суббота, 18 апреля 2015 г.

Филологическая игра

Решение филологических задач
Цели игры:
  • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
  • содействовать формированию   положительной   мотивации  изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Филологические задачи:
Задача №1.  Из истории русского языка. Двойственное число.
Задача №2.  «Стословный список» Мориса Свадеша.
Задача №3.  «Этот удивительный эсперанто».
Задача №4.  Загадки и тайны филологии.
Задача №5.  Какого цвета платье было на старой графине?
Задача №6.  Тайны частей речи.
Задача №7.  К истокам слова.
Девиз: “Поверь в себя! Проверь себя!”.
Ход игры.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Решение филологических задач». Цель игры: популяризация знаний по русскому языку.  Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова,  которые и сегодня   остаются актуальными. 
Наше внеклассное мероприятие - это та «мера для изживания общественного бедствия», которую мы предпримем уже сейчас. Мероприятие будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”.
Филологическая задача №1.  
Сколько чисел у существительного в русском языке?
Конечно, два:  единственное  и множественное.  Но в древнерусском  языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении Фета «На заре ты её не буди» (это середина прошлого века).
Филологическая задача №2.  
Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка  исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста.  В каждом языке есть своя группа «слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?
Филологическая задача №3.
Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos — «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык.
С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто, созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто — «надеющийся») стал названием нового языка.  Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:


Blankada velo unusola
En la nebula mara blu’.
Слово жюри. Физкультминутка.
Эти упражнения полезны для глаз, и  стимулируют умственную деятельность.
  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
  • Глазами написать свое имя и фамилию
  • Глазами написать сегодняшнюю дату.
Филологическая задача №4.  
Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом… Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?
Филологическая задача №5.  
Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака  бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».
Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал.
масака - ?                       беж - ?                   бордо - ?                хаки - ?      электрик - ?
маренго - ?            терракот- ?                  фрез -?                 Кардинал- ?

Филологическая задача №6.
Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному.
Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания.  Правило для запоминания:
В предложении глагол­-сказуемое выражает основное действие,
а деепричастие-­обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
один хозяин – подлежащее, производитель действий.
Ориентируясь на это правило, исправьте  ошибочные предложения.
Филологическая задача №7.  Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?!
– Ничего, – скажете вы.
– Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...
И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по Стране Этимологии. Итак...
Термин этимология происходит от грече-ского etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Объясните происхождение слова близорукий?
Задание для болельщиков:
Воровские, преступные, профессиональные  жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …),  которые не положено знать всем тем, кому не положено.
В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.
ОТВЕТ:  клёвый.
Подведение итогов решения филологических задач, награждение.
РЕФЛЕКСИЯ.
Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?
Узнали ли вы что–то  новое?
Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором  покажите  своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!


Комментариев нет:

Отправить комментарий