воскресенье, 27 января 2019 г.

Урок-практикум. Учимся писать сочинение


Задание 1. 1. Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом в ту пору, и характер этой скучной страны немало, должно быть, способствовал развитию его прирожденной меланхолии. Мещанская уездная бедность семьи, молчаливая, со сжатым ртом, с прямой удлиненной губой мать, «истовый и строгий» отец, заставлявший старших сыновей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, как какой-нибудь зверь, требовавший с самого нежного возраста, чтобы они сидели по очереди в качестве «хозяйского ока» в лавке. И чаще всего страдал Антоша, - наблюдательный отец сразу отметил его исполнительность и чаще других засаживал его за прилавок, когда нужно было куда-нибудь ему отлучиться.
Однако ещё гимназистом в письме от 29 июля 1877 года Антоша писал своему двоюродному брату М.М. Чехову:
«Отец и мать — единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею, и если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни, готовит им мягкий и короткий путь, в который они веруют и надеются так, как немногие».
С самых первых лет студенчества Антон Павлович взял на свои плечи всю семьи.
(По книге И. Бунина* «О Чехове»)
* Бунин Иван Алексеевич (1870 — 1953) — русский писатель, первый лауреат Нобелевской премии по литературе из России (1933 год).
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?)
В тексте говорится о
3.Определите, верно ли утверждение: во втором предложении используется описание.
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста
Чехов родился в северном уездном городе.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.


Задание  2. Крыша над головой — самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству. Поэтому человек строил себе дом прежде всего прочего. Скитальчество и бродяжничество во многих странах запрещены законом. Но закон нравственный всегда сильнее юридического.
(По книге эссе В. Белова * «Лад»)
* Белов Василий Иванович (1932 — 2012) — русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?)
В тексте говорится о
3. Определите, верно ли утверждение: в данном тексте используется повествование.
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Отсутствие жилища у человека подобно сиротству, поэтому люди заботятся о том, чтобы иметь крышу над головой.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

Задание 3.  Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только «потребителем» природы, но и её покровителем, её сотворцом. Сегодня уже не только мы зависим от природы, а и она от нас. Нашей волей и нашим разумом — этим величайшим даром Времени и Пространства, той же Природы и Истории — мы должны противостоять нарушению экологического равновесия.
(По статье Ч. Айтматова* «Хрупкий жемчуг Иссык-Куля»)
* Айтматов Чингиз Торекулович (1928 — 2008) — один из крупнейших советских писателей, писавший на русском и киргизском языках.
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?)
В тексте говорится о
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Мы должны беречь природу.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

Задание 4. Смайлик. Слово такое же пошлое, как и сам предмет. Ненавижу все эти приспособления для ленивых. Вместо того чтобы выразить свое чувство, ты его отсылаешь. Нажимаешь на кнопочку — и перед тобой все эмоции мира, совершенно одинаковые. Радость, сомнение, грусть, гнев — все на одно лицо. Всё многообразие порывов души сведено к пяти отвратительным кружочкам.
Чёрт побери, какой прогресс…
(По роману А.Говальда* «Ян», перевод с французского)
*Гавальда Анна (род. В 1970 г.) - современная французская писательница.
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?)
В тексте говорится о
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение)
4. Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Пять смайликов способны выразить любые оттенки чувств, и это замечательно.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.

Задание 5.  Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, - невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Между тем… высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, – это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие. Таким образом, закон Я сливается с законом гуманизма.
(Из записной книжки Ф.М. Достоевского)
1. Перескажите текст устно.
2. Определите тему текста (о чём говорится в тексте?).
В тексте говорится о
3. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение).
4.Определите, соответствует ли данное высказывание содержанию текста.
Невозможно полюбить ближнего, как самого себя, потому что любовь человека к самому себе оказывается сильнее.
5. Определите проблему, поставленную автором текста.
6. Выразите собственную позицию по найденной проблеме.


Комментариев нет:

Отправить комментарий