понедельник, 26 января 2015 г.

Выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы

Развитие коммуникативных
и творческих способностей личности
ребенка на уроках и во внеурочной деятельности

Все чаще и чаще в последнее время в педагогических изданиях говорится о реализации коммуникативной цели в обучении русскому языку.
Мне кажется, что важнейшая цель учителя-словесника в наше время -  формирование навыков общения. Еще А.Экзюпери   утверждал, что общение – единственная постоянная роскошь, необходимая человеку. Где же ребенку  приобрести умение общаться, если не на уроках русского языка, литературы и словесности. Ведь эти учебные   предметы обязаны создавать импульсы, вызывающие стремление личности к самовыражению. А самым   мощным импульсом в развитии человека является творчество. Потенциальная гениальность есть в каждом,   поэтому учитель должен постараться найти и развить те крупицы душевного таланта, которые, бесспорно, имеются в любом ученике.

Потребность в творческом созидании заложена в самой природе человека.  Ребенок, как и взрослый, стремится выразить свой внутренний мир и свое видение мира внешнего, окружающего. Принято считать, что дети уже рождаются творчески одаренными и, если им не мешать, они   обязательно проявят свои способности, но мы, работающие с подростками, хорошо знаем, что потребность в творчестве  в течение жизни реализуется далеко не полностью и не у всех.
Именно в школьные годы наступает   критический период детской креативности, поэтому так велика, на мой взгляд, роль учителя в создании   условий для самореализации личности ребенка. Ребенку нужно помочь освободиться от комплексов, мешающих ему  жить, и дать возможность поверить в себя.
Творчество, по мнению психолога Л.Е.Выготского, является нормой детского развития, так как ребенок мыслит образами. Необычное лучше запоминается.  Это свойство человеческой психики я и стараюсь использовать на  уроках.
Для успешного овладения  нормами русского языка многим детям необходима систематическая помощь  взрослых. Часто родители, пытающиеся эту помощь оказать, разводят руками: и правила вместе повторяют,  и домашние диктанты пишут, а толку нет. Нередко дети знают правила, но применять их на практике не умеют, а вернее, не успевают, так как при написании требуется быстрая мыслительная реакция, то есть мгновенное создание цепочки проверочных слов. Вот этой быстроты в реакции, скорости и точности  часто и не хватает нашим детям, поэтому и относятся они к русскому языку (хотя знание его дается с детства)  как к источнику бед, неудач и бесконечных огорчений.
Чтобы избежать такого устойчиво негативного  отношения к родному языку, изучение правил грамматики я превращаю в игру, то есть перевожу логическое мышление  в образное, более доступное и понятное детям.
Такой прием не только развивает воображение, но и позволяет ребенку быстро, качественно, и самое главное – без отрицательных эмоций запомнить правила.
Эту идею когда-то давно подала мне С.М.Бондаренко в брошюре «Беседы о грамотности». Ее грамматические  сказки так заинтересовали нас с ребятами, что мы и сами стали их сочинять. Такая творческая работа  окончательно убедила меня, что воображение и фантазия активно способствуют обучению. Если поначалу  дети только подражали грамматическим сказкам, созданным писателями, то впоследствии они даже организовали соревнование на придумывание самой интересной ситуации для сюжета сказки. У меня накопился богатый материал по этой теме.  Возможно, кому-то мой опыт будет любопытен и даст импульс для дальнейшего творчества.

Развитие креативных способностей ребенка – залог нравственного здоровья личности.

Многолетний опыт работы с детьми убедил меня, что потребность в творчестве необходимо поддерживать и стимулировать, создавать условия для самовыражения.
Опора на творческий потенциал ребенка  на уроке и во  внеурочное время делает учебный процесс увлекательным и позволяет  личности повышать свою культуру.
Вера в ребенка, любовь к нему – основа развития и креативных способностей личности, и нравственного здоровья семьи, а значит, и общества.
Привожу примеры творческих работ учащихся 5-8 классов по некоторым темам.

Сотрудничество учителя и ученика как ступень к осознанной мотивации учения.

Современный урок – это прежде всего диалог. Диалог учителя и ученика.
Если раньше учитель-словесник  пытался достичь двух наиболее важных целей: дать знания о языке как науке и научить грамотно писать и говорить, то сейчас этих умений явно недостаточно. Перед учителем на современном этапе поставлена более сложная задача – обучить ребенка  владению языком как средством общения и познания мира.
Современный урок обязательно должен иметь коммуникативную направленность,     должен реализовать потребность школьника в навыках речевого
поведения, то есть взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.                                           
Учитель и ученик – субъекты одного процесса, поэтому их отношения необходимо строить на правах партнерства. Задача учителя – направлять и организовывать ученический поиск, создавать условия для расширения и углубления объема знаний и умений. Я убеждена, что эффективность урока определяется уровнем самостоятельного поиска: когда интеллектуальная энергия учащихся находит выход в удовлетворении собственной познавательной активности, тогда никого не надо уговаривать или заставлять учиться. А убедили меня в этом уроки нестандартных форм.
Психологическая цепочка: отсутствие давления со стороны учителя – чувство комфортности и уверенности в своих силах и знаниях  - создает  предпосылки  для раскрепощения эмоциональной сферы ребенка. Тогда даже у учащихся с низким уровнем развития появляется интерес к учебному материалу (а это уже ключ к интеллектуальному развитию личности). Учителю же нестандартный урок дает реальную возможность повысить самооценку слабоуспевающего ученика, показать ему, что он тоже имеет неплохие перспективы.
Групповые работы не только раскрепощают, но и, создавая ситуацию диалога, в котором востребовано мнение каждого ученика, обогащают ребенка коммуникативным опытом.  В группе учащиеся с низким уровнем учебных навыков не только получают знания, но и, убедившись, что им не грозит плохая отметка, принимают   посильное, а иногда и активное участие в  обсуждении проблемы. Такой подход к учебному процессу  позволяет учителю привлечь учащихся с высоким уровнем познавательной активности для обучения остальных, а учебный труд из принудительной обязанности  превращается  в средство постижения окружающего мира. Убедительным аргументом в пользу  групповых форм обучения могут послужить творческие мастерские, лабораторные или  исследовательские работы на уроках русского языка,  проводимые мною в среднем звене.


Комментариев нет:

Отправить комментарий