суббота, 26 сентября 2015 г.

Критерии оценивания диктанта

Письменные контрольные работы
Контрольный диктант
Контрольными письменными работами являются: контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест.Контрольный диктант– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила.
       
Требования к тексту диктанта
Класс
Количество

Слов (самост., служебных)
орфограмм
пунктограмм
слов с непроверяемыми орфограммами
5
90-100
12
2-3
5
6
100-110
16
                    3-4
7
7
110-120
20
4-5
10
8
120-150
    24
10
10
9
150-170

 24
15
10
10
170- 190        
25
15
10
11
190-200
30
18
15

Примечание: 1До конца первых двух месяцев учебного года (а в V классе – до конца первого семестра) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами.








Нормы оценивания диктантов
                    Нормы оценивания (количество ошибок)
Вид диктанта
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»
Контрольный
  0\0;
  1 негрубая орфографическая или пунктуационная: 
0\1негрубая,
1 негрубая\0;
                 1 негрубая орфографическая
+1 негрубая пунктуационная:
1\1.

0\0,
0\1, 1\0, 1\1 (если ошибки негрубые)
2 орфографические +
2 пунктуационные;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные
2/2,   1/3,   0 /4;
3/0    3 /1 (если ошибкиоднотипные)
• 4 орфографические + 4    пунктуационные;
• 3 орфографические + 5    пунктуационных;
• 0 орфографических + 7    пунктуационных;
• 6 орфографических + 6     пунктуационных
 (если естьоднотипные и негрубыеорфографические и пунктуационные)
4\4   3\5  0\7;
5\4 в 5 классе;
6\6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
• 7 орфограф. +7 пунктуационных
• 6 орфограф. +8 пунктуационных;
• 5 орфограф.+9 пунктуационных;
• 8 орфограф. +6 пунктуационных
7\7,   6\8,   5 \9,     8\6





Примечания:
                  при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
                  при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;
                  отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений грубых ошибок (пошолна пошёл, пресел на присел и т.д.);
                  при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) отметка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок отметка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
                  в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
                  учитывает однотипные ошибки как обычные;
                  все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
                  учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
                  оценка не снижается за многочисленные исправления;
                  все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (семестр необходимо учитывать не только среднюю арифметическую величину, но и все образовательные достижения школьника, его грамотность, качество выполнения контрольных, практических, лабораторных и др. видов работ.Преимущественное значение имеют отметки, отражающие степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными).

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1.    Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
 К неверным написаниям относятся:
                  описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чаплявместоцапля);
                  ошибка на правило, не изучаемое в школе;
                  ошибка в переносе слова;
                  ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
                  ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.                Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
                  в исключениях из правил;
        в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
        в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
        в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
        в написании ы и и после приставок;
        в случаях трудного различения не и ни;
        в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
        вслучаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
        в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
        при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб. (или ½, т.е. пол-ошибки). При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.


3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся— это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако(сколько бы их ни было) считаются за одну.
Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамма­тических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова.Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомни­тельные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две отметки (за каждый вид работы). Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице.

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Отметка
Отметка «5»
Отметка «4»
Отметка «3»
Отметка «2»


Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий
Правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Не выполнено более половины заданий

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.При наличии дополнительных заданий количество слов в тексте может быть сокращено по усмотрению учителя на 20 слов.
При проверке диктантов учитель двумя линиями подчеркивает допущенную ошибку в работе и отмечает ее на полях в соответствии с условными графическими обозначениями. Исправления подчеркиваются одной линией и не выносятся на поля.
Условные графические обозначения ошибок:
I– орфографические ошибки;   н/I – негрубая орфографическая ошибка;
V– пунктуационные ошибки;  н/V – негрубая пунктуационная ошибка;
 I  – повторяющиеся орфографические ошибки подчёркиваются и выносятся на поля;
 


однотипные орфографические ошибки обводятся в кружок и выносятся на поля.

Подсчет количества ошибок в диктанте.

При подсчете ошибокнеобходимо учитывать следующее:
         негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну;
         первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная;
         при наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл;
         отметка «5» не выставляетсяпри наличии 3 исправлений грубых ошибок.

 Запись подсчета допущенных ошибок при выставлении отметки:

  0-0, исправлений нет      5
1-3, 6 исправлений         3
или дробью 0/0, исправлений нет      5


Комментариев нет:

Отправить комментарий