Решение филологических задач
Цели игры:
- учить решать проблемные
вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с
научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
- активизировать мыслительную
деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
- содействовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Филологические
задачи:
Задача №1.
Из истории русского языка. Двойственное число.
Задача №2.
«Стословный список» Мориса Свадеша.
Задача №3.
«Этот удивительный эсперанто».
Задача №4.
Загадки и тайны филологии.
Задача №5.
Какого цвета платье было на старой графине?
Задача №6. Тайны частей речи.
Задача №7.
К истокам слова.
Девиз: “Поверь в себя! Проверь
себя!”.
Ход игры.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня мы
проводим интеллектуальную игру «Решение филологических задач». Цель игры:
популяризация знаний по русскому языку.
Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927
году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные
слова, которые и сегодня остаются актуальными.
Наше внеклассное мероприятие
- это та «мера для изживания общественного бедствия», которую мы предпримем уже
сейчас. Мероприятие будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”.
Филологическая задача
№1.
Сколько чисел у существительного в русском
языке?
Конечно, два:
единственное и множественное. Но в древнерусском языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух
предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет
назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе.
Найдите существительное двойственного
числа в знаменитом стихотворении Фета «На заре ты её не буди» (это середина
прошлого века).
Филологическая задача №2.
Около пятидесяти лет назад американский лингвист
Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых
«устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или
ещё «стословный список»). Слова из этого списка
исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в
среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста. В каждом языке есть своя группа
«слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие
по смыслу слова. Попробуйте привести в
пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?
Филологическая задача №3.
Издавна существует миф о том, как люди
решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители
начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали
понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos — «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто, созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто — «надеющийся») стал названием нового языка. Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:
Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos — «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто, созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто — «надеющийся») стал названием нового языка. Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:
Blankada velo unusola
En la nebula mara blu’.
Слово жюри.
Физкультминутка.
Эти упражнения полезны для
глаз, и стимулируют умственную
деятельность.
- Глазами нарисовать
6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- Сесть удобно.
Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
- Глазами написать
свое имя и фамилию
- Глазами написать
сегодняшнюю дату.
Филологическая задача №4.
Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но
возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе
собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский
патриций и покровитель наук и искусств, французский император
и пирожное из слоёного теста с заварным кремом… Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?
Филологическая задача №5.
Откроем страницу толстовского романа с эпизодом
первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения,
которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей
жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она,
мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей.
На графине должно было быть масака
бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых
чехлах, с розанами в корсаже».
Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал.
Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал.
масака - ? беж - ? бордо - ? хаки - ? электрик - ?
маренго - ? терракот- ? фрез -? Кардинал- ?
Филологическая задача №6.
Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные,
коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному. Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания. Правило для запоминания:
По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному. Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания. Правило для запоминания:
В предложении глагол-сказуемое выражает основное
действие,
а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
один хозяин – подлежащее, производитель действий.
а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
один хозяин – подлежащее, производитель действий.
Ориентируясь на это правило,
исправьте ошибочные предложения.
Филологическая задача №7.
Вряд ли кто из нас,
употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова
являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем
и сладким пряником?!
– Ничего, – скажете вы.
– Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...
И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по Стране Этимологии. Итак...
Термин этимология происходит от грече-ского etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Объясните происхождение слова близорукий?
– Ничего, – скажете вы.
– Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...
И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по Стране Этимологии. Итак...
Термин этимология происходит от грече-ского etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Объясните происхождение слова близорукий?
Задание для болельщиков:
Воровские, преступные,
профессиональные жаргоны - языки
отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не
положено.
В старину на Руси был
известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это
один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского
языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный,
замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и
вдруг «ожило» и снова стало употребительным.
ОТВЕТ: клёвый.
РЕФЛЕКСИЯ.
Было ли вам интересно
принимать участие в данном внеклассном мероприятии?
Узнали ли вы что–то новое?
Свои отзывы я прошу вас
написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в
котором покажите своё отношение к игре или к русскому языку,
или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
В ИГРЕ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий