воскресенье, 3 января 2016 г.

Самоанализ педагогической деятельности










Самоанализ
 педагогической деятельности учителя
русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной
школы І-ІІІ ступеней № 39
Старовой Юлии Юрьевны





















         Компетентность в области  достижения целей и задач личностно-профессионального развития в межаттестационный период.
        
        Использование активных форм и методов обучения в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Оно направлено на решение следующих задач:
·       поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков
·       формирование общеучебных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся
·       включение каждого ученика в активную творческую деятельность
·       усиление практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности
·       создание на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Вышеизложенное определило тему моей работы  «Формирование ключевых компетентностей обучающихся путем применения активных  методов обучения » и её цель: развитие творческого потенциала личности путём использования на уроках русского языка и литературы активных форм и методов  учебной деятельности.
Одним из механизмов профессионального развития в межаттестационный период стало самообразование, в частности систематическая работа с научно-методическими изданиями. Участие в различных вебинарах, онлайн конференциях, конкурсах профессионального мастерства способствовало повышению уровня готовности к нововведениям и включению в инновационные образовательные процессы, а также развитию педагогического мастерства, креативных способностей.
Таким образом, поставленные цели и задачи личностно-профессионального развития можно считать реализованными.
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.
Цели и задачи занятий формулирую на основе выбранной мной программы, с учетом нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Могу вовлечь обучающихся в формулирование индивидуальных учебных целей раздела и отдельных занятий (перевести учебную задачу в личностно-значимую), осуществляя педагогическое взаимодействие по типу субъект-субъектных отношений.
В своей работе использую методы развивающего обучения, позволяющие достигать необходимого уровня принятия целей учащимися.
   Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в этом случае предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, при которых каждый ученик участвует в процессе постановки целей урока. Именно на данном этапе возникает мотивация ученика на активную позицию: УЗНАТЬ, НАЙТИ, ДОКАЗАТЬ. При постановке цели урока учитываю возрастные особенности обучающихся. Корректирую цели и задачи урока в зависимости от способности учеников к освоению данного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Наиболее эффективно для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью постановки проблемного вопроса на уроках литературы. Системная работа в данном направлении даёт положительный результат, так как способы действий, знания и умения создаются самим учеником.
Компетентность в области мотивации учебной деятельности.
Безусловно, сформированность у обучающихся мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы ученики с желанием и качественно выполняли все предъявляемые к ним требования, стремились показать себя с лучшей стороны, проявляли активность на уроке и внеклассной деятельности по русскому языку и литературе и, конечно же, как результат, демонстрировали хорошие результаты этой деятельности.
В начале учебного года- педагогом-психологом проводится диагностика обучающихся на предмет определения уровня положительной мотивации, по результатам которого выстраиваю свой план действий по повышению данного уровня конкретно к преподаваемому предмету. В решении вопросов повышения мотивации обучающихся помогают специальные знания возрастной психологии, существующие приемы мотивирования обучающихся на результат, успех:
        прием   апелляции   к   жизненному   опыту   обучающихся.   Прием
заключается в обсуждении с обучающимися вопроса «Где и когда вам может это пригодиться?»
        ссылка на важность приобретаемого сегодня знания, его необходимо­сти   при   изучении   какого-то   последующего   материала,   важность
овладения которым сомнения не вызывает   («Впереди тестирование
по этой теме», «Скоро у нас будет открытый урок...», «Это материал
из банка заданий ГИА» и пр.);
        создание проблемной ситуации: способ состоит он в том, что перед
обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую,
ученик   осваивает   те   знания,   умения   и   навыки,   которые   ему
необходимо усвоить согласно программе;
        ролевой подход: ученику (или группе обучающихся) предлагается
выступить   в   роли   ученого,  эксперта   и   пр.

       Исполнение   роли   заставляет   сосредоточиться    именно    на   тех
существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью;
формулировка   определения,   правила:       анализируя   изложенный
материал, обучающиеся выявляют    закономерность или    пытаются
сформулировать правило, сравнивают с формулировкой в учебнике, составляют схему (таблицу, краткую запись). Этот способ является элементом проектной технологии обучения;
•   опрос   основных   понятий   по   изученной   теме   в   виде   решения
сканворда, кроссворда и пр. Такие кроссворды могут составлять и
обучающиеся.
Для оценки активности своих учеников применяю качественную оцен­ку, похвалу. Считаю эффективным метод привлечения обучающихся к взаимопроверке: устный опрос друг друга, оценка письменной работы у одноклассника, вопрос однокласснику (по ходу урока как дополнительный, по итогам урока).

Внеклассной работе уделяю должное внимание. Каждый год мои ученики участвуют в школьном этапе  олимпиады школьни­ков и имеют статусы победителей и призёров.
В заочных конкурсах мои ученики принимают участие исключительно по желанию (5-7 учеников), в целях получения внешней оценки своих знаний, опыта участия в конкурсах, развития логического мышления.
В целях повышения уровня личных предметных результатов освоения учебного материала по русскому языку для группы учеников веду дополнительные занятия (в рамках неаудиторной занятости).
Для своей работы по профилактике неуспеваемости я определила сле­дующие задачи:
        определить причину низких учебных результатов обучающихся (отсут­ствие мотивации, слабый контроль со стоны родителей, «пробелы»
знаний, индивидуальные особенности психического развития и пр.);
        обеспечить дифференцированный подход при обучении этих обучающихся;
        создать комфортные условия для усвоения материала, разнообразить
формы проведения дополнительных занятий;
        обеспечение связи с семьями обучающихся, выработка единой страте­гии действий по предотвращению причин неуспеваемости.
Занятия провожу в различных формах: консультация, тестирование, взаимообучение и взаимопроверка, самопроверка, проект, совместное занятие с родителями.

Кроме дополнительных занятий, встреч с родителями, предусматриваю на уроках индивидуальные задания для этой группы обучающихся, продумываю индивидуальные домашние задания, обеспечиваю дополнительное разъяснение по решению задач и пр.
Достаточное внимание уделяю дифференцированному подходу в обучении, который, по мнению физиологов, «оздоравливает школу», положительно сказывается на состоянии здоровья школьников.
Дифференциацию провожу по-разному: по содержанию задания, по форме организации работы на уроке, по способу педагогической поддержки, по способу восприятия информации, по индивидуально-психологическим признакам.
Как и подавляющее большинство учителей, имею в своем педагогиче­ском арсенале электронные презентации, видеоматериалы, тестовые задания, карточки по различным темам и различным уровням сложности, использую возможности кабинета информатики для проведения уроков с использованием электронных образовательных ресурсов.
Использую индивидуальный подход в оценивании учеников. Включаю элементы практической значимости материала для обучающихся, трансформируя нормативные задачи в личностно-значимые.

Преимущественно использую положительную мотивацию (одобрение, похвала). Умею создать ситуации успеха для обучающихся с различным уровнем владения учебным материалом. Учитываю интерес обучающихся к соревнованию как форме работы и использую взаимное сравнение и сравнение с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся.
Хороший настрой на урок, благоприятная доброжелательная атмосфе­ра, оптимальный темп урока, сменяемость видов деятельности, реалистич­ность заданий для всех обучающихся класса, обеспечение возможности для ученика проявить себя - все это способствует повышению интереса к предмету, снятию синдрома тревожности и, как следствие, хорошим качественным показателям.

Компетентность в области организации    учебной деятельности.

Владею методикой организации и проведения уроков различных видов и типов, при проведении которых стремлюсь создать развивающую образовательную среду и доброжелательную атмосферу сотрудничества на каждом этапе урока, внеклассного мероприятия.
На протяжении нескольких лет строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ученику, что создаёт на уроке ситуацию успеха для детей с разным уровнем подготовки, учу их планировать свои действия, находить нетрадиционные способы решения, поощряю развитие нестандартного мышления. Через активные методы и приемы обучения стараюсь привить интерес к русскому языку и литературе.
На хорошем уровне владею умениями организовать учебную деятельность, формировать совместную профессиональную деятельность и сотрудничество. Учу эффективно распределять время в самостоятельной работе, формирую личную ответственность учеников за результаты своего труда. Большую роль в формировании учебной мотивации вижу в оценке результатов работы учащихся. При оценивании учебных достижений обучающихся использую принятые нормативы, накопительную систему оценивания, самооценку, оценку одноклассника. Данные способы по­зволяют аргументировать оценку, не ставить под сомнение, что она выстав­лена необъективно. Не экономлю времени, чтобы дать комментарий, а при необходимости прошу ученика задержаться на перемене и объясняю ему, в чем заключается ошибка и что необходимо сделать, чтобы не допустить по­добных ошибок в дальнейшем. Активно использую качественную оценку
Нацеливаю учеников для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи, привлекая разные образовательные ресурсы. Добиваюсь освоения учащимися программы по предмету не ниже средних показателей.
В общении с коллегами, учениками и их родителями соблюдаю обще­принятые правила воспитанного человека. Выслушиваю и стараюсь найти рациональное зерно в предложении собеседника, похвалить за дельное предложное, поблагодарить за совет, находку, попробовать совместить наши мнения, найти точки соприкосновения. Не допускаю насильственных способов воздействия на обучающихся, конфликтов с обучающимися и их родителями, коллегами. Стремлюсь найти компромисс, оптимальный выход из сложной ситуации. Не принимаю решений, которые «отрезают» моему ученику путь исправить сложившуюся ситуацию. Стараюсь мягко подвести его к верному решению ситуации. В классах, в которых я работаю, редко возникают конфликтные ситуации, ученики доверяют мне, я доверяю им.
Проблема, с которой я сталкиваюсь в своей работе, к решению ко­торой необходимо приложить дополнительные усилия:
•   в однокомплектной школе, где я работаю,  состав   учащихся   - неоднородный, большинство      детей      с      низкой      учебной      мотивацией, особенно в старшей школе. Все это не позволяет в полной мере осуществлять, например, такие виды деятельности, как исследовательская, проектная и др.
Мои перспективные задачи:
        системное применение в образовательном процессе   проектных
и исследовательских методов;
        выявление творческих и предметных способностей у учащихся,
их развитие с помощью дополнительных занятий;
Анализируя свой опыт использования активных форм и методов обучения, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью эффективности достигать поставленных мною задач.
Мониторинг успеваемости и качества обучения за это время позволяет сделать вывод: использование активных методов и приёмов на уроках русского языка и литературы способствует повышению уровня мотивации обучения учащихся и формированию познавательной активности личности. Учебный материал, поддержанный активными методами и приёмами, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, повысить их интерес к изучаемой теме, развить учебные и творческие способности учащихся.
Не секрет, что качественное образование — это залог качественной, современной экономики страны. И поэтому каждый день я стремлюсь найти что-то новое, интересное и поделиться этим со своими учениками, вместе с ними пережить радость открытия.



                    Учитель                                                      Ю.Ю.Старовая

Комментариев нет:

Отправить комментарий