пугает детей.
Аня. Ой, что ты, Леший, нас пугаешь?
Даня. Мы ведь не со злом пришли.
Леший. Хочу и пугаю.
Аня. Но мы же гости.
Леший. Какие кости?
Даня. Да не кости, а гости.
Леший. А зачем вы мне нужны? Я вот живу здесь, злых духов из лесу отпугиваю. Я должен заниматься своим делом. А вы мне здесь не нужны, ведь у вас нет никаких обязанностей, вы ничего никому не должны. Вот и идите себе из моего леса.
Даня. Как это у нас нет обязанностей? Вот Василий Сухомлинский говорил, что мы все должны.
Леший. Что же вы должны?
Аня. Быть людьми. Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю. И здесь мы совсем не просто так.
Даня. Мы ищем Вежу. Она  несет ребятам очень важную книгу.
Леший. А что это за книга такая важная?
Даня. Это книга, благодаря которой ребята узнают, что такое долг, честь, достоинство, свобода, красота, порядочность.  
Леший. Ну так и быть, пропущу вас. Но обещайте, что вы выполните свой долг полностью и обязательно познакомите ребят с этой книгой.
Вместе. Обещаем.
Аня. Только разреши дать тебе один совет.
Леший. Какой такой совет?
Аня. Когда следующий раз ты кого-нибудь встретишь, обязательно вначале поздоровайся.
Леший. Что значит поздоровайся?
Даня. Скажи человеку «здравствуйте».
Леший. А для чего нужно это говорить?
Аня. А вот послушай, что об этом писал В.Сухомлинский в миниатюре «Скажи человеку «здравствуйте».
     Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит  в лесной глуши.
    Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
—  Отец, куда идет бабушка? — спросил сын.
-  Увидеть, встретить или проводить, — ответил отец. — Когда встретимся с нею, мы скажем  ей «здравствуйте», -  сказал отец.
—  Для  чего  же ей   говорить это  слово?  —  удивился  сын.   — Мы ведь совсем незнакомы.
—  А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
—  Здравствуйте, — сказал сын.
—  Здравствуйте, — сказал отец.
—  Здравствуйте, — сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы — до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
—  Почему это так? — спросил сын.
—  Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыб­нулся.
Леший. Хорошо, я буду здороваться.
Даня. А еще ты должен сказать «спасибо».
Леший. А для чего говорят «спасибо»?
Даня. А вот послушай.
По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники   подошли   к   ручью.   Тихо  журчала   прохладная   вода. Они наклонились, напились.
-  Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
-   Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. -Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек гово­рит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...
Леший. А это тоже из той важной книги?
Даня. Да, тоже оттуда.
Леший. Это действительно, важная книга. Спасибо вам, Аня и Даня. Вы заставили меня о многом задуматься.
Аня. Ну все мы пошли. До свидания.
Леший. До свидания. Удачи вам.

4-я сцена. Сидит Баба Яга.
Даня. Здравствуйте, бабушка.
Баба Яга. Нашли все-таки дорогу. Я вас ждала, чуяла, человечьим духом пахнет.
Аня. Доброго Вам зоровья.
Баба Яга. Здоровьице-то у меня  хорошее. Не зря Кащей полжизни обещал, но слышать такие слова все равно приятно. 
Даня. Вот и Сухомлинский в своей миниатюре «Доброго здоровья, дедушка!» об этом пишет. Послушайте.
Возле школы живет старик — дед Иван. Нет у него никого — ни родных, ни товарищей. Было два сына — погибли на фронте. А жена недавно умерла.
Каждый день приходит дед Иван в школу за водой. «В школь­ном колодце очень вкусная вода», — говорит дед соседям.
Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.
—  Дедушка, давайте мы поможем вам воду вытащить, — гово­рят они.
Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.
—  Доброго вам здоровья, дедушка, — щебечут дети.
Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них  на сердце становится тепло и радостно,
Вот и сейчас вышел дед Иван из хаты и сел на лавке возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берет ведро и идет за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова:
«Доброго вам здоровья, дедушка».
Баба Яга. Хорошая миниатюра. Но вы не подлизывайтесь, все равно вам Вежу не отдам, а то чего доброго ученики у вас в школе все такими хорошенькими станут.
Даня. Нам без Вежи нельзя возвращаться. Её ребята очень ждут. Она книгу очень важную нам несет.
Баба Яга. Ну хорошо, если ответите на мои вопросы, тогда отдам. Толку, чур, не вы отвечайте, а школьники ваши, договорились?
Аня. Ну что, ребята, поможете нам? На вопросы отвечать готовы?
Баба Яга. У меня тут насобиралась целая куча «злых» слов, попробуйте с ними справиться. Попробуйте превратить эти слова в хорошие.
(Баба Яга говорит злое слово, а дети доброе)
Зло – добро
Невежливый – вежливый
Некультурный – культурный
Жадность – щедрость
Зависть – добродушие, доброжелательность
Грубость – нежность, ласка
Дерзость – внимательность, снисходительность
Сплетня – правдивость, похвала
Жестокость – жалость, сочувствие
Бессердечность – доброта, сердечность
Баба Яга. Ага, с этим вы справились. И откуда только вы это знаете.
Даня. Обо всем этом пишет в своих миниатюрах Василий Александрович Сухомлинский.
Баба Яга. Ну раз вы все знаете, может поможете разобраться мне с одной вещью.
Аня. Конечно, поможем.
Баба Яга. Ну так вот. Прислала дочка мне письмо с вопросом, а я на него ответить не могу. Слушайте.
Скажи мне:
Ну в  чем же я виновата?
За что меня в классе
Не любят ребята?
Я зря никогда
Ничего не скажу.
Сижу себе тихо,
Спокойно сижу.
Подружек не трогаю
Я никогда-
Я правду одну
Говорю им всегда:
Сказала, что Галя
Худая, как спичка,
На хвостик мышиный
Похожа косичка.
Сказала у Тани
Испорчено платье,
Плохие прически
У Веры и Кати, что артук у Зины
Из грязной рогожи,
Что туфли на двух
Крокодилов похожи.
Ну разве я в чем-то была виновата?
За что меня в классе
Не любят ребята?
Ответы детей.
Выходит Вежа.
Баба Яга. Так вот как все должно быть. Ну хорошо, слова должны быть красивые, ну а дела?
Вежа. А я Вам отвечу миниатюрой из книги В.Сухомлинского.
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
—  Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя...
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
—   Наверно,   страшно   очутиться   в   такую   погоду   среди   поля. Я сочувствую тебе, мальчик...
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Баба Яга. Да, я поняла это очень хорошая книга. Я отпускаю Вежу с вами, идите и несите книгу ребятам.
Даня. Спасибо, бабушка.
Аня. До свидания.

5-я сцена.
 Вежа. Здравствуйте, ребята, наконец-то я к вам дошла. Я принесла вам очень хорошую книгу «Хрестоматию по этике»,  тот, кто прочтет её полностью, никогда не совершит плохой поступок, никогда не обидит младшего, не забудет отдать дань уважения старшему.  Вы сегодня уже слышали несколько миниатюр из этой книги. Они вам понравились?
-         А чем понравились миниатюры?
-         Чему они нас учат?
-         Что же основное хотел донести до нас Василий Сухомлинский?
-         Молодцы, ребята. Вы все правильно понимаете. Давайте договоримся  встретиться с вами еще раз, и вы расскажете мне о том, что вы нашли для себя интересного в этой книге. А еще лучше будет, если вы нарисуете рисунки к тому, о чем прочитаете. Договорились? А теперь мне нужно идти, до свидания! До скорой встречи!


.


Комментариев нет:

Отправить комментарий