Активные методы обучения– это форма
взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся
взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные
слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим
лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на
равных правах. К активным методам относятся методы, которые используются внутри
образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа
урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать
конкретные задачи этапа.
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке:
заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это
составные компоненты проблемно-развивающего
обучения. На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его
мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность –
"пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении
проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.
Использование АМО на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации
обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в
1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс,
повысить эффективность урока.
Таким образом, внедрение
активных форм и методов обучения
является важной составляющей развития образовательной среды.
"Скажи мне – и я
забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму". Древняя
китайская мудрость как нельзя лучше характеризует активные методы обучения.
Классическое определение - АМО – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе
освоения учебного материала.
В обучении своих учеников я руководствуюсь
принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить
этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы.
Условно
активные формы обучения можно разделить на:
-активные
формы уроков;
-
активные методы и приемы обучения;
-
активизацию исследовательской деятельности.
К активным формам уроков относят интегрированные
уроки, урок-исследование, урок-консультация, игровые формы уроков,
мультимедийные технологии обучения.
Я в своей практике
использую различные игровые формы уроков, особенно эффективны они в среднем
звене. Данные формы уроков делают ученика субъектом урока не только при
проведении, но и на этапе подготовки, обеспечивают активную заинтересованную
позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность
задействовать всех, даже самых слабых). Часто уроки обобщения и повторения по
темам провожу в форме викторин. В ходе такого урока класс делится на группы,
которые проходят игровые этапы и выполняют определённые задания.
Урок-конференция. Его лучше проводить в старшем звене. Такой
урок можно организовать как совещание историков лингвистической науки, как
собрание журналистов. Доклады и сообщения сопровождаются презентациями. Все
сообщения ученики готовят дома и самостоятельно.
Интеграция-
наиболее активно используемый мной в практике принцип обучения. Спектр
предметов, преподаваемых на основе данного принципа, достаточно широк:
литература, музыка, история, искусство. Так, например, анализ эпизода
литературного произведения может стать основой интегрированного урока по
подготовке к написанию изложения (особенно в 9 классе). Совместный, комплексный
анализ эпизода поможет не только глубже проникнуть в тайны писательского
мастерства (психологизм, роль художественной детали и т.д.), но и учиться у
автора литературного произведения, «стилизуя» манеру письма автора в творческом
задании.
Интеграция уроков истории и литературы поможет
приобрести навыки работы с литературным произведением как историческим
источником (Библия, «Борис Годунов», «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» и т.д.) и в то же время глубже
проникнуть в тайны литературного произведения, погружаясь в эпоху его создания.
Есть опыт проведения интегрированного урока литература-история по теме
«Отражение эпохи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова», русский язык-математика «Имя
числительное», литература – изобразительное искусство «Сказки», литература –
музыкальное искусство «И.А.Крылов и его басни».
Я в своей работе
использую формы, методы и приемы, соединяющие обучение и воспитание в единый
процесс. Это:
- групповые формы
работы;
- работа в парах;
- разнообразные
творческие работы: сочинение загадок, басен, поучений и т.д.,
инсценирование фрагментов произведений
на уроках литературы, диалогов на уроках русского языка; поэтическое
творчество, иллюстрирование литературных произведений; составление кроссвордов,
ребусов, викторин, разработка дидактических материалов учащимися, в том числе и
интерактивных;
- интеллектуальный
марафон;
- учебный мозговой штурм
(например, создание оригинального памятника литературному герою: Мцыри, Тарасу
Бульбе, купцу Калашникову и др.);
- КВН;
- нетрадиционные уроки:
заочные экскурсии, прогулки, путешествия, семинары, практикумы, диспуты,
комплексный анализ текста и др.;
- создание ситуации
выбора (многовариативность заданий);
- составление схем-опор,
использование алгоритмов.
-игровая учебная
деятельность;
- различные приемы
устного и письменного опроса.
Примеры некоторых приемов, прижившихся в моей
практике - это рисованные правила, рифмованные правила, ОРФО-частушки,
грамматические сказки. Эти приёмы основаны как на репродуктивной деятельности учащихся,
так и на творческой. Дети с удовольствием запоминают рифмованные правила, любят
читать грамматические сказки Ф. Кривина. По образцу сказок этого автора
сочиняют свои небольшие произведения.
Ещё одной формой активизации учебной деятельности является
использование информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийные
сценарии уроков выполняю в виде презентаций с применением программы PowerPoint,
входящей в состав пакета программ MicrosoftOffice. Слайды презентаций
содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.
При подготовке презентации я заранее продумываю структуру урока,
последовательность слайдов, предполагающую определенный темп и логику изложения
материала. Плюсы презентаций: урок становится наглядным; информация
воспроизведённая на слайдах запоминается быстро и легко; в любой момент можно
вернуться к нужному слайду; повышается качество обучения.
Источниками иллюстративного материала для создания презентаций
являются СD диски мультимедийных курсов русского языка и литературы,
материалы из Интернет-источников.
Я перечислила только некоторые методы и
приемы активного и интерактивного обучения, используемые мною в моей педагогической
деятельности, помогающие воспитывать по-настоящему образованных, нравственных
людей, которые могут сами принимать ответственные решения, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. Современному
развивающемуся обществу необходимы люди с такими качествами.
Результатом работы над темой стало:
• расширение возможностей предъявления учебной информации;
• усиление мотивации обучения;
• активация учебного процесса, способствующего обеспечению
более полной занятости
всех учащихся;
• расширение набора учебных задач;
•
формирование у
школьников рефлексии деятельности, т.к. они
могут наглядно представить результаты своей работы.
могут наглядно представить результаты своей работы.
•
повышение качества
знаний учащихся.
•
повышение
заинтересованности учащихся в обучении.
•
повышение мотивации
на самообразование.
•
формирование у
учащихся познавательных способностей,
стремление к совершенствованию;
стремление к совершенствованию;
•
постоянное динамическое обновление
содержания, форм и
методов процесса обучения и воспитания.
методов процесса обучения и воспитания.
Итак, проведение
уроков с использованием активных форм и методов обучения - это мощный стимул в обучении. Посредством
таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие,
внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса.
Значительно повышается
интерес у учеников, особенно слабоуспевающих,
улучшается качество усвоения нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным,
интересным и, как следствие, помогает
быстрее и глубже усвоить курс.
Таким образом, применение активных форм и методов
обучения, дает возможность у
учащихся развивать воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами. А главное - они развивают способности искать информацию, позволяют формировать способность саморазвития и
самообразования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий