понедельник, 26 января 2015 г.

6 класс. Русский язык. Тема "Лексикология. Фразеология"

Вариант  1.
1. (1 б) Найдите соответствия.
1. Омонимы                            А. Раздел науки о языке, изучающий лексическое                                     значение, употребление и происхождение фразеологизмов
2. Фразеология                                          Б.  Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
3. Многозначные слова                               В. Слова одной и той же части речи, которые  обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения
4. Синонимы                                                 Г. Слова, имеющие несколько лексических значений. 

2. (1 б) Выделите пример, в котором прилагательное употреб­лено в прямом значении:
а) железный человек;        в) железная дисциплина;
б) железная воля;              г) железная кровать.
3. (1 б) Укажите ряд, в котором все прилагательные употреб­лены в переносном значении:
а) светлый ум, общий язык, горячий чай;
б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;
в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.
4. (1 б) Определите пару слов, не являющихся антонимами:
а) снимать - разнимать;     в) сгибать - разгибать;
б) сжимать - разжимать;   г) сводить - разводить.
5. (1 б) Отметьте строку, в которой все слова являются неоло­гизмами:
а) видеоигра, амбар, спутник, луноход;
б) дискета, дисковод, гамбургер, приватизация;
в) Интернет, горничная, комбайн, радиотелефон.
6. (1 б) Найдите соответствия и укажите стрелками.
а) денница                       сад
б) ланита                         старание, усердие
в) раченье                        щека
г) вертоград                     утренняя заря
- Как называются слова, записанные в левом столбике?
7. (1 б) Определите устаревшие слова. Подчеркните их.
Дубровский знал сии места... Через десять минут въехал он на барский двор. Дворня высыпала из людских изб. (А. С. Пуш­кин.)
8. (1 б) Найдите диалектные и профессиональные слова и обо­значьте их: диалектные -Д.; профессиональные - П.
 Мшары - это сухие болота. Казаки собирались в про­улках и куренях.  Сварщик часто использует сварочный транс­форматор.  Рабочие использовали трайлер на этом объекте. Мы проснулись очень рано от кочетиного крика.  У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным.  Горизонтали - это линии на географических кар­тах.  Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.
9. (1 б) Подберите синонимы к фразеологизмам.
а) Родиться в сорочке -____________________
б) Заткнуть за пояс -______________________
в) Шевелить мозгами -____________________
г) Играть в бирюльки -____________________
д) Наломать дров -_______________________
10. (3 б)  Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каникулы», используя фразеологизмы.


Вариант 2
1. (1 б) Найдите соответствия.
1. Однозначные слова                                                 А. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения
2. Синонимы                                                                 Б. Слова одной и той же части речи с противоположным значением
3. Антонимы                                                                 В. Слова, имеющие одно лексическое значение
4. Лексическое значение                                             Г. Это то, что обозначает слово.
2.  (1 б) Выделите пример, в котором прилагательное употреб­лено в прямом значении:
а) медные волосы;           в) медная руда;
б) медный цвет;               г) медный месяц.
3.  (1 б) Укажите ряд, в котором все прилагательные употреб­лены в переносном значении:
а) старые туфли, золотое сердце, чистое небо;
б) тёплые отношения, старый друг, горький перец;
в) каменное сердце, громкая слава, лёгкий характер.
4.  (1 б) Определите пару, в которой слова не являются сино­нимами:
а) думать - мыслить;       в) мороз - метель;
б) бой - побоище;           г) ошибка - промах.
5.  (1 б) Отметьте строку, в которой все слова являются неоло­гизмами:
а) кольчуга, золотник, дискозал, приказы;
б) луноход, атом, цирюльник, проспект;
в) картридж, ваучер, дискета, видеодвойка.
6. (1 б) Найдите соответствия и укажите стрелками.
а) чело             русская старинная мужская верхняя одежда
б) длань           напрасно
в)архалук        лоб
г) вотще          ладонь
- Как называются слова, записанные в левом столбике?
7. (1 б) Определите устаревшие слова. Подчеркните их.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли... (А. С. Пушкин.) Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. (А. С. Пушкин.)
8.  (1 б) Найдите диалектные и профессиональные слова и обо­значьте их: диалектные - Д.; профессиональные - П.
Доехал казак до станицы.  Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу.  Стодол стоял на базу.  В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Книга была издана на ротапринте.  Суп­порт - это часть металлорежущего станка.  Казак напоил сво­его коня из криницы.
9. (1 б) Подберите синонимы к фразеологизмам.
а) Куры не клюют -
б) Бежать во все лопатки -
в) В час по чайной ложке -
г) Прикусить язык -       
д) Мозолить глаза –
10. (3 б)  Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень», используя фразеологизмы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий