четверг, 24 декабря 2015 г.

Из опыта работы по теме "Активные методы обучения"


Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. К активным методам относятся методы, которые используются внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемно-развивающего  обучения. На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.
Использование АМО на  уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
        Таким образом, внедрение активных форм и методов обучения  является важной составляющей развития образовательной среды.
     "Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму". Древняя китайская мудрость как нельзя лучше характеризует активные методы обучения. Классическое определение - АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.   
        
В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.
Условно активные формы обучения можно разделить на:
-активные формы уроков;
- активные методы и приемы обучения;
- активизацию исследовательской деятельности.
К активным формам уроков относят интегрированные уроки, урок-исследование, урок-консультация, игровые формы уроков, мультимедийные технологии обучения.
Я в своей практике использую различные игровые формы уроков, особенно эффективны они в среднем звене. Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех, даже самых слабых). Часто уроки обобщения и повторения по темам провожу в форме викторин. В ходе такого урока класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определённые задания.
     Урок-конференция. Его лучше проводить в старшем звене. Такой урок можно организовать как совещание историков лингвистической науки, как собрание журналистов. Доклады и сообщения сопровождаются презентациями. Все сообщения ученики готовят дома и самостоятельно.
     Интеграция- наиболее активно используемый мной в практике принцип обучения. Спектр предметов, преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк: литература, музыка, история, искусство. Так, например, анализ эпизода литературного произведения может стать основой интегрированного урока по подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный, комплексный анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского мастерства (психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у автора литературного произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом задании.
Интеграция уроков истории и литературы поможет приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим источником (Библия, «Борис Годунов», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и т.д.) и в то же время глубже проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания. Есть опыт проведения интегрированного урока литература-история по теме «Отражение эпохи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», русский язык-математика «Имя числительное», литература – изобразительное искусство «Сказки», литература – музыкальное искусство «И.А.Крылов и его басни».
Я в своей работе использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый процесс. Это:
- групповые формы работы;
- работа в парах;
- разнообразные творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д., инсценирование  фрагментов произведений на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов, ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и интерактивных;
- интеллектуальный марафон;
- учебный мозговой штурм (например, создание оригинального памятника литературному герою: Мцыри, Тарасу Бульбе, купцу Калашникову и др.);
        - КВН;
- нетрадиционные уроки: заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты, комплексный анализ текста и др.;
- создание ситуации выбора (многовариативность заданий);
- составление схем-опор, использование алгоритмов.
-игровая учебная деятельность;
- различные приемы устного и письменного опроса.
    
  Примеры некоторых приемов, прижившихся в моей практике - это рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки, грамматические сказки. Эти приёмы основаны  как на репродуктивной деятельности учащихся, так и на творческой. Дети с удовольствием запоминают рифмованные правила, любят читать грамматические сказки Ф. Кривина. По образцу сказок этого автора сочиняют свои небольшие произведения.
     Ещё одной формой активизации учебной деятельности является использование информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийные сценарии уроков выполняю в виде презентаций с применением программы PowerPoint, входящей в состав пакета программ MicrosoftOffice. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации я заранее продумываю структуру урока, последовательность слайдов, предполагающую определенный темп и логику изложения материала. Плюсы презентаций: урок становится наглядным; информация воспроизведённая на слайдах запоминается быстро и легко; в любой момент можно вернуться к нужному слайду; повышается качество обучения.
     Источниками иллюстративного материала для создания презентаций являются СD диски мультимедийных курсов русского языка и литературы, материалы из Интернет-источников.
   Я перечислила только некоторые методы и приемы активного и интерактивного обучения, используемые мною в моей педагогической деятельности, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. Современному развивающемуся обществу необходимы люди с такими качествами.

Результатом работы над темой стало:
•   расширение возможностей предъявления учебной                   информации;
•   усиление мотивации обучения;
•   активация учебного процесса, способствующего обеспечению
более полной занятости всех учащихся;
•   расширение набора учебных задач;
                    формирование у школьников рефлексии деятельности, т.к. они
могут наглядно представить результаты своей работы.
                    повышение качества знаний учащихся.
                    повышение заинтересованности учащихся в обучении.
                    повышение мотивации на самообразование.
                    формирование    у    учащихся    познавательных    способностей,
стремление к совершенствованию;
                    постоянное   динамическое   обновление   содержания,   форм   и
методов процесса обучения и воспитания.
Итак, проведение уроков с использованием активных форм и методов обучения - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса.
Значительно повышается интерес у учеников, особенно слабоуспевающих, улучшается качество усвоения нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить курс.
Таким образом, применение активных форм и методов обучения, дает возможность у учащихся развивать воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами. А главное -  они развивают способности искать информацию, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования.




Комментариев нет:

Отправить комментарий