воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Стишки-запоминалки

ПРИСТАВКИ НА  –З-
Не забудьте, что приставки:
-раз, из, воз, низ, через, -без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.

Обрати внимание
На «здесь», «здоровье», «здание».
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить:
…десь, …доровье, …дание –
Нет в них содержания!



БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

Хоть я безударная гласная,
С ошибкой никак не согласна я,
Не могу сдержать протеста,
Если ставят не на место.

Ы и И после Ц
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где «И», а где же «Ы».

Запомнить  с вами мы должны
Четыре слова с буквой Ы:
ЦЫГАН, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ и ЦЫПКА.
Иначе будет в них ошибка.

МЯГКИЙ ЗНАК
Хоть я и мягкий знак,
Я твёрд! Ошибкам смертный враг.

Слова калечить не люблю,
Ошибок я не потерплю.

Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ
Непроизносимая согласная – буква весьма опасная.
Будь осторожен!
Будь осторожна!
Пропуск возможен,
Ошибка возможна.



ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ
Если после корня «А»,
В корне будет «И» всегда,
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»

Мама маленьким сестрёнкам
Сшила платье и юбчонку.
Из-за платьев и юбчонки
Перессорились девчонки.
Будем платья примерять,
А девчонок примирять.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
А к спряжению второму,
Чтобы долго не мудрить,
Мы относим все глаголы,
Что кончаются на –ИТЬ.

Составляют исключенье 2 глагола
БРИТЬ – СТЕЛИТЬ,
Только к I спряженью
Мы должны их относить,

ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, но терпеть,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
И ещё смотреть, вертеть.

           
ЧАСТИ РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.

ГЛАГОЛ
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Поэтому с числительным будь дружен.

МЕСТОИМЕНИЕ
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения.
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
И мною вам не пренебречь!

НЕ БЫЛО
Запомним сегодня мы с вами, друзья
Что «НЕ БЫЛО» слитно писать нам нельзя.

ЧАСТИ СЛОВА
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ
-ка, -таки, -кое, -то, -нибудь
Черту поставить не забудь.
А частицы  ЖЕ, ЛИ, БЫ
Ты без черточки пиши.

-НИ и –НЕ в местоимениях
НЕ или НИ, НИ или НЕ –
Это совсем не секрет.
На ударение слова смотри
И сразу получишь ответ.

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ
Если буква спряталась, ты её найди
И эту согласную проверкой подбери.

ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Язык прикусил – не совсем откусил.
Пригорало – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-!
ПРЕ- или ПРИ-?
ПРЕ- или ПРИ-?
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело – помни,
Что пишется ПРИ- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывёт…
Пишется ПРИ- непременно!
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфеты,
Кто очень такой или сякой –

ПРЕ- мы напишем об этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий