понедельник, 26 января 2015 г.

Выступление на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ

Главное качество современного школьника состоит в том, что он  осознает цель учения, его необходимость,  каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания такой учебной среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока, но чаще всего она происходит в начале и в конце урока. Основная её цель – вызвать желание оценить уровень достижения поставленных целей, проанализиро-вать полученные знания, умения и навыки, побуждать учащихся к переосмыслению всего, что происходило на занятии, понять собственные чувства и эмоции.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
·        рефлексия настроения и эмоционального состояния
·        рефлексия деятельности
·        рефлексия содержания учебного материала
         Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом в целом и с каждым конкретным учеником  и в конце занятия.
          При проверке эмоционального настроения учащихся предлагается им ответить на вопрос «На лоне какого пейзажа вы хотели бы сейчас оказаться?»  и приклеить смайл на пересечении своей фамилии и выбранного пейзажа на табло.
        Позже учитель строит график «температур», который поможет ему создать комфортную психологическую обстановку для каждого ученика.


      Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.  Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока, используя, например, «Карту активности»:
СИМВОЛЫ
ОБОЗНАЧЕНИЯ
ФИКСАЦИЯ АКТИВНОСТИ
ОТВЕЧАЛ ПО ВЫЗОВУ УЧИТЕЛЯ И ДАЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОТВЕЧАЛ ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ И ДАЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОТВЕЧАЛ ПО ВЫЗОВУ УЧИТЕЛЯ И ДАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ОТВЕЧАЛ ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ И ДАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ


       Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания нового материала. Эффективен приём незаконченного предложения, рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…») и достаточно известный приём сенкана, который помогает соединить старые знания и осмысление нового,  выяснить отношение к изучаемой теме, формам, методам и приёмам работы на уроке. Можно предложить учащимся «Колесо знаний», на условных  «спицах» которого расположены ключевые понятия темы урока или поставленные перед уроком цели (от их количества зависит количество спиц). Конец и начало спицы – это «плюсы» и «минусы» в ожидаемых результатах. Ученики обозначают точками степень усвоения нового материала, уровень сформированных умений и навыков, учитывая  даже эмоции, позитивные или негативные.

 






 







      
        Дальше все отметки соединяются сплошной линией. Получается график достижений и неудач.  В идеале – более-менее ровное колесо по большому кругу, реально получается кривая, которая указывает над чем надо ещё работать, но это всё равно лучше, чем колесо, приближенное к маленькому кругу.
        Обычно в конце урока подводятся итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали,  т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Поэтому можно предложить ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
ВЫБЕРИ СВОЙ ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
АКТИВНО
На уроке я работал
ПАССИВНО
ДОВОЛЕН
Своей работой на уроке я
НЕ ДОВОЛЕН
КОРОТКИМ, ИНТЕРЕСНЫМ
Урок мне показался
ДЛИННЫМ, СКУЧНЫМ
СТАЛО ЛУЧШЕ
Моё настроение
СТАЛО ХУЖЕ
ПОНЯТЕН
Материал урока мне
НЕ ПОНЯТЕН
ЛЁГКИМ
Домашнее задание мне кажется
ТРУДНЫМ
Фамилия, имя ученика:
     
        Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, – не самоцель, а подготовка школьников к сознательной внутренней рефлексии, которая способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, самокритичности, умением анализировать, обобщать, управлять своим внутренним миром, самопознавать и контролировать себя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий