Самоанализ
педагогической деятельности учителя
русского
языка и литературы Донецкой общеобразовательной
школы
І-ІІІ ступеней № 39
Старовой
Юлии Юрьевны
Компетентность
в области достижения целей и задач
личностно-профессионального развития в межаттестационный период.
Использование активных форм и методов
обучения в учебном процессе является актуальной проблемой современного
школьного образования. Оно направлено на решение следующих задач:
·
поиск
активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков
· формирование общеучебных
умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся
· включение каждого
ученика в активную творческую деятельность
·
усиление
практической направленности обучения русскому языку и литературе на основе
вовлечения учащихся в различные виды деятельности
·
создание
на уроках атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Вышеизложенное
определило тему моей работы «Формирование
ключевых компетентностей обучающихся путем применения активных методов обучения » и её цель: развитие творческого
потенциала личности путём использования на уроках русского языка и литературы
активных форм и методов учебной
деятельности.
Одним из механизмов
профессионального развития в межаттестационный период стало самообразование, в
частности систематическая работа с научно-методическими изданиями. Участие в
различных вебинарах, онлайн конференциях, конкурсах профессионального
мастерства способствовало повышению уровня готовности к нововведениям и
включению в инновационные образовательные процессы, а также развитию
педагогического мастерства, креативных способностей.
Таким образом,
поставленные цели и задачи личностно-профессионального развития можно считать
реализованными.
Компетентность в области постановки целей и
задач педагогической деятельности.
Цели и задачи занятий
формулирую на основе выбранной мной программы, с учетом нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Могу
вовлечь обучающихся в формулирование
индивидуальных учебных целей раздела и отдельных занятий (перевести учебную задачу в
личностно-значимую), осуществляя педагогическое взаимодействие по типу
субъект-субъектных отношений.
В своей работе
использую методы развивающего обучения, позволяющие достигать необходимого уровня принятия целей учащимися.
Этап целеполагания занимает ведущее место и
в структуре традиционного урока,
но в этом случае предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создаёт
условия, при которых каждый ученик
участвует в процессе постановки целей урока. Именно на данном этапе возникает мотивация ученика на
активную позицию: УЗНАТЬ,
НАЙТИ, ДОКАЗАТЬ. При постановке цели урока учитываю возрастные особенности обучающихся. Корректирую цели и задачи урока в зависимости от способности
учеников к освоению данного материала
с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Наиболее эффективно для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью постановки проблемного вопроса на уроках
литературы. Системная работа в
данном направлении даёт положительный
результат, так как способы действий, знания и умения создаются самим учеником.
Компетентность в области мотивации учебной деятельности.
Безусловно,
сформированность у обучающихся мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Моя
задача, как учителя, заключается в том, чтобы ученики с желанием и качественно выполняли все предъявляемые к ним
требования, стремились показать себя
с лучшей стороны, проявляли активность на уроке и внеклассной деятельности по русскому языку и
литературе и, конечно же, как результат, демонстрировали хорошие результаты этой деятельности.
В начале учебного
года- педагогом-психологом проводится диагностика
обучающихся на предмет определения уровня положительной мотивации, по
результатам которого выстраиваю свой план действий по повышению данного уровня конкретно к преподаваемому предмету. В решении вопросов повышения мотивации обучающихся
помогают специальные знания возрастной психологии, существующие приемы мотивирования обучающихся на результат, успех:
•
прием апелляции
к жизненному опыту
обучающихся. Прием
заключается в обсуждении с обучающимися вопроса «Где и когда вам может это пригодиться?»
заключается в обсуждении с обучающимися вопроса «Где и когда вам может это пригодиться?»
•
ссылка на важность
приобретаемого сегодня знания, его необходимости при изучении
какого-то последующего материала,
важность
овладения которым сомнения не вызывает («Впереди тестирование
по этой теме», «Скоро у нас будет открытый урок...», «Это материал
из банка заданий ГИА» и пр.);
овладения которым сомнения не вызывает («Впереди тестирование
по этой теме», «Скоро у нас будет открытый урок...», «Это материал
из банка заданий ГИА» и пр.);
•
создание проблемной
ситуации: способ состоит он в том, что перед
обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую,
ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему
необходимо усвоить согласно программе;
обучающимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую,
ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему
необходимо усвоить согласно программе;
•
ролевой подход:
ученику (или группе обучающихся) предлагается
выступить в роли ученого, эксперта и пр.
выступить в роли ученого, эксперта и пр.
Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех
существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью;
формулировка определения, правила: анализируя изложенный
материал, обучающиеся выявляют закономерность или пытаются
сформулировать правило, сравнивают с формулировкой в учебнике, составляют схему (таблицу, краткую запись). Этот способ является элементом проектной технологии обучения;
материал, обучающиеся выявляют закономерность или пытаются
сформулировать правило, сравнивают с формулировкой в учебнике, составляют схему (таблицу, краткую запись). Этот способ является элементом проектной технологии обучения;
• опрос основных
понятий по изученной
теме в виде
решения
сканворда, кроссворда и пр. Такие кроссворды могут составлять и
обучающиеся.
сканворда, кроссворда и пр. Такие кроссворды могут составлять и
обучающиеся.
Для оценки
активности своих учеников применяю качественную оценку, похвалу. Считаю эффективным метод
привлечения обучающихся к взаимопроверке: устный опрос друг друга, оценка
письменной работы у одноклассника, вопрос однокласснику (по ходу урока как
дополнительный, по итогам урока).
Внеклассной работе
уделяю должное внимание. Каждый год мои ученики участвуют в школьном этапе олимпиады школьников и имеют статусы
победителей и призёров.
В заочных конкурсах
мои ученики принимают участие исключительно
по желанию (5-7 учеников), в целях получения внешней оценки своих знаний, опыта участия в конкурсах,
развития логического мышления.
В целях повышения
уровня личных предметных результатов освоения учебного материала по русскому языку для группы
учеников веду дополнительные занятия
(в рамках неаудиторной занятости).
Для своей работы по
профилактике неуспеваемости я определила следующие задачи:
•
определить причину
низких учебных результатов обучающихся (отсутствие мотивации, слабый контроль со стоны родителей,
«пробелы»
знаний, индивидуальные особенности психического развития и пр.);
знаний, индивидуальные особенности психического развития и пр.);
•
обеспечить
дифференцированный подход при обучении этих обучающихся;
•
создать комфортные условия для усвоения
материала, разнообразить
формы проведения дополнительных занятий;
формы проведения дополнительных занятий;
•
обеспечение связи с
семьями обучающихся, выработка единой стратегии действий по предотвращению
причин неуспеваемости.
Занятия провожу в
различных формах: консультация, тестирование, взаимообучение и взаимопроверка, самопроверка, проект,
совместное занятие с
родителями.
Кроме дополнительных
занятий, встреч с родителями, предусматриваю на уроках
индивидуальные задания для этой группы обучающихся,
продумываю индивидуальные домашние задания, обеспечиваю дополнительное разъяснение по решению задач и пр.
Достаточное внимание
уделяю дифференцированному подходу в обучении,
который, по мнению физиологов, «оздоравливает школу», положительно сказывается на состоянии здоровья школьников.
Дифференциацию
провожу по-разному: по содержанию задания, по форме организации работы на уроке, по способу
педагогической поддержки, по способу восприятия
информации, по индивидуально-психологическим
признакам.
Как и подавляющее
большинство учителей, имею в своем педагогическом арсенале электронные презентации, видеоматериалы,
тестовые задания, карточки по
различным темам и различным уровням сложности, использую
возможности кабинета информатики для проведения уроков с использованием электронных образовательных
ресурсов.
Использую
индивидуальный подход в оценивании учеников. Включаю элементы практической значимости материала для
обучающихся, трансформируя
нормативные задачи в личностно-значимые.
Преимущественно
использую положительную мотивацию (одобрение, похвала). Умею создать ситуации успеха для обучающихся
с различным уровнем владения учебным материалом. Учитываю интерес обучающихся к
соревнованию как форме работы и
использую взаимное сравнение и сравнение
с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся.
Хороший настрой на
урок, благоприятная доброжелательная атмосфера,
оптимальный темп урока, сменяемость видов деятельности, реалистичность заданий для всех обучающихся класса,
обеспечение возможности для ученика
проявить себя - все это способствует повышению интереса к предмету, снятию синдрома тревожности и, как
следствие, хорошим качественным
показателям.
Компетентность в области организации учебной деятельности.
Владею методикой организации и проведения уроков
различных видов и типов, при проведении которых стремлюсь создать развивающую
образовательную среду и доброжелательную атмосферу сотрудничества на каждом
этапе урока, внеклассного мероприятия.
На протяжении нескольких лет строю свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к ученику, что
создаёт на уроке ситуацию успеха для
детей с разным уровнем подготовки, учу их планировать свои действия, находить нетрадиционные способы решения, поощряю развитие нестандартного мышления. Через
активные методы и приемы обучения стараюсь привить интерес к русскому языку и
литературе.
На хорошем уровне
владею умениями организовать учебную деятельность, формировать совместную профессиональную деятельность и сотрудничество. Учу эффективно распределять время в самостоятельной работе, формирую личную ответственность учеников
за результаты своего труда. Большую роль в формировании учебной мотивации
вижу в оценке результатов работы
учащихся. При оценивании учебных достижений обучающихся использую принятые нормативы, накопительную систему оценивания, самооценку, оценку одноклассника.
Данные способы позволяют
аргументировать оценку, не ставить под сомнение, что она выставлена
необъективно. Не экономлю времени, чтобы дать комментарий, а при необходимости
прошу ученика задержаться на перемене и объясняю ему, в чем заключается ошибка и что необходимо сделать, чтобы не допустить подобных
ошибок в дальнейшем. Активно использую качественную оценку
Нацеливаю учеников для
поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи, привлекая разные образовательные ресурсы. Добиваюсь освоения
учащимися программы по предмету не ниже средних показателей.
В общении с
коллегами, учениками и их родителями соблюдаю общепринятые правила воспитанного человека. Выслушиваю и стараюсь найти рациональное зерно в предложении собеседника,
похвалить за дельное предложное,
поблагодарить за совет, находку, попробовать совместить наши мнения, найти точки соприкосновения. Не
допускаю насильственных способов воздействия на обучающихся, конфликтов с
обучающимися и их родителями,
коллегами. Стремлюсь найти компромисс, оптимальный выход из сложной ситуации. Не принимаю решений, которые
«отрезают» моему ученику путь исправить сложившуюся ситуацию. Стараюсь мягко
подвести его к верному решению
ситуации. В классах, в которых я работаю, редко возникают конфликтные ситуации, ученики доверяют мне, я доверяю им.
Проблема, с которой
я сталкиваюсь в своей работе, к решению которой необходимо приложить
дополнительные усилия:
• в
однокомплектной школе, где я работаю,
состав учащихся - неоднородный, большинство детей с
низкой учебной мотивацией, особенно в старшей школе. Все это не позволяет в полной мере осуществлять,
например, такие виды деятельности, как исследовательская,
проектная и др.
Мои перспективные задачи:
•
системное применение в образовательном
процессе проектных
и исследовательских методов;
и исследовательских методов;
•
выявление творческих
и предметных способностей у учащихся,
их развитие с помощью дополнительных занятий;
их развитие с помощью дополнительных занятий;
Анализируя свой опыт использования активных форм и методов обучения, я убедилась, что это позволяет с высокой степенью
эффективности достигать поставленных мною задач.
Мониторинг
успеваемости и качества обучения за это время позволяет сделать вывод: использование активных
методов и приёмов на уроках русского языка и литературы способствует повышению уровня мотивации обучения
учащихся и формированию
познавательной активности личности. Учебный материал, поддержанный активными методами и приёмами, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, повысить их
интерес к изучаемой теме, развить
учебные и творческие способности учащихся.
Не
секрет, что качественное образование — это залог качественной, современной экономики страны. И поэтому каждый
день я стремлюсь найти что-то новое,
интересное и поделиться этим со своими учениками, вместе с ними пережить
радость открытия.
Учитель Ю.Ю.Старовая
Комментариев нет:
Отправить комментарий