воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Урок гражданственности. Образование и образованность. Необходимость самообразования

9 класс. Тема 3. Образование и образованность. Необходимость самообразования
Цели:
·        раскрыть роль образования как самой главной составляющей жизненных планов человека;
·        развивать представления учащихся о значимости формирования умений ставить цель и планировать продвижение к ней, рефлексировать способы деятельности, выбранные для продвижения к поставленной цели
·         
Ход урока
                                                                                                                                                            Эпиграф:
Чем образованнее человек, тем красочнее его карта жизни.
Леонид Сухоруков.
1.      Я вам назову фамилии, а вы ответьте на вопрос: что объединяет этих людей?
Медведев, Кобзон, Подкопаева, Пугачева, Шевченко, Бубка, Безруков? (успех)
А как этого добиться?
2.      Выскажите свою точку зрения по поводу портрета среднестатистического молодого человека, нарисованного Международным детским фондом  ООП (ЮНИСЕФ).
«Сексуально раскрепощённый, курящий, раз или два в месяц балующийся  легкими наркотиками, регулярно страдающий от головной боли, не желающий учиться, не спешащий жениться и мечтающий о хорошо оплачиваемой работе».

3.       А может ли такой человек достигнуть успеха в жизни?
Т.о. целью нашего урока  будет – раскрыть роль образования как самой главной составляющей жизненных планов человека. Уметь ставить цель и двигаться к ней.

4.       Кого можно назвать образованным человеком?
Это тот, кто развил способности своего ума, кто может воспринять всё, что захочет, всё, что ему покажется нужным, не нарушая при этом права других людей.
5.       Как человек может стать образованным?
Сообразительный человек получает знания везде, где бы он ни был, чем бы он ни занимался. Полагать, что образование можно получить только в учебном за­ведении - это всё равно что думать, что бизнесом можно заниматься  только до­ма на диване. Если человек любознателен, то он всегда ставит вопросы и стремится найти на них ответы.
6.       Только ли знания делают человека образованным?  Общение, с кем?
Вывод. Знания - это только потенциальная сила. Каждый должен организовывать свои знания таким образом, чтобы получился чёткий план действий, направленный к конкретной цели. Не пренебрегай образованием, полученным в результате  личного опыта или общения с другими умными людьми. Знания проложат доро­гу к успеху и богатству, если только знаешь, какую дорогу выбрать.
7.       Понятна ли вам сегодня ваша жизненная цель?
Запишите свою цель на листочке и отложите её пока в сторонку.
8.      А теперь поработайте в группе.
Задание №1. Сформулируйте свои заповеди самоутверждения в жизни на основе заповедей писателя Наполеона Хилла, которым он следовал в своей жизни, чтобы добиться успеха, и запишите их в тетради.
*   Цель моей жизни понятна, и у меня есть все возможности для её достиже­ния. Поэтому я требую от себя - не оставлять усилий, не сходя с этого места и не откладывая на потом, я обещаю сделать для этого всё, что в моих силах.
*   Я чётко сформулировал жизненную цель и никогда не оставлю стараний, пока не добьюсь необходимой для её достижения уверенности в себе.
*   Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливо­сти. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми, я постара­юсь убедить их помочь мне, продемонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость, цинизм, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не при­несёт успеха.
*   Я заставлю людей поверить в меня, потому что верю в себя и людей. Я подпишусь под этой формулировкой, заучу её наизусть и стану повторять её вслух раз в день, будучи совершенно убеждён в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я наконец-то приобрету удачливость и уверен­ность в себе.
Задание № 2. Назовите причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере?
Материал для обсуждения
ü      плохая наследственность
ü      отсутствие ясных целей в жизни
ü      пробелы в образовании
ü      отсутствие силы воли
ü      болезни и невзгоды
ü      влияние среды, особенно и в детском возрасте
ü      откладывание дел  в долгий ящик;
ü      отсутствие настойчивости в достижении целей;
ü      отрицательные качества характера;
ü      неуверенность в принятии решений;
ü      неудачный выбор профессии;
ü      самомнение и тщеславие;
Задание № 3. Перенеситесь в ближайшее будущее. Представьте себе, что вы правильно выбрали профессию, пройден курс обучения, в руках документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. Что может помешать вам трудоустроиться, несмотря на то, что есть вакансия?
После того  как группа предоставит свой вариант ответа, предлагается обсудить возможные причины отказа в принятии на работу
Возможные причины отказа в принятии на работу:
v     документ об образовании с низкими показателями успеваемости;
v     небрежный внешний вид;
v     неумение и изъясняться: слабый голос, невыразительная дикция, ошибки в речи;
v     отсутствие плана карьеры, чётких целей и задач (просто ищет работу), чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересован только в более высо­кой зарплате;
v     недостаток такта, вежливости;
v     недостаточная живость, вялость, ленивость;
v     нежелание смотреть в глаза собеседнику;
v      мало чувства юмора;
v     мало знаний по профессии, узость интересов;
v     опоздание на собеседование без уважительных причин;
v     невоспитанность, т.е. не поблагодарил собеседника за уделённое время и т.д.;
v      неопределённость ответов на вопросы.
9.      Зная заповеди самоутверждения, причины неудач в жизни и карьере подумайте, какие же будут составляющие успеха делового человека. Задание всему классу.
На доске вывешивается плакат с нарисованным человеком, группы должны дописать к нему составляющие.
Составляющие успеха делового человека:
·        здоровье;
·        цель.
·        призвание
·        способности
·        трудолюбие;
·        профессионализм;
·        деловой этикет;
·        внутренняя культура.

Скажите, а успех постоянен? Что нужно сделать, чтобы его удержать?
Надо постоянно заниматься самообразованием, самовоспитанием, развивать и воспитывать себя.
10.   Для того чтобы проверить, какими качествами вы уже обладаете мы проведём с вами тестирование.
Инструкция: в течение 5 минут (время засекается) ответьте на вопрос: «Какой  я?»  Используйте для этой цели от 1 до 20 слов. Пишите не раздумывая. Вслух мы читать не будем, но себя проверить обязательно надо.
А теперь посчитайте, сколько слов или предложений написали.
Если ответов не более 8 - это означает, что ты или не хочешь представляться даже  самому себе, или не думаешь о себе и пользуешься в повседневной жизни простыми  и очевидными характеристиками.
Если ответов от 9 до 17 - средний, умеренный уровень самопрезептации.  Подумай,  что мешало отвечать? Каких умений и знаний не хватает?
Когда ответов 18 и более - это говорит о высоком уровне самопрезентации. Ты смотришь на себя с разных сторон.
Ответов больше 21 - не писал ли ты, что попало, чтобы написать как можно  больше своих качеств?
Проверьте, что вы записали, сделайте вывод, владеете ли вы уже сейчас качествами, которые характеризовали бы вас как образованного и делового человека.
Каких качеств вам не хватает сейчас, для того чтобы охарактеризовать себя как образованного человека?  (Учащиеся называют).
11.   А теперь представьте, что вы поймали золотую рыбку, какие бы три желания вы бы у неё попросили.
По опросу старшеклассников в моей школе прозвучали следующие желания.
Выберите три свои и отметьте их цветными квадратиками.
*     устроить, свою личную жизнь;
*     жить счастливо;
*     получить образование;
*     выйти  замуж, родить детей;
*     жить в достатке;
*     создать, свой собственный бизнес;
*     добиться успехов в спорте;
*     попасть на работу где бы много-много платили;
*     поехать за границу в путешествие;
*     другое желание.
Подводится итог.
А теперь посмотрите в свой листочек, где вы писали свою цель. Совпадает ли она с вашим желанием?
Ответы учащихся.
12.  Недописанный тезис.
Допишите, пожалуйста: Для того чтобы добиться исполнения своих желаний, нужно…
13.   Наш разговор с вами не имеет границ. Можно долго говорить и спорить о необходимости образования. И мне хочется рассказать вам притчу:
Жил был человек, который не умел ни читать, ни писать. И решил он устроиться на работу – мусорщиком. Пришёл, ему дали бланк написать заявление. Человек пожал плечами и сказал: «А я не умею ни читать, ни писать». «О каком же устройстве на работу может идти речь» - ответили ему. Поняв, что ему никуда не удастся устроиться на работу, он стал заниматься любимым делом – выращиваем цветов.
Через месяц в городе открылся цветочный киоск, ещё через месяц – магазин, спустя время сеть цветочных магазинов
А человек стал известным и преуспевающим и известным в городе.
На одном из известных приёмов к человеку подошёл корреспондент и предложил написать книгу о том, как он добился успеха в жизни. Каково же было изумление корреспондента, когда он узнал о том, что наш человек  не умел ни читать, ни писать. Изумлённый он задал последний вопрос: «Да знаете ли вы кем бы Вы стали, если бы умели читать и писать?». Улыбнувшись, человек ответил: «Знаю – мусорщиком!»
Притча созвучна тем проблемам, которые мы с вами сегодня поднимали. Она звучит провокационно. И мне бы очень хотелось, чтобы вы на досуге серьёзно подумали над содержанием притчи. И с учётом сегодняшнего разговора сформулировали её мораль. Единого рецепта успеха нет,  а что если и впрямь образование не нужно?
В заключение мне хочется прочитать вам стихотворение.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, И в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш и на вопрос даря ответ, скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед, или
Незримый прочный след
В  чужой душе на много лет?
Ответьте для себя, что для вас предпочтительнее? И от вашего ответа зависит всё в вашей жизни. Удачи вам на вашем жизненном пути.


Комментариев нет:

Отправить комментарий