РЕФЛЕКСИЯ
НА УРОКЕ
Главное качество современного
школьника состоит в том, что он осознает
цель учения, его необходимость, каждое
его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания
такой учебной среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия
происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов
определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии,
самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия может
осуществляться на любом этапе урока, но чаще всего она происходит в начале и в
конце урока. Основная её цель – вызвать желание оценить уровень достижения поставленных целей,
проанализиро-вать полученные знания, умения и навыки, побуждать учащихся к
переосмыслению всего, что происходило на занятии, понять собственные чувства и
эмоции.
Исходя из
функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
·
рефлексия
настроения и эмоционального состояния
·
рефлексия
деятельности
·
рефлексия содержания
учебного материала
Проведение
рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале
урока с целью установления эмоционального контакта с классом в целом и с каждым
конкретным учеником и в конце занятия.
При проверке эмоционального настроения
учащихся предлагается им ответить на вопрос «На лоне какого пейзажа вы хотели
бы сейчас оказаться?» и приклеить смайл
на пересечении своей фамилии и выбранного пейзажа на табло.
Позже учитель строит график «температур»,
который поможет ему создать комфортную психологическую обстановку для каждого
ученика.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным
материалом, поиска наиболее рациональных.
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить
активность каждого ученика на разных этапах урока, используя, например, «Карту
активности»:
СИМВОЛЫ
|
ОБОЗНАЧЕНИЯ
|
ФИКСАЦИЯ
АКТИВНОСТИ
|
|
ОТВЕЧАЛ
ПО ВЫЗОВУ УЧИТЕЛЯ И ДАЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
|
|
|
ОТВЕЧАЛ
ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ И ДАЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
|
|
|
ОТВЕЧАЛ
ПО ВЫЗОВУ УЧИТЕЛЯ И ДАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
|
|
|
ОТВЕЧАЛ
ПО СВОЕЙ ИНИЦИАТИВЕ И ДАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
|
|
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания нового материала.
Эффективен приём незаконченного предложения, рефлексия достижения цели с использованием
«Дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей
(высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…») и достаточно известный приём
сенкана, который помогает соединить старые знания и осмысление нового, выяснить отношение к изучаемой теме, формам,
методам и приёмам работы на уроке. Можно предложить учащимся «Колесо знаний»,
на условных «спицах» которого
расположены ключевые понятия темы урока или поставленные перед уроком цели (от
их количества зависит количество спиц). Конец и начало спицы – это «плюсы» и
«минусы» в ожидаемых результатах. Ученики обозначают точками степень усвоения
нового материала, уровень сформированных умений и навыков, учитывая даже эмоции, позитивные или негативные.
Дальше все отметки соединяются сплошной линией. Получается
график достижений и неудач. В идеале –
более-менее ровное колесо по большому кругу, реально получается кривая, которая
указывает над чем надо ещё работать, но это всё равно лучше, чем колесо,
приближенное к маленькому кругу.
Обычно в конце
урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали, т.е. каждый оценивает свой
вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность,
эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм
работы. Поэтому можно предложить ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную
оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от
того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить
учащихся аргументировать свой ответ.
ВЫБЕРИ
СВОЙ ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
|
||
АКТИВНО
|
На уроке я работал
|
ПАССИВНО
|
ДОВОЛЕН
|
Своей работой на уроке я
|
НЕ
ДОВОЛЕН
|
КОРОТКИМ,
ИНТЕРЕСНЫМ
|
Урок мне показался
|
ДЛИННЫМ,
СКУЧНЫМ
|
СТАЛО
ЛУЧШЕ
|
Моё настроение
|
СТАЛО
ХУЖЕ
|
ПОНЯТЕН
|
Материал урока мне
|
НЕ
ПОНЯТЕН
|
ЛЁГКИМ
|
Домашнее задание мне кажется
|
ТРУДНЫМ
|
Фамилия, имя ученика:
|
Все, что
делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, – не самоцель, а
подготовка школьников к сознательной внутренней рефлексии, которая способствует
развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности,
самокритичности, умением анализировать, обобщать, управлять своим внутренним
миром, самопознавать и контролировать себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий