Цели: -
повторить знания учащихся по русскому языку;
-
формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
- развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
кроссворд, карточки с заданиями
Ход занятия:
Ведущий:
«Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык»
- так
охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный
образ родного языка.
Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
«На столе моём – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке».
Раздаётся стук в дверь.
Ведущий (открывая дверь):
Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык
пожаловал!
Русский язык:
Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои
друзья! Как я рад встрече
с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю
(грозя пальцем), как вы
русский язык знаете. Я говорю вам существительное в
единственном числе,
а вы мне в ответ – во множественном. Отвечайте хором:
Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)
Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет
множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)
День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Цыплёнок - … (цыплята)
Козлёнок - … (козлята)
Бочонок - … (бочонки)
Ведущий:
Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
Оценивать ваши
знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.
Конкурс «Пятнадцать ква»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «ква».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
Этот «ква» научит читать (буКВАрь)
Эта – стремиться атаковать (КаВАлерия)
Этот жажду в жару утоляет (КВАс)
Этот в пустыне степенно шагает (КараВАн)
Без этого конь лихой спотыкается (подКоВА)
Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)
Эта – фигура в умной игре (КоролеВА)
На этом Колумб отплыл на заре (КараВеллА)
Эта, звук означая, молчит (буКВА)
Эта даёт молоко и мычит (КороВА)
Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)
Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)
Эта орехи впрок запасает (КедроВкА)
Трудится кто, тот её получает (КВАлификация)
Ведущий:
Молодцы! С таким сложным заданием справились!
Следующий конкурс
называется «Про многозначные слова и омонимы». Я
читаю вам загадки, а вы
постарайтесь отгадать.
Конкурс «Про многозначные слова и омонимы»
Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый
год.
(звезда)
Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает
(Пятачок)
Первая с ниткой всегда
неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не
тужит (игла)
Первым лиса очень любит
гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя
отрастает
(хвост)
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её
застегнёте (молния)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза
защищают
(очки)
Конкурс «Сооброжалка»
Ведущий: нужно заполнить клетки буквами так, чтобы
получились
существительные 2-го склонения:
Конкурс «Подбери пару»
Ведущий:
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из
них получились
предложения, выражающие законченную мысль.
Крупные капли
дождя
торчали из снежных сугробов
Пушистые
снежинки
весело катались с горки
Маленькая
собачонка
летела в тёплые страны
Голые
кусты
барабанили по крыше дома
Деревенские
ребята
порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей
громко
лаяла на прохожих
Загадки-кроссворды на словарные слова
1. А – в начале,
З – в конце.
Сам он вырос на бахче,
Очень сладкий на вкус
Называется… (арбуз)
2. Буква Е и буква Ё.
Все вы знаете её.
Белый ствол её примета.
Назовите слово это
(берёза)
3. Для вас открыты А и Я,
А слово назовите сами.
Сидит здесь маленький зверёк
Трусливый с длинными
ушами (заяц)
4. Сначала А, потом уж О.
Все вы знаете его.
Из одежды – слово то
И называется … (пальто)
5. В этом слове буква А –
В трёх слогах стоит одна.
Он умеет рисовать,
Может слово написать.
Ответ теперь мне быстро
дашь –
Конечно, это … (карандаш)
6. Что за слово загадали?
Буквы О три еапмсали.
Помогу назвать вам
слово:
Это нам даёт корова.
Догадались вы легко,
Это слово… (молоко)
7. Две буквы И и Ц одна.
Очень любит кур она.
Что за слово здесь таится
Угадали вы? … (лисица)
8. Во мне две О, не забывайте,
А как зовут меня – узнайте.
Рублю дрова я с давних пор,
И называюсь я … (топор)
Конкурс «Блиц-опрос»
1. Может ли слог состоять из
одного согласного звука? (нет)
2. Два или несколько предложений,
связанных между собой по смыслу
(текст)
3. Как пишутся предлоги с другими
словами? (раздельно)
4. Сколько букв в русском
алфавите? (33)
5. Сколько слогов в слове МАШИНА?
(три)
6. Как пишется первое слово в
предложении? (с заглавной буквы)
7. Что такое алфавит? (все буквы,
расположенные по порядку)
8. Главный член предложения,
который обозначает, что делает
подлежащее, называется…(сказуемым)
9. Какие знаки препинания ставятся
в конце предложения?
10.
Как переносятся слова с двойными согласными?
Ведущий:
Вот и настало время попрощаться нам с Русским
языком.
Русский язык:
Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам: «До
свидания!» Не раз я приду
ещё к вам. А вот всех победителей сегодня особо
благодарю и крепко
пожимаю им руку.
Награждает победителей, пожимает им руки.
Русский язык! Тысячелетия создавал чудеса народ это гибкое,
пышное, неисчерпаемо богато, умное, поэтическое и трудовое орудие своей
социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего
великого будущего.
( А.Н. Толстой)
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в
жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких
звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось
бы в нашем языке точного выражения.
(К.Г.Паустовский)
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч,
выразителем, послушен, ловок и вместителен…
(А.И.Куприн)
Комментариев нет:
Отправить комментарий