пятница, 3 апреля 2015 г.

«Мой верный друг – язык мой русский»

Цели: - повторить знания учащихся по русскому языку;
  - формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
 - развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями
 

 Ход занятия:

 Ведущий:
 «Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» -  так 
 охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.
 Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
 «На столе моём – книги,
 Много радостных книг!
 Их открыл мне учитель –
 Мудрый русский язык!
 Он к сокровищам знаний –
 Ключ волшебный в руке.
 Говорю с целым миром
 Я на том языке».

 Раздаётся стук в дверь.

 Ведущий (открывая дверь):
 Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!

 Русский язык:
 Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече 
 с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы 
 русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, 
 а вы мне в ответ – во множественном. Отвечайте хором:
               Нога - … (ноги)
               Рука - … (руки)
               Дуга - … (дуги)
               Мука - … (нет мн.числа)

 Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа. 
 Продолжаем дальше:
               Ведро - … (вёдра)
               Бедро - … (бёдра)
               Метро - … (нет мн.числа)
               День - … (дни)
               Пень - … (пни)
               Лень - … (нет мн.чила)
               Цыплёнок - … (цыплята)
               Козлёнок - … (козлята)
               Бочонок - … (бочонки)

 Ведущий:

 Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям. Оценивать ваши
 знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.

 Конкурс «Пятнадцать ква»

 Ранним утром на опушке
 Громко квакают лягушки.
 Много слов, и все слова
 Всегда в себе содержат «ква».
 В середине и в начале,
 И вразбивку, и подряд…
 Вы слова не раз встречали,
 Пусть они заговорят!

 Этот «ква» научит читать (буКВАрь)
 Эта – стремиться атаковать (КаВАлерия)
 Этот жажду в жару утоляет (КВАс)
 Этот в пустыне степенно шагает (КараВАн)
 Без этого конь лихой спотыкается (подКоВА)
 Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)
 Эта – фигура в умной игре (КоролеВА)
 На этом Колумб отплыл на заре (КараВеллА)
 Эта, звук означая, молчит (буКВА)
 Эта даёт молоко и мычит (КороВА)
 Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)
 Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)
 Эта орехи впрок запасает (КедроВкА)
 Трудится кто, тот её получает (КВАлификация)

 Ведущий:

 Молодцы! С таким сложным заданием справились! Следующий конкурс   
 называется «Про многозначные слова и омонимы». Я читаю вам загадки, а вы
 постарайтесь отгадать.

 Конкурс «Про многозначные слова и омонимы»

 Одна нам ночами на небе сверкает.
 Другая на сцене поёт, выступает.
 В глубинах морских наша третья живёт.
 На ёлке четвёртая есть в Новый год.             (звезда)

 Первый – нос у поросёнка,
 Что визжит ужасно звонко.
 В кошельке лежит второй,
 Ты беги скорей – открой!
 Третий в сказке обитает,
 Винни-Пуху помогает              (Пятачок)

 Первая с ниткой всегда неразлучна,
 Шить, вышивать им на пару не скучно.
 Дружит со шприцем подруга вторая,
 Маленьких деток уколом пугая.
 Третья на ёлке местечко нашла,
 Место листочка она заняла.
 Ну а четвёртая ёжику служит,
 С колкой защитницей ёжик не тужит          (игла)


 Первым лиса очень любит гордиться,
 Нам он на шапочку может сгодиться.
 А вот второй есть у птиц, самолёта:
 Очень он нужен им всем для полёта.
 Третьим виляют бумажные змеи,
 Тянется он за кометой Галлея.
 Ну а четвёртый – тот дружит с расчёской,
 На голове он зовётся причёской.
 Двоечки коль твой дневник украшают,
 Пятый тогда у тебя отрастает                     (хвост)

 Первая ярко на небе сверкает,
 Дождь и грозу нам она предвещает.
 А вот вторую в одежде найдёте,
 Быстро со скрипом её застегнёте           (молния)

 Первые все мы в игре набираем,
 Если их больше – в игре побеждаем.
 Зренье вторые нам улучшают,
 Летом от солнца глаза защищают             (очки)


 Конкурс «Сооброжалка»

 Ведущий: нужно заполнить клетки буквами так, чтобы получились 
 существительные 2-го склонения:


  Конкурс «Подбери пару»

 Ведущий:
 Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились 
 предложения, выражающие законченную мысль.

  Крупные капли дождя                          торчали из снежных сугробов
  Пушистые снежинки                            весело катались с горки
  Маленькая собачонка                          летела в тёплые страны
  Голые кусты                                       барабанили по крыше дома
  Деревенские ребята                            порхали в холодном воздухе
  Большая стая лебедей                          громко лаяла на прохожих

  Загадки-кроссворды на словарные слова

  1. А – в начале,
      З – в конце.
      Сам он вырос на бахче,
      Очень сладкий на вкус
      Называется… (арбуз)

  2. Буква Е и буква Ё.
      Все вы знаете её.
      Белый ствол её примета.
      Назовите слово это  (берёза)

  3. Для вас открыты А и Я,
      А слово назовите сами.
      Сидит здесь маленький зверёк
      Трусливый с длинными ушами   (заяц)

  4. Сначала А, потом уж О.
      Все вы знаете его.
      Из одежды – слово то
      И называется … (пальто)

  5. В этом слове буква А –
      В трёх слогах стоит одна.
      Он умеет рисовать,
      Может слово написать.
      Ответ теперь мне быстро дашь –
      Конечно, это … (карандаш)

   6. Что за слово загадали?
       Буквы О три еапмсали.
       Помогу назвать вам слово:
       Это нам даёт корова.
       Догадались вы легко,
       Это слово… (молоко)

   7. Две буквы И и Ц одна.
      Очень любит кур она.
      Что за слово здесь таится
      Угадали вы? … (лисица)

   8. Во мне две О, не забывайте,
      А как зовут меня – узнайте.
      Рублю дрова я с давних пор,
      И называюсь я … (топор)

     Конкурс «Блиц-опрос»

   1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)
   2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу   
         (текст)
   3.   Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
   4.   Сколько букв в русском алфавите? (33)
   5.   Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)
   6.   Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)
   7.   Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
   8.   Главный член предложения, который обозначает, что делает
         подлежащее, называется…(сказуемым)
   9.   Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
   10.        Как переносятся слова с двойными согласными?
  
  Ведущий:
  Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.

  Русский язык:
  Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам: «До свидания!» Не раз я приду 
  ещё к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко
  пожимаю им руку.

  Награждает победителей, пожимает им руки.
Русский язык! Тысячелетия создавал чудеса народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богато, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
                                                       ( А.Н. Толстой)

    С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
                                                        (К.Г.Паустовский)

    Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителем, послушен, ловок и вместителен…

                                                        (А.И.Куприн) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий