суббота, 26 сентября 2015 г.

5 класс. Литература. «Устное народное творчество»

Обобщающий урок по теме
«Устное народное творчество»

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по темам                                                    «Загадки», «Пословицы», «Сказки»; формировать у учащихся навыки публичного выступления; воспитывать командный дух и стремление побеждать, внимание и быстроту реакции.
Оборудование: плакаты с пословицами и загадками; изображения сказочных предметов.


                           Ход урока
І.Проверка домашнего задания.
  -Чтение составленных дома планов.
ІІ. Постановка целей и задач урока.
ІІІ. Работа над темой урока
 Учитель. Сегодня мы с вами будем работать двумя группами. А для того, чтобы разделиться на группы, вы сейчас возьмете у меня по одной карточке. На этих карточках иллюстрации к двум сказкам. Вот по этим иллюстрациям вы и объединитесь в группы, а затем скажете, с героями, какой сказки вы сегодня будете работать.
    Ну что разобрались? Тогда поехали.  
   Давайте представим, что все мы – герои одной сказки, что всё. Что здесь будет происходить с нами, что случится интересного и неожиданного,- это одна новая и интересная сказка. Итак, она начинается.
   В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жило-было много добрых молодцев да красных девиц. Долго ли, коротко ли они так жили – никто не знает, не ведает, но решили они как-то раз отправиться в страны далёкие, сказочные, посмотреть, что там есть интересного и необыкновенного.
  Вот пришли они к такой стране, но войти туда не просто. У ворот стоит стража, а пропускают они туда только тех, кто распределит данные пословицы по темам. ( На доске подсказки: Родина и дом; дружба; слово; труд и мастерство; хвастовство; смелость; наружность и суть.)
  Слово не стрела, а пуще стрелы. Куда иголка – туда и нитка. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Всякая птица своё гнездо любит. Одной рукой узла не завяжешь. Какова пряха, такова на ней и рубаха. Поспешишь – людей насмешишь. Смелость города берет. За правое дело стой смело. Пустой колос всегда нос кверху дерет. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Мал золотник, да дорог. Не всё золото, что блестит. Дома и стены помогают. Гречневая каша сама себя хвалит.  
  День выдался праздничный, и все жители сказочной страны отправились на ярмарку, где должно состояться гуляние великое. Отправились туда и наши путешественники. Не успели они подойти поближе, видят – толпа собралась большая. Оказалось. Хозяин маленькой лавочки решил поразвлечь народ. Он раздал всем листочки с какими-то  словами. На листочках написано начало пословиц, нужно их закончить, да так, чтобы не один конец придумать, несколько. Кто придумает складно и интересно – тот «товар» из лавки получит.
  Понравилась нашим путешественникам эта игра, и решили они тоже испытать своё умение.
1)           По двое учащихся из каждой команды получают листочки с «половинками» пословиц.
   «Тяжело тому жить, …»
  «Труд кормит, а …»
  «Дружно за мир стоять, …»
2)           Остальные члены обеих команд – кто быстрее – выполняют следующее задание: если вы правильно угадаете слова, то по первым буквам этих слов прочитаете пословицу.
Телятки гладки
Привязаны к грядке ( Огурцы)
 
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна)

То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)

Бежит без ног, а рукава без рук. (Река)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Одной ручкой – всех встречает,
Другой ручкой – всех провожает. (Дверь)

У человека одна, у ворона две,
У червяка и свиньи – нет ни одной. ( О- буква)

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы. (Буквы)

Вечером родится, ночь живёт, утром умирает. (Роса)

Стеклянный дом,
А в доме том
Во все концы
Снуют жильцы. (Аквариум)

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. (Ноты)

Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)

Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит-
И одежда станет чище. ( Щетка)

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит – море! ( утюг)

Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны. (Топор)
( Пословица: От добра добра не ищут.)

А сейчас мы отправляемся на базарную площадь для участия в карнавале. Но только сами мы туда не дойдём, нам нужны сопровождающие. А вот кто с нами пойдет, вы должны сейчас угадать.
Игра «Узнай героя сказки по его высказыванию»
  1. – Славная песенка!... да то беда, голубчик, что я стара стала – плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек. («Колобок».Лиса)
  2. – Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица. ( «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич.)
  3. – Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя платье коротко, ноги очень длинны, сам худо летаешь, кормить меня будет нечем. Ступай прочь, долговязый! ( «Журавль и цапля». Цапля.)
  4. – Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!(«Сивка-бурка». Иванушка-дурачок.)
  5. – Не бойтесь,гости дорогие, это моя лягушонка в своей коробчонке тарахтит. («Царевна – лягушка». Иван –царевич)
  6. – У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то
    положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придётся! («Кот и лиса». Лиса Лизавета Ивановна)
  7. – Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонюсеньким голосом и не так причитает. («Волк и семеро козлят». Козлята)
  8. – Несет меня лиса
За темные леса,
            За быстрые реки,
            За высокие горы…
          Кот и дрозд, спасите меня!... ( «Петушок – золотой гребешок». Петушок)
  1. – Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. ( «Волк и лиса». Дед)
  2. – Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать («Хаврошечка». Хаврошечка)

Наше путешествие продолжается. Оказывается, в стране сказок, как и у нас с вами, есть рассеянные люди и есть «сказочное бюро находок». Посмотрим, какие вещи вы туда сдадите. ( Дети показывают выполненные дома рисунки с изображением предметов из сказок)
  Конечно, по стране можно бродить долго. Но пора возвращаться домой. И прощаясь с героями сказок, попробуйте угадать, какие герои сегодня с нами путешествовали.
  (рисунки героев сказок).
ІV. Подведение итогов игры, выставление оценок.
V. Домашнее задание.
  Подготовить материал об А.С.Пушкине.




Комментариев нет:

Отправить комментарий