среда, 22 апреля 2015 г.

Урок литературы в 7 классе

М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.
Цели урока:
Обучающие:
·        продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям
·        вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
·        продолжить обучение декламационному чтению

Развивающие:
·        развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
·        развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
·        способствовать развитию творческого воображения;
·        развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитательные:
·        воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
Тип урока: урок сообщения новых знаний с элементами урока-инсценировки
     Оборудование: аудио – воспроизводитель

Музыка. Полонез.
Звук выстрела.

Аудиозапись
“Смерть поэта” (отрывок).

Учитель:
27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
“Погиб поэт, невольник чести…”
Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил.

Лермонтов( из числа подготовленных учеников):
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
Ужасная судьба отца и сына
Жить разно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь.
На родине …

Учитель:
Родился Л. В Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.


Лермонтов: (Звучит мелодия Сен-Санс “Лебедь”)
…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…

Тихо звучит мелодия Бетховена “К Элизе”.
Учитель:
Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом.
Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу.
Из воспоминаний поэта
“Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.
Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.

Аудиозапись  “Нищий”

Учитель:
Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
“Здравия желаю любезному гусару!
Право, мой друг Мишель, я тебя удивлю, сказав, что не так еще огорчен твоим переходом, потому что с живым характером твоим ты бы соскучился в штатской службе…”
Так писал Лермонтову его друг Алексей Лопухин в 1832 году.
В 1847 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.

Подготовленный ученик:
“Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
(можно читать до конца).



Учитель:
Надпись, сделанная рукой Николая 1 на записке Бенкендорфа: “Приятные стихи, нечего сказать!
Я послал осмотреть бумаги Лермонтова, и если обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест.
Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он. А затем мы поступим с ним согласно закону…”

Звучит “Лунная соната”.

Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Подготовленный ученик:
“Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу”.

Учитель:
“Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк”
Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.
Этот полк был расквартирован тогда на Кавказа, неподалеку от Тифлиса.
Итак, он отправлялся на Кавказ. Это была замаскированная ссылка.

Лермонтов:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!

Подготовленный ученик:
Посвящение к поэме “Демон”
(“Тебе, Кавказ, суровый царь земли…”).
Звучит полонез Огинского.
Учитель:
В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
В своем творчестве Лермонтов обращается к русской истории. В 1838 году появляется “Песня про купца Калашникова”
“Наша литература приобретает сильное и самобытное дарование” (так отзывался Белинский об этой поэме)
Его думы обращены к Москве, к городу, в котором он родился.
Из письма “Москва – моя родина, такой она будет для меня всегда”
В своем знаменитом сочинении, написанном на экзамене в Благородном пансионе при Московском университете, он так говорит о Москве:
“Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча.
Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке….. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”.

Подготовленный ученик:
Москва, Москва! ...
     (из поэмы “Сашка”).


Учитель:
1839 год был годом лермонтовского триумфа. Его стихи и прозу печатают журналы. О нем говорят. Его приглашают. Знакомства с ним добиваются.

Лермонтов:
(из письма Лопухиной):
“Было время, когда я в качестве новичка искал доступа в общество. Это мне не удалось. Двери аристократических салонов закрылись передо мной.
А теперь в это же самое общество я вхожу уже не как искатель, а как человек, добившийся своих прав. Я возбуждаю любопытство, передо мной заискивают, меня всюду приглашают”.

Учитель:
Но этот блеск и суета были лишь внешней жизнью. В другой, внутренней, жизни он вовсе не чувствовал себя счастливым баловнем успеха.
“И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…”
1840 год.
В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
И хотя во время дуэли противники помирились и разъехались, 13 апреля был опубликован высочайший указ:
“Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк»
Поэта посылали под пули на Северный Кавказ.
На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, тяжелым предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.

Подготовленный ученик:
Читает стихотворение “Тучи”

Учитель:
Последний день перед отъездом Лермонтов провел среди друзей, в салоне Карамзиных.

Сценка.
1-я Дама — Вы очень расстроены сегодня?
Лермонтов — У меня нет причин веселиться, сударыня.
2-я Дама — Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
Лермонтов — Простите, у меня дурные предчувствия.
1-я Дама — Вам нездоровится?
Лермонтов — Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
Тургенев — Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа…
Лермонтов — Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
Тургенев — Прочтите нам что-нибудь новое.
Лермонтов — Новое? Извольте!
Не смейся над моей пророческой тоскою
(читает стихотворение)

Учитель:
Белинский, лично знавший Лермонтова, так определил главную черту его натуры: “презрение рока и предчувствие его неизбежности”.
Поведение поэта в последние преддуэльные дни подтверждает точность этой характеристики.

Звучит музыка Моцарта “Маленькая ночная серенада”.

Учитель:
Эмилия Шан-Гирей, в доме которой произошло столкновение между Лермонтовым и Мартыновым, вспоминает:
“Собралось к нам несколько дам и мужчин. М.Ю. дал слово не сердить меня больше, и мы уселись мирно разговаривать. К нам присоединился князь Трубецкой. Они вдвоем принялись острить. Ничего злого не говорили, но смешного много. Вот увидели Мартынова. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его горцем с большим кинжалом.
Мартынов побледнел, глаза его сверкнули гневом.
Ссора произошла 13 июля 1841 года.
Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза.

Звуки грозы.

Учитель:
Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило в голову его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить у него прощения.
“Стреляй! Стреляй!” – был ответ исступленного Мартынова.
Лермонтов выстрелил в воздух, желая закончить ссору дружелюбно.
Но не так великодушен был Мартынов.
Сбылись страшные предчувствия.
Рок был неумолим!
Заключение.
Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди!
Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.

Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть
2.По выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.


Комментариев нет:

Отправить комментарий