понедельник, 23 ноября 2015 г.

9 класс. Тема. Виды сложноподчинённых предложений.

Открытый урок. 16.11.2015г.
Тема.  Виды сложноподчинённых предложений.
Цели:
  • организовать учебную деятельность учащихся  по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений; 
  • формировать умения различать виды придаточных предложений;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи:
- организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом;
-организовать понимание устройства алгоритма;
-организовать знакомство с образцом действий по алгоритму и его воспроизведению;
-организовать тренинг самостоятельного выполнения действий по алгоритму для приобретения первичных умений;
-организовать процедуру самоконтроля учащимися своих действий;
-в случае допущения ошибок организовать рефлексивную самооценку учащихся хода и результатов своей деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация карточки для групповой работы.
Тип урока: освоение новых знаний.

Ход урока.
 І. Организационный момент. 
1.      Приветствие.
Как у вас настроение? А давайте его сделаем еще лучше.
Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу.
Поприветствуйте друг друга
- как хорошие знакомые;
- как миллионеры в своем банке;
- как космонавты из космоса;
- как счастливые люди!
 А чтобы ваше настроение стало еще лучше, возьмите себе из корзинки понравившийся цветок. 

ІІ. Актуализация опорных знаний.
1.     Орфографическая разминка.
А сейчас вы объединитесь в группы, по тем цветочкам, которые вы себе выбрали.
Работа в группах.
Распределите схемы сначала в 2 столбика, а потом в 3. По какому признаку вы это сделаете? слайд.
1.[…], […], […].
6.[…], (которые…).
11.   [… , (когда..), …].
2.И[…], и[…], и[…].
7.[…] : […].
12.   […], а[…].
3.(Когда…), […],(что…).
8.Либо[…], либо[…].
13.   […] – […].
4.[…], зато […].
9. […], […].
14. (Если…), […].
5.[…], (что…),(чего…).
10.То ли[…], то ли[…].


Орфографическая разминка. Ответ.
Бессоюзное сложное        Сложносочиненное         Сложноподчиненное
предложение                       предложение                     предложение
1, 7, 9, 13                                2, 4, 8, 10, 12                       3, 5, 6, 11, 14

ІІІ. Изучение нового материала.
1.     Объяснение учителя.
Перед вами предложения. Это высказывания великого учёного, просветителя М.В. Ломоносова, с творчеством которого мы недавно знакомились на уроках литературы. Что вы о нем можете сказать? Запишите эти предложения.
(Ученики записывают)слайд.
Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая ничего не производит, кроме смраду.
Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
- Что   надо сделать, чтобы определить виды предложений?
Ответы учеников.
Выделить главные члены предложения, найти союзы, определить сложносочинённое или сложноподчинённое оно.
- Выполните эти действия.
Ученики выполняют задание.
[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с  неподвижною болотною водою],   (которая ничего не производит, кроме смраду).
 [Смутно пишут о том], (что смутно себе  представляют).
[Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому).
Пробное действие
У. Попробуйте назвать виды  сложноподчинённых предложений.
Д. Не можем назвать: не знаем.
Определение причин затруднения.
У. Каких знаний вам не хватает?
Варианты ответов. Не знаем, какие виды (названия) сложноподчинённых предложений бывают, не знаем признаки разных видов сложноподчинённых предложений. 
У. Чем же будем заниматься на  уроке?
Д.  Будем узнавать, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.
У. Записываем тему урока. «Виды сложноподчинённых предложений»
Определение плана выхода из затруднения.
У. Какими будут цели нашего урока?слайд.
Учебная цель:
-       узнать виды придаточных предложений и их отличительные признаки;
-       освоить знания алгоритма по определению видов сложноподчинённых предложений;
-       выработать первичное умение в определении видов сложноподчинённых предложений в тексте при помощи алгоритма.
У. Где вам это пригодится?
Д. -На контрольной, на экзаменах.
Реализация плана выхода из затруднения.
У. Итак, приступим к достижению наших целей..слайд.
Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы.
1.Знаю я, что не цветут там чащи.
2. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.
4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .
5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
6. Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

-Как вы работали?
-Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.
Заслушиваю ответы.
-По каким признакам вы их распределили?
1-    я группа. Придаточное 1 и 6  предложение отвечает на вопрос что?
2-    я группа.Придаточное 2 и 5  предложение отвечает на вопрос какой?
3-    я группа.Придаточное 3 и 4  предложение отвечает на вопрос почему?когда?
-А у вас как получилось? (Спрашиваю все группы)слайд.
-По какому признаку вы определили вид придаточного предложения?
-По вопросу.
-По-вашему, как будут называться эти группы?
Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные, если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.
- Правильно, ребята. Только предложения мы будем называть не дополнительные, а изъяснительные.
У. Перед вами таблица, посмотрите на неё.
Теперь обратимся к алгоритму определения видов придаточных предложений.слайд.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1)  найти грамматические основы,
2)  установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3)  поставить вопрос от главного к придаточному,
4)  найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
У каждого ученика на парте распечатан алгоритм.
-Вернёмся к предложениям. Определим вид придаточного предложения.
Учитель показывает образец действия по алгоритму.
[Ленивый человек в бесчестном покое сходен с   неподвижною болотною водою],  (которая ничего не производит, кроме смраду).
Синтаксическая модель  сложноподчиненного  предложения  с придаточным определительным:слайд.
Затем учащиеся пошагово (по алгоритму) разбирают последующие предложения.
[Смутно пишут о том], (что смутно себе  представляют).

Синтаксическая модель сложноподчиненного  предложения  с придаточным изъяснительным:слайд.

[Слово дано для того человеку], (чтобы свои понятия сообщать другому).

Синтаксическая модель сложноподчиненного  предложения с придаточным обстоятельственным:слайд.


Придаточные обстоятельственные в свою очередь тоже делятся на разряды. Но здесь нет ничего сложного, вы ведь уже знаете, какими бывают обстоятельства. Назовите виды обстоятельств.
1)  места,
2) времени,
3) причины,
4) образа действия и степени,
5) сравнения,
6) цели,
7) условия,
8) уступки.
Вот на такие же группы делятся и придаточные обстоятельственные. Определите к какому же виду обстоятельственных относится наше предложение. (Цели)

А теперь попробуем запомнить новый материал с опорой на психологию. В психологии есть такое понятие «Аутотренинг». Вот этим мы сейчас и займемся.слайд.
Релаксация.

Сядьте удобно. Закройте глазки. Расслабьтесь. Почувствуйте, как удобно расположилось ваше тело, как ему комфортно.
Вам легко и свободно.
Представьте, что вы идете по пшеничному полю. Колосья созревшие, полные. Полюбуйтесь волнующимся от ветра пшеничным полем… Вдохните аромат зреющего хлеба… Окунитесь в эти золотые волны. Насладитесь видом этого замечательного поля, его ароматом. Наполнитесь счастьем, как эти колосья наполнились силой жизни…Пошлите свою любовь и радость всему, что вас окружает. И сами примите любовь в ответ.
Возьмите один замечательный колос. Внимательно рассмотрите его. Полюбуйтесь его полнотой, силой, жизнью…
Попросите его стать символом видов придаточных предложений в сложноподчиненном предложении.
Посмотрите, на стебле и  зернышках для вас высвечивается информация.

Рассмотрев эту надпись вы легко читаете следующую информацию.

Виды придаточного можно определить по вопросу, по союзу или союзному слову, (и) по синтаксической роли указательного слова.

Как это просто! Виды придаточного можно определить по вопросу, по союзу или союзному слову, (и) по синтаксической роли указательного слова.

Практическая отработка навыков.
Найдите в предложенных вам текстах СПП. Запишите их, определите их вид.
Текст 1.
 Деметра (греч.) - Церера (рим.)
Деметра - богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Значение имени - "мать-земля" или "мать зерна".
В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. Её атрибуты — колосья, плоды, серп, иногда рог изобилия.
Это благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах. Она наполняет амбары земледельца запасами. К Деметре взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву. Сочеталась в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, иплодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Деметра научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

Текст.2
Слово «пшеница» - имя существительное. Докажем это.
Во-первых, к именам существительным относятся знаменательные слова, которые являются названиями живых существ, обозначают предметы, явления и события реальной действительности  или называют в качестве предметов мысли любые действия и состояния, свойства или отношения. В нашем случае слово обозначает предмет речи.
Во-вторых, оно отвечает на падежный вопрос что?, то есть имеет грамматическую категорию падежа.
В-третьих, слово «пшеница» имеет и другие морфологические признаки, свойственные имени существительному. Например, женский род, нарицательное, неодушевленное, вещественное, 1 склонение.
В-четвертых, синтаксическая роль – подлежащее или дополнение.
Таким образом, слово «пшеница» - существительное, так как оно имеет морфологические признаки данной части речи.

Текст 3.
Мягкие и твердые сорта пшеницы имеют много общего. Однако четко различаются по ряду признаков, которые важны для использования муки. Историки утверждают, что разницу между двумя типами пшеницы знали уже древние греки и римляне. В муке, полученной из мягких сортов, зерна крахмала крупнее и мягче, консистенция ее более тонкая и рассыпчатая, она содержит меньше клейковины и поглощает меньше воды. Такую муку используют для выпечки в основном кондитерских изделий, а не хлеба, поскольку продукты из нее крошатся и быстро черствеют. В областях выращивания мягких сортов хлеб пекут из ее смеси с мукой, полученной из привозных твердых сортов.
Проверка.

Реализация воспитательных целей урока.
Хлеб
Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.
   Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного.    Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.
Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.
   И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
   Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.
  Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — символ жизни.
Возьмите на помять о нашем сегодняшнем уроке по кусочку хлеба, съешьте его и тогда наверняка никогда не забудете, какие виды СПП мы сегодня выучили.

Итог урока. Рефлексия.
1.     Проверка первичного усвоения знаний.
Проверим, насколько  вы после сегодняшнего урока усвоили материал. Закройте глаза и просто поднимайте руку.
Кто считает, что в предложении
Я не приду в школу, потому что заболел. – придаточное причины.
Цветы зацвели, когда пришла весна. – придаточное времени.
Если погода будет хорошая, мы пойдем в лес – уступки.
Я не сомневаюсь, что он порядочный человек.  – изъяснительное.
Мама взяла зонтик, который стоит в углу. – определительное.
 слайд.
2. Беседа.
Давайте вспомним наше пшеничное поле, замечательный колос. О чём он нам поведал?

- Какие виды придаточных вы знаете?
- На какие вопросы они отвечают?
- Назовите средства связи в сложноподчиненных предложениях.
- От какой части главного предложения можно задать вопрос к придаточному?
Давайте вернемся к целям урока. Достигли мы их?
 - Как вы себя чувствуете?
- Что вам сегодня удалось на уроке? Что нет?
- Какого цвета ваше настроение?

Д/з Написать сочинение-миниатюру «Почему нужно беречь хлеб» с использованием СПП, построить схемы, указать вид придаточного предложения.
Презентация к уроку

1 комментарий:

  1. Обязательно попробую провести урок такого типа со своими учащимися. Спасибо за отличный конспект!

    ОтветитьУдалить