понедельник, 26 января 2015 г.

8 класс. Русский язык. Тема "Обособленные члены предложения"

   I вариант
    I уровень
  1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.
    1) Целая стайка нарядных птиц весело перекликаясь усаживается  на рябину. 2) Свиристели обл..пившие дерево жадно клюют красные  ягоды. 3) Весной они соб…раясь в стаи улетают на север.

  2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте  скобки, расставьте знаки препинания; ответьте на вопросы, заключенные в скобках.
    1) На берегу (где именно?) нас ждала лодка. 2) (Не)подалеку от дома  (где именно?) мальчики посадили две  елочки. 3)  Поз..но вечером (когда именно?) мы с отцом торопимся  на   вокзал.
   II уровень
 3. Постройте предложения так, чтобы необособленные определения  стали обособленными; спишите, вставляя пропущенные буквы,  раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
   1) Беззаветные (не)кол…бимые  просто отча..ые пут..шеств..ики  (ни, не)когда (не)с.дят на месте. 2) Плывущая за окном сырая весе..яя ноч.. полна какими(то) ш..рохами (не)понятными звуками.  3) Мокрый от росы душистый луг с.яет тысячами радужных огней.
4. Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения  деепричастным оборотом; вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
      1) Когда португальцы решили искать морской путь в Индию, они стали отправлять в р..сков..ые пут..шествия лучших моряков. 2) Поскольку Колумб обрел могуществ..ых покровителей он отправляется на поиски нового морского пути в Индию. 3) Хотя мореплаватели утомились, они  все равно отправляются к новым открытиям  и и..следованиям.
     III уровень
  5. К выделенным словам подберите приложения. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
     1) Петр Ильич Чайковский родился на Урале в семье горного инженера. 2) А. С. Яблоков скрестил осину с белым пирамидальным тополем. 3) Г. С. Сковорода  написал «Басни Харьковские», когда жил в селе Пан -Ивановка на Харьковщине. 4) Печенежское водохранилище  славится  це..ой промысловой рыбой толстолобик.
(Справка: один из величайших композиторов XIX века; русский  лесовод, профессор; украинский мыслитель, философ и поэт; место отдыха жителей Харьковской области.)
  6. Распространите причастия, подобрав  к ним зависимые слова.  Запишите предложения, вставляя  пропущенные буквы, раскры вая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.
    1) Под вечер  встречаю в яру прогуливающегося барсука. 2) Этот  зверек  ..гр..бает лапами в нору опавшие  листья устра…вая себе  мя..кую  постель. 3) (Во)время о..тепелей барсук просыпает..ся  вылезает из норы и пр..слуш..вается к доносящимся звукам.
   IV  уровень
 7. Переведите текст с украинского языка на русский.
   Ліс ще дрімає в передранішній тиші…. А  з синім небом вже щось діється:: воно то   зблідне, наче від жаху, то спалахне сяйвом, наче од  радощів... На  галявину  вискакує з гущини сарна і, зачарована чудовим концертом, зупиняється, витяга  цікаву мордочку до кривавої смуги обрію,  що червоніє на узліссі  поміж деревами, і  слухає..   Полохливий  заєць, причаївшись під  кущем, пригина вуха, витріща очі  й немов  порина    ввесь у море   лісових    звуків.













    8 класс  «Обособленные и уточняющие члены предложения»                         
II вариант
   I уровень
  1. Спишите предложения, подчеркните обособленные определения,  укажите, чем они выражены.
    1) На землю, прихваченную ледяным панцирем, ложится снег.  2) В лесной заводи, неширокой и неглубокой, водились мальки.
  2. Спишите предложения, ставя причастный оборот после определяемого слова; вставьте  пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
    1) На покрытой м..хнатым ин..ем траве скач..т (не)угомо…ые сороки. 2)  Ра..тилавшийся  в  н..зине туман был густым и белым как  молоко. 3) Срез..ые в саду  темные астры украс.ли мою комн..ту.
    II  уровень
   3. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Предложения разберите синтаксически.
     1) (Царевну)л..гушку едящую на белой кувшинке я встретил  этим   летом.  2) Св..репая зима проникнув в самые  пота..ые уголки убила многих бабочек кр..пивниц. 3) Выжившие бабочки кувыркаясь  и барахтаясь в струях теплого ветра радуются весне.
4. Перестройте предложения так, чтобы в них были обособленные  приложения; вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки  препинания.
       1)  Извес.нейший португальский мореплаватель Фернан де  Магеллан совершил первое кругосветное плавание и открыл пролив  назв..ый благодарными потомками Магелланов. 2) Основоположник  русской классической музыки Михаил Иванович Глинка долгое время жил в  Итали.. Австри.. и  Германи.. знакомясь с музыкальной  культурой этих стран.
III уровень
    5. Распространите предложения, добавив к выделенным словам обособленные определения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
      1) В кронах деревьев  ... уже зазв..нела первая песня с.ницы.  2) Художник ...  старался (ни, не)чего (не)пропустить из увиде..ого.
  3)  С утра он заб..рал ящик  с красками и отправлялся на берег  моря ... . 4)  (Не)(в)далеке от берегов ... в погожие дни на прибреж-
  ные камни   выползали тюлени ... погрет..ся на солнышке. 5) Заслышав  человека тюлень бросается в воду  ... и (от)туда   высунув голову следит  за  человеком.
6. В данные предложения вставьте деепричастия или деепричастные  обороты перед союзом и или после него; запишите предложения,  вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
    1) Дети вышли к крохотному водоемч..ку спрятавшемуся  в зеленой чаще болот и увид..ли пт..нцов. 2) Целые стаи пт..нцов бе..заботно  плавали купались и гонялись друг за другом на тихой воде под  скл..нивш..мися зелеными листьями. 3) Обеспоко..ые птицы (не)хотя   слетели с  гнезд  и   закружились над головами (не)прош..ого гостя.
    IV уровень
 7.Используя следующие словосочетания, напишите сочинение-миниатюру. Обособленные члены подчеркните; сочинение  озаглавьте.
Утро, росистое и туманное; выплывают, всполошившись, в глубине  реки, темной и таинственной; на  спокойной глади реки; обрамленной ивовой порослью; отражающей облака; влажные от утреннего тумана; уютно устроившись; затаив дыхание; обещая хороший день; солнце, горячее и неутомимое; несмотря на утреннюю прохладу; дерево, с корявым стволом, высохшими черными ветвями-лапами.






                       


Комментариев нет:

Отправить комментарий