воскресенье, 4 февраля 2018 г.

Урок СП с разными видами связи

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ
СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

Цели:
  • познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;
  • формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
  • отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийная презентация  PowerPoint, компьютерное тестирование).


Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1.Анализ предложения.                 (слайд 3)
Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)
- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
- Сделайте вывод о способе связи предложений
/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.
[       ] ; [    , (где…   ) ,     ].
Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /
- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке,  какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока.
/Уч-ся формулируют тему и цели урока./
- Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи».                                                         (слайд 4)
2. Слово учителя                                                                (слайд 5)
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.
        В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:
I. Сочинение + подчинение.
II. Сочинение + бессоюзная связь.
III.Подчинение + бессоюзная связь.
IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
IV. Закрепление
1. Анализ предложений.                                                        (слайды 6, 7)
-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ  предложений. Составление  схем.)
1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное).
2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и  бессоюзной; повествовательное).
3) Русский  человек  так уверен  в  своей  силе  и  крепости, что он  не  прочь и поломать  себя: он  мало  занимается  своим  прошедшим    и  смело  глядит  вперёд. (И.С.Тургенев)
(Предложение сложное, с разными  видами связи: подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное).
4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное)
2. Работа  с  учебником.
Закрепление пунктуационных  правил (упр. 245 устно, упр.246)
3. Конструирование предложений. Работа в группах.                        (слайд 8)
Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  (на доске).
  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
4. Компьютерное тестирование. (Тест создан с помощью программы MyTestX)
        
V.  Д/З:  § 18, упр. 248
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения)  (слайд 9)
  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я попробую…
  6. У меня получилось…
  7. Я смог…
  8. Мне захотелось…

Комментариев нет:

Отправить комментарий